Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории
Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории
Теоретические вопросы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории»
Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории………………………………6
Природа исследовательской деятельности (психолого-педагогический подход)……………………………………………… ………………..…6
1.2. Понятие и сущность исследовательской деятельности ….......................9
1.3. Характеристика видов исследовательской деятельности …………...12
ГЛАВА 2. Методические рекомендации применения исследовательского подхода в процессе обучения истории………………………………………15
2.1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории…………………………………………….15
2.2. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности при обучении истории во внеурочной деятельности.……….26
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34
Введение.
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Решению вышеизложенных задач способствует ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897), который призван стать основой процесса модернизации общего образования.
Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.
Для того чтобы, знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” - вот в чем самоценность уроков истории и обществознании.
Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.
Но в последнее время авторитет и популярность истории как школьного предмета резко падают. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи. Следовательно, историческое образование не достигает одной из главных своих целей. Необходимо научить учащихся среднего звена, самостоятельно учиться на уроках истории и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности на уроках истории, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для учителя истории.
Исходя из выше изложенного, считаю данную тему актуальной на сегодняшний день.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории;
- рассмотреть сущность, виды учебно-исследовательской деятельности;
- определить методические рекомендации применения исследовательского подхода в процессе обучения истории.
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории
Природа исследовательской деятельности (психолого-педагогический подход)
Так уж заложено природой, что с первых дней жизни ребёнок начинает изучать окружающий мир.
Ученые неоднократно обращались к проблеме изучения любопытства и любознательности детей. Тем не менее, в научной литературе отсутствует единство мнений исследователей на предмет психолого-педагогической природы данного феномена. При его раскрытии акцент делается на понятие «любознательность». Одни ученые понимают это как черту характера и изучают специфику ее развития в детских вопросах (Б.Г. Ананьев, Н.Б. Шумакова), другие - определенный уровень развития познавательной потребности (В.С. Ильин, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич), третьи - проявление умственной активности (Н.С. Лейтес, В.Ф. Сибирякова), есть учёные, которые понимают это как - базовое интеллектуальное качество, понимаемое как способность активно реагировать на новую информацию (М.А. Холодная, Э.Г Гельфман и др.)[10]
Что же такое любопытство и любознательность? Как проявляются они у ребенка? Каковы закономерности их развития? Если обратиться к смысловому значению данных слов, то можно предположить, что «Любопытный - кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все, без иной цели. Таким образом, можно выделить два направления любопытства: стремление узнать новое и незначимость интереса по его содержанию.
То есть любопытство это - первичный, начальный, более простой этап проявления познавательной активности, в большинстве своем не имеющий определенной цели. [10]
Любознательность же характеризуется серьезным стремлением к познанию, любовью к знаниям, что свидетельствует о более высоком уровне развития познавательной деятельности. И то и другое нуждается в определенных условиях воспитания. Не получив развития, любопытство может закрепиться в определенных формах поведения, став привычным у взрослого человека, что найдет выражение в стремлении к «пустому интересу», отсутствии целеустремленности в познании, склонности к сплетням, болтовне. Это происходит тогда, когда упущены сензитивные периоды в развитии любопытства и любознательности, которые приходятся на период раннего развития личности, в тех случаях, когда ребенок предоставлен сам себе и забота взрослого о нем сводится лишь к удовлетворению его витальных потребностей. Свойственное ребёнку любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность.
В.А. Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность - «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить.
Любознательность - это хрупкая и нежная сердцевина человека, ее легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия. Речь идет о труде мыслителя: детский труд - это активное видение мира, благодаря которому ребенок становится деятельной частицей природы и вместе с тем ее властелином». [16] Таким образом, познавательная деятельность - это умственный труд, связанный с напряжением интеллектуальных сил человека. Этому необходимо учить ребенка с детства.
Существуют закономерности развития любознательности, проявляющиеся в детских вопросах, имеющих познавательную направленность и два пика любознательности, которые приходятся на старший дошкольный (5-7 лет) и младший подростковый возраст (11-13 лет).
