Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000038557 StartFragment:0000000461 EndFragment:0000038541
Использование электронных тестов для мониторинговых исследований соответствия предметных умений обучающихся на уроках истории
Учитель истории и обществознания Свиридович С.В.
Важным условием повышения качества образования является систематический анализ данных о состоянии результатов образовательного процесса, получаемый при проведении педагогического мониторинга, без которого трудно оценить эффективность работы школы и отдельных учителей.
Педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно обоснованного контроля качества образования с целью повышения результативности качества образования. Педагогический мониторинг имеет смысл в том случае, если перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Педагогический мониторинг направлен на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.
Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.
ПРЕДМЕТНЫЙ МОНИТОРИНГ
Цель мониторинговых исследований: выявить состояние и уровень обученности учащихся по истории.
Задачи:
1. Выявление уровня усвоения материала:
-
Репродуктивный (запоминание и воспроизводство)
-
Репродуктивно-преобразующий (перенос усвоенных образцов в нестандартные ситуации)
-
Коррекция деятельности учителя.
Методы: тестирование
Тестирование по предмету
Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, т.к. данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.
Ведущая роль теста обусловлена его характерными особенностями:
Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом. В тесте представляется возможным разложение содержания на четко определенные структурные элементы, определяющие ключевые понятия тем и разделов учебного материала.
Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала, так как позволяет представлять материал на разных уровнях структуры знаний (узнавания, понимания, применения).
Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значения этих показателей зафиксированы в шкале оценок выполнения теста.
Этапы проведения мониторинговых исследований по истории
Iэтап — подготовительный
-
Определение объекта (выбор классов и предметов для проведения тестирования)
-
Установка сроков проведения
-
Разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный вариант)
IIэтап — практическая часть мониторинга
-
Тестирование
-
Сбор информации
III этап — аналитический
-
Систематизация полученной информации
-
Анализ полученных данных
-
Разработка рекомендаций и предложений на последующий период
-
Ожидаемые результаты
-
-
1. Получение достаточно полной информации о результатах учебной деятельности учащихся.
-
2. Получение полной картины пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам.
3.Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования у них положительной мотивации к профессиональной деятельности.
В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня:
Обучающийся выполняет задание после инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.
Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.
Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.
Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.
Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.
Данный уровень реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.
Педагог разрабатывает свою программу (технологию) отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:
-
выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
-
определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
-
скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.
Результаты обучения учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа создается программа дальнейших действий учителя и других специалистов.
Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.
Необходимо подбирать задания разного типа и уровня сложности, например:
I группа – задания с выбором ответа, в ней проверяется знание дат, фактов – места, обстоятельств, участников событий, характерных признаков событий и явлений.
II группа – более сложные задания, они предусматривают следующие виды деятельности:
-
соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических течений, к которым они принадлежали;
-
установление последовательности событий.
Диагностика выявляет уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивает проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьников.
Результаты мониторинга оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Проанализировав информацию учитель вырабатывает стратегию корректировки для отстающих учеников и работу с сильными учащимися.