Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;
Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;
Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.
Основные формы и методы работы
Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.
Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;
• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока
Содержание
Цели
Условия достижения положительных результатов
организационный
демонстрация темы и целей урока
Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
проверка домашнего задания
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории
выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
актуализация опорных знаний и способов действий
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
формирование новых понятий и способов действий
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала
демонстрация нового учебного материала
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний
применение знаний, формирование умений
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений
выполнение тренировочных заданий
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
контроль и учет знаний
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
организация контроля и самоконтроля
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока.
3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определяьт по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
4. учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Тема самообразования: учителя истории Айткеновой Айгуль Мадетовны - «Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Тема самообразования: учителя истории - «Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологии на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока.»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;
Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;
Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.
Основные формы и методы работы
Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.
Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителяи ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;
• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока
Содержание
Цели
Условия достижения положительных результатов
организационный
демонстрация темы и целей урока
Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
проверка домашнего задания
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории
выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
актуализация опорных знаний и способов действий
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
формирование новых понятий и способов действий
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала
демонстрация нового учебного материала
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний
применение знаний, формирование умений
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений
выполнение тренировочных заданий
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
контроль и учет знаний
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
организация контроля и самоконтроля
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока.
3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определяьт по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
4. учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.