Выявлены два кризиса в развитии данного явления у детей, которые соответствуют младшему школьному и старшему подростковому (13-14 лет) периодам. Кризис, проявляющийся в «спаде» детских вопросов, приходящийся на младший школьный возраст, связан с тем, что дети приступают к систематическому обучению и инициатива в задавании вопросов переходит к учителю. [10]
Качество интеллектуальной деятельности детей во многом зависит от организации учебного процесса и тех вопросов, которые задает им учитель, побуждают ли они ребенка к постановке и разрешению проблемы либо адресованы его памяти. Для данного периода характерен переход от познавательных вопросов к взрослому к вопросам поискового характера, адресованных самому себе.
Кризис, проявляющийся в «спаде» вопросов, приходящийся на старший подростковый возраст, обусловлен тем, что наблюдается снижение спонтанной любознательности, подростки становятся менее откровенны и более критичны к себе, проявляется избирательность в познавательной деятельности, обусловленная формирующимися профессиональными интересами, вопросы все больше обращены к самому себе. В этом возрасте ярче проявляются индивидуальные различия в умственной деятельности. Интеллектуально активные подростки стремятся к построению гипотетических вопросов, интеллектуально пассивные - к постановке вопросов, которые носят шаблонный, репродуктивный характер, либо подростки не проявляют стремления задавать вопросы вовсе. [10]
Существует специфика в понимании феноменов любопытства и любознательности. Можно сказать, что эти понятия не тождественны.
Любопытство есть первичный процесс, предшествующий возникновению любознательности в онтогенезе, начальный этап развития познавательной активности в социальной среде. Он характеризуется стихийностью, ситуативностью, отсутствием определенной познавательной избирательности.
Любознательность же является «дельным любопытством», тягой к знаниям, пытливостью ума и склонностью к познавательной деятельности. Она часто находит выражение в детских вопросах познавательного характера. Необходимо создание определенных условий воспитания, которые бы способствовали развитию любознательности у детей, пытливости их ума. [3]
Таким образом, можно сделать вывод, что любознательность есть сложное, многомерное явление, которое можно анализировать с разных точек зрения:
1) как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность;
2) как психическое состояние, проявляющееся у ребенка в познавательной деятельности;
3) как черту характера, устойчивую индивидуальную психологическую особенность личности, следствие воспитания ребенка, прежде всего, в семье;
4) как интеллектуальную способность человека, выражающуюся в определенном реагировании на окружающий мир, в котором он живет.
Любознательность во многом является результатом семейного воспитания ребенка. Существуют сензитивные периоды в ее развитии, которые приходятся, главным образом, на дошкольное детство и интеллектуальные предпосылки развития любознательности в виде определенных задатков.[3] Таким образом, любопытство и любознательность есть звенья одной цепи, они являются определенными этапами развития познавательной активности в онтогенезе.
Понятие и сущность исследовательской деятельности
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Что же такое исследовательская деятельность учащихся?
Когда я знакомилась с теорией данного метода, нашла различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.
Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», …его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий». [1]
По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции». [13]
Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности». Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов». [2]
Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию». [12]
Исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путем "проб и ошибок", работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий.
Нужно подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Целью исследовательской деятельности всегда является самостоятельное получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от обычной учебной деятельности (объяснительно-иллюстративной).
Исследовательские способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков).
Под исследовательскими способностями следует понимать следующее (по А.И. Савенкову):
• умение видеть проблему;
• умение вырабатывать гипотезу;
• умение наблюдать;
• умение проводить эксперимент;
• умение давать определение понятиям и другие.
Выделяет всего три основных условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.
2. Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.
3. Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика). [15]
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности учебное исследование предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
Характеристика видов исследовательской деятельности
При организации исследовательской деятельности следует различать собственно исследовательскую деятельность учащихся, проектную деятельность и проектно – исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.[18] Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [17]
Проектно – исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. [5]
Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний.В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.
Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности:
- поисковая активность представляет основу (фундамент) проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- общественно-значимые цели и задачи. Результаты исследований, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;
- структура включает многие общие компоненты;
- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы. [4]
Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем:
- результат проектирования в основном известен учащемуся, а результат исследования нет;
- конечный продукт при проектировании чаще материален, а при исследовании нематериален;
- процесс проектирования четко структурирован, при исследовании не все этапы могут выполняться в обязательном порядке.
Выводы: Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.
ГЛАВА 2. Методические рекомендации применения исследовательского подхода в процессе обучения истории
2.1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории. Приемы и методы организации исследовательской деятельности.
На уроках истории исследовательская деятельность организовывается с применением различных методов, приемов, заданий, позволяющих активизировать познавательный процесс на уроке. Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: решение проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в учебно-исследовательских проектах.
Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием.[4] Появляется стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, общественно-политической, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рефератов, материалов к семинару, работа с историческим документом, статистическим материалом, историческим текстом с ошибками.
Коллективная учебная работа предполагает деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися.
Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Она может быть устной и письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся - воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. Целесообразно в содержание фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.
Индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.
Начиная с 5 класса, в своей работе начинаю использовать следующие методы: проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский.
На практике активно использую исследовательский метод в обучении:
- включаю поиск в задания по работе с документами, картинами и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, учебными пособиями различных лет;
- использую прием «свертывания» материала в схемы, таблицы, опорные конспекты;
- готовят индивидуально, либо группой доклады, сообщения, рефераты, пишут эссе;
- самостоятельно пишут историю семьи, рода, села, края и т.д.
Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории.
Вот список некоторых тем сочинений, выполняемых учениками:
• в 5 классе - «Один день египетского земледельца (вельможи, или ремесленника, или фараона), «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в одну из стран Западной Азии», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим», «Как я участвовал в восстании Спартака»;
• в 6 классе – «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе», «Как я участвовал в Столетней войне» и т.д.
• в 7 классе – «Мое отношение к смуте», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIIIвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.
• в 8 классе – «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIXвв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам» и т.д.
• в 9 классе – «Мое отношение к столыпинской реформе», «Мое отношение к революции 1917г.», «Мое отношение к гражданской войне», «Что мне запомнилось из истории России XXвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.
Проектный метод.
Ряд журнальных статей на страницах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе» дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории. Проект - это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определённого результата. Его осуществление происходит поэтапно: движение идёт от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям, даёт школьнику чувство осмысленности и оправданности усилий.
Эта методика была разработана во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж Дьюи, Э.Дьюи, Х.Килпатрик и др. выдвинули идею, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом становится получение цельного знания по предмету и овладение навыками исследовательской деятельности.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?
4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Особый интерес представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах.
В работе над учебным проектом можно выделить следующие этапы:
1. Выбор проекта, определение его типа и числа участников.
2. Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта.
3. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Распределение задач по группам.
4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Сбор и анализ информации, работа с источниками.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Представление и защита проекта. Коллективное обсуждение, выводы. Рефлексия.
Педагог, как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
В своей практике я применяю метод проекта в процессе преподавания истории с учётом возрастных особенностей школьников.
5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование. Примеры: при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать "клинописью" на глиняных табличках.
6 класс: создание рисунка на основе прочитанного (словесное рисование, графика, живопись), инсценирование.
7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.).
8 класс: продолжение или изменение исторических событий (восстание, бунт, революция и др.), написание собственных подражательных исторических произведений, создание презентаций.
9-11 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и защита с презентацией.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Проблемный метод есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные и реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая учебная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование индивидуального и дифференцированного подхода.
Примеры. В 6-м классе по теме “Византийская империя” я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети “собирают”, записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (9 кл.) проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.
На уроке всеобщей истории в 8-х классах по теме “Становление индустриального общества” я предложила следующее проблемное задание: “Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?”.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• Урок-игра, например, по теме «Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг.»: «Суд над Верой Засулич», где у учащихся развиваются такие УУД как личностные и познавательные: навык изучения и анализа исторических источников, групповая работа на основе вежливости, внимательности, навык публичного выступления, интерес к отечественной истории;
• урок-исследование по теме «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.». В начале урока выдвигается следующая гипотеза: «Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России». Учащиеся, на основании изучения документов, диаграмм и других источников, должны опровергнуть или согласиться с данной гипотезой;
• урок-практикум в 9 классе «Индустриализация и командно-административная система»: учащиеся на основе изучения источников определяют необходимость, цели и средства, кадры, планы и итоги индустриализации;
• на уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.
• урок «Путешествие в прошлое». Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей. В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин. Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу. Заключительная часть такого урока – представление отчетов В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.
• Интервью с историческим героем. Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним. Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию. «Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.
• Семинарское занятие – эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников. Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Типы семинаров:
- Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
- Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
- Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.
Разрабатывая план таких уроков, необходимо выделять основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).
Вывод: исследовательская деятельность отлично вписывается в классно-урочную систему и может быть организована на всех этапах как традиционного, так и инновационного урока. Можно организовать исследовательскую деятельность на различных этапах самостоятельной работы учащихся, проектной деятельности, при выполнении домашних заданий.
2.2. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности при обучении истории во внеурочной деятельности.
В современной концепции исторического образования обозначены его основные функции и принципиальные подходы к его обновлению. Один из принципов - единство обучения и воспитания: « В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине». На основе вышеизложенного совершенно очевидно, что обучение истории осуществляется в единстве с воспитанием патриотизма подрастающего поколения.
Исследование как метод и как самостоятельная технология используются как на уроках, так и во внеклассной работе по истории. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, исследовательская и творческая работа.
Одним из направлений исследовательской деятельности обучающихся является собирание и сохранение конкретных фактов, материалов о Великой Отечественной войне. Эти документальные и вещевые источники могли быть выброшенными, уничтоженными. Собранные школьниками, они хранятся в школьном музее. Обучающиеся собирают сведения об участии их родственников в войне. При этом они расспрашивают родственников, записывают их воспоминания, знакомятся с документами семейного архива. Они испытывают чувство гордости за подвиги своих предков, им хочется стать такими же отважными. Обучающиеся понимают, что для участников войны - честь, долг, Родина - являются святыми символами. Таким образом, такая исследовательская работа способствует не только расширению и углублению знаний учащихся о военной истории, но и оказывает на них воспитательное воздействие, воспитывая гражданина, патриота своей Родины.
Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности учащихся я считаю изучение ими истории своих семей, составление родословных. Через эту работу можно достичь следующих задач:
• формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;
• развитие у учащихся исследовательских навыков;
• создание и систематизация учащимися их семейного архива.
Многие учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, а предков в 4-5 поколениях знают единицы. Поэтому тема «История моей семьи» для учащихся всегда является актуальной. Сегодня в нашей школе эта деятельность реализуется. Учащиеся занимаются деятельностью по созданию семейных родословных и написанию истории своих семей. Моя цель – заинтересовать как можно больше обучающихся историей их семей, а через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Исследовательская работа «Моя родословная» состоит из трёх этапов:
3. Защита своей работы перед учащимися на уроках, представление лучших работ в школьных и районных конференциях.
Изучение истории России XX века предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Для не очень отдаленного прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто обладает историческим опытом – родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.
Задача учителя – организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования, как в школе, так и в научной практике. Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся. Проводятся беседы с бывшими участниками различных событий (организаторами колхозов, первыми комсомольцами, участниками войн), оформляются записи их воспоминаний. Самый сложный момент — обработка результатов опытной работы, написание самой работы, где необходимо связать весь собранный материал в единое целое, логически все увязать, сделать выводы.
Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории. Если этот метод используется при работе над учебным проектом, то тема интервью выбирается исходя из темы и целей проекта. Например, при работе над проектом “Улицы моего села”.
Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а “добыт” и обработан им самостоятельно. Таким образом, меняется отношение к знаниям: из вещи “купленной в магазине”, они превращаются в “сделанное своими руками”, приобретают новую ценность.
Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка “изнутри”, он способен ее прочувствовать, “сопережить”. История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Все это дает колоссальный “выброс” эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба. История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.
Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль “хранителя традиции”, “спасителя информации; первооткрывателя”. Ученик – интервьюер превращается в исследователя, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.
Результаты использования исследовательского метода обучения во внеурочное время представлены в таблице:
Дата
Учащиеся
Мероприятие
Результат
2010 г.
Ерусланова Ксения
Районный конкурс «История выборов Нижегородской губернии»
Районный исторический конкурс «Взгляд через века. К истории Нижегородского ополчения»
3 место
2011 г.
Шабанов Дмитрий
Районный исследовательский конкурс «Духовное и культурное наследие родного края»
3 место
2011 г.
2013 г.
Котельников Иван
Шабанов Дмитрий
Глотова Елена
Районный исторический исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны»
1 место
2 место
1 место
2012 г.
Новикова Марина
Муниципальный этап областного конкурса исследовательских работ «С малой родины начинается Россия»
2 место
2011 г.
2013 г.
Коллектив 6 класса
Курамшева Наталья
Районный конкурс «Герои ВОВ в памяти моей семьи»
2 место
1 место
2012 г.
Ерусланова Ксения
Коллектив 7 класса
Районный конкурс исследовательских работ «Путь на Москву. Подвиг Нижегородского ополчения»
2 место
1 место
2013 г.
Кечкин Владимир
IV Всероссийская интернет-викторина «Никто не забыт, ничто не забыто! »
Такая работа позволит учащимся под руководством старшего наставника внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное - получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всем спектре ее специфики, трудностей, радостей, особенностей. Учащиеся обретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни. Исследовательская деятельность учащихся способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны.
Заключение.
Проведенный теоретический анализ литературы и школьной практики по исследуемой теме позволил сделать вывод, что организация исследовательской деятельности предоставляет возможность успешно решать методические задачи.
В ходе работы были рассмотрены возможности организации исследовательской деятельности на различных этапах урока и проектной деятельности.
Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс при выполнении описанных методов организации позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету. Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения. Вместе с тем, несмотря на эффективность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, следует, уделить внимание качеству и целесообразности его применения.
Исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах процесса обучения физики: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она правомерно может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах; при организации внутриклассной активизации и координации, через выполнение школьниками творческих работ. По отношению к содержанию учебного предмета исследовательская деятельность может выполнять различные функции, поддерживая собственную учебную деятельность ребенка.
Организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях; способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе. Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.
Библиографический список
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2001. -№. 1.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 66
Апанасенко О. Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А. С. Макаренко)//Мир науки, культуры, образования. – 2007. - №1
Беляков, Е.М., Воскресенская, Н.М. Проектная деятельность в образовании// Преподавание истории в школе.-2007.-№5.
Герасимова, Т.Б. Организация проектной деятельности в школе// Преподавание истории в школе.-2007.-№5.
Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории 1960-1980 гг.// История. 2005 год, №6.
Гукова В. В. История.5-11 классы: технология современного урока/ Волгоград: Учитель,2009.
Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников // http://festival.1september.ru/articles/569355/
Кутц С. Ученические исследования: определение темы и планирование работы/ С. Кутц // История. – 1999. - № 5
Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974 - 197 с.
Меньшикова Е. А. Детские вопросы как проявление познавательной самостоятельности //Мир науки, культуры, образования. – 2007. - №1
Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 98
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование.-1999. - № 10.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с.
Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1. - с. 34-45.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. — 288 с
Тарасова Н.В. Проектная работа по истории// Преподавание истории и обществознания в школе – 2004, №3.
Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - с. 14-22.
Чиж, Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил / Г. Д. Чиж // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 6.
1. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 15 июля 2011 года)
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации Министерства Образование и Науки РФ Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования