kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация рефлексии на уроках истории в основной школе как средство развития критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Каждый учитель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию. Рефлексия является целостным звеном развивающего и проблемного обучения, так как зиждется на принципах активности и сознательности. Чаще всего, рефлексия на уроке строится путем вопросов как одного из действенных механизмов стимулирования когнитивной активности учащихся. Побуждение учителем к постановке вопросов самими учащимися – задача крайне сложная.

            Что есть рефлексия? Рефлексия отождествляется с самоанализом, но его глубина зависит от личностных, возрастных особенностей человека, от нравственного воспитания. Рефлексия неразрывно связана с целеполаганием (что оцениваю? как оцениваю? какие перспективы в работе?). Рефлексия – стадия урока, во время которой учащиеся вновь обращаются к только что пройденному материалу, к смыслу узнаваемого, подвергают его проверке, пытаются толковать его, применять, оспаривать, а так же пробуют привлекать новые знания в других сферах деятельности. На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.

Этап урока

Форма рефлексии

Организационный этап, вводно-мотивационный

Выбор индивидуальной цели учеником

Ребята могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока

Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся

Этап изучения, осмысления

Решение учебных задач

Выбор формы организации учебной деятельности

Групповая или индивидуальная рефлексия

Заключительный этап

Подведение итогов, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока

Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний)

            Организация рефлексии на уроках истории является средством развития критического мышления (через контакт с новой информацией). Преподаватель в процессе урока может попросить учащихся вернуться к записям, внести изменения или дополнения, а также предложить творческие задания практико-ориентированного характера. Ученики соотносят полученные знания с актуальной информацией. В ходе организации учебной деятельности, преподаватель может использовать такие методы, как: заполнение кластеров и таблиц, установление причинно-следственных связей, ответы на вопросы, дискуссии, «круглые столы», игры, творческие работы и т.п.

             Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания исторического материала. Очень важно аппелировать к эпиграфам, литературным произведениям, стихотворениям, произведениям искусства на уроке в целях обеспечения условий для благоприятного психологического климата на уроке.

             Устная рефлексия на уроке предполагает коммуникативную активность, например,  в процессе круглых столов, где происходит обмен мнениями или дискуссия между участниками. Рефлексия в письменной форме более многогранна.

Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, педагог обеспечивает условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции). Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач: организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории; развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера;
формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности. Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями ученика, в чем и состоит результативность саморазвития человека. Ученик сам оценивает степень своей активности на уроке. Выход на новую проблему в результате рефлексивной деятельности предоставляет ученику возможность избежать причин своих ошибок, определить пути их исправления, что порождает новые способы организации деятельности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная работа преподавателя с учащимися, позволяющая совершенствовать исторический образовательный процесс, а также успешно решать основную задачу литературы: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию полноценной личности.

            Предлагаю приемы, которые использую на уроках истории и обществознания в 5-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Низамова Надежда Борисовна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "В. Г. Распутин. Жизнь и творчество."
    ["seo_title"] => string(33) "v-g-rasputin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "282892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453741083"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства