Приемы и методы работы с учебником на уроках истории
Приемы и методы работы с учебником на уроках истории
Школьный учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н.В.Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет “умервщлять” его воображение. Именно это противоречие во мнениях по поводу роли учебника в процессе обучения и привело меня к необходимости на собственном опыте рассмотреть роль учебника в учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы работы с учебником на уроках истории»
Приемы и методы работы с учебником на уроках истории
Школьный учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н.В.Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет “умервщлять” его воображение. Именно это противоречие во мнениях по поводу роли учебника в процессе обучения и привело меня к необходимости на собственном опыте рассмотреть роль учебника в учебной деятельности.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. И все же большинство педагогов, учителей, методистов считают, что учебник нужен и полезен. В педагогике выделяют следующие функции учебника истории и обществознания:
Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях и способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки учителя к уроку важно выявить основные базовые понятия. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые понятия.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического текста зависит от его насыщенность понятиями, терминами, выводами, теоретического характера.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы, задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги образной и знаковой наглядности.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
Какие же существуют приемы и методы деятельности учащихся при изучении теоретического материала по учебнику?
Наиболее распространенным и актуальным в свете единого государственного экзамена по обществознанию является метод составления плана параграфа, который может быть простым и сложным. Сначала ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить каждую часть плана на смысловые части, выделить в каждой из них главную мысль и грамотно сформулировать ее. После того, как учащиеся усвоят алгоритм составления плана, им предлагается составить сложный план по определенным темам.
Интересны методы работы с заголовками параграфов. Первый и самый простой – это, когда заголовок параграфа ученики формулируют сами, анализируя текст учебника и пытаясь выделить, по их мнению, наиболее важные составляющие текста.
Часто на своих уроках я пользуюсь следующим методом работы с заголовками. Например, на доске написано название темы урока: “Первые земледельцы и скотоводы”. Проанализировав название, ученики отмечают, на какие вопросы надо получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Вопросы могут быть такими: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?
Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового материала учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.
К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщается, что под выводами понимается самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом.
Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или какому-либо утверждению. Например, нужно доказать, что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.
Отдельно стоит рассмотреть методы работы с документами и источниками, приводимыми в учебниках, так как анализ документов является важной составляющей единого государственного экзамена по истории и обществознанию. Учитель формирует умение давать критическую оценку документа. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Я часто предлагаю учащимся “прочитать, что сказано в документе об этом…”, “доказать на основе текста документа”, “подтвердить свое мнение документом”. Интересна работа в старших классах, где я предлагаю учащимся сравнить два документа, дать им характеристику с точки зрения большего соответствия исторической действительности. Ученики в процессе работы с документом учебника проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов. По ходу разбора документа проводится словарная работа.
Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}