kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые подходы к самоанализу урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была представлена на педагогическом совете перед коллегами школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к самоанализу урока»

Учитель истории и обществознания  Зацепина Елена Владимировна

Учитель истории и обществознания

Зацепина

Елена Владимировна

Каким должен быть современный урок?  Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?  Как провести анализ современного урока?

Каким должен быть современный урок?

Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?

Как провести анализ современного урока?

а) особенности темы; б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке; в) состав данного класса, уровень развития и способности учеников; г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

а) особенности темы;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке;

в) состав данного класса, уровень развития и способности учеников;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет; б) затем присутствующие анализируют положительные стороны урока; в) только после этого следует разбор отрицательных моментов; г) далее делаются предложения, как избавиться от недочетов;

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующие анализируют положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) далее делаются предложения, как избавиться от недочетов;

Общепедагогические характеристики современного урока: - концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке; - общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе; - описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях).  Методическая организация и оснащение урока.  Особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
  • Общепедагогические характеристики современного урока:

- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;

- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;

- описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях).

  • Методическая организация и оснащение урока.
  • Особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.

краткий (оценочный) анализ;  структурный (поэтапный) анализ;  системный анализ;  полный анализ;  структурно-временной анализ;  комбинированный анализ;  психологический анализ;  аспектный анализ;  комплексный анализ.
  • краткий (оценочный) анализ;
  • структурный (поэтапный) анализ;
  • системный анализ;
  • полный анализ;
  • структурно-временной анализ;
  • комбинированный анализ;
  • психологический анализ;
  • аспектный анализ;
  • комплексный анализ.
Краткий  (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения

Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации

Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения

Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа). Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся). Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся).

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Виды аспектного анализа урока:  педагогический анализ;  психологический анализ;  методический анализ; гигиенический анализ.

Виды аспектного анализа урока:

  • педагогический анализ;
  • психологический анализ;
  • методический анализ;
  • гигиенический анализ.

место урока в системе уроков; правильность постановки цели урока; организация урока; содержание урока; методика проведения урока; работа и поведение учащихся на уроке.
  • место урока в системе уроков;
  • правильность постановки цели урока;
  • организация урока;
  • содержание урока;
  • методика проведения урока;
  • работа и поведение учащихся на уроке.

управление вниманием учащихся; управление развитием мнемонических особенностей; учет закономерностей функционирования и развития мышления.
  • управление вниманием учащихся;
  • управление развитием мнемонических особенностей;
  • учет закономерностей функционирования и развития мышления.
основная учебная цель урока; методическая логика урока; использование различных средств обучения; использование различных методических приемов; использование различных организационных форм обучения.
  • основная учебная цель урока;
  • методическая логика урока;
  • использование различных средств обучения;
  • использование различных методических приемов;
  • использование различных организационных форм обучения.
характеристика учащихся класса; учет возрастных особенностей учащихся; соблюдение санитарно-гигиенических требований; предупреждение утомления и перегрузки школьников; владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности;
  • характеристика учащихся класса;
  • учет возрастных особенностей учащихся;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • предупреждение утомления и перегрузки школьников;
  • владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности;
1. Место данного урока в системе уроков и правильность постановки цели урока. 2. Организация урока: а) тип урока; б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке; д) рациональное использование времени.

1. Место данного урока в системе уроков и правильность постановки цели урока.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) рациональное использование времени.

3. Содержание урока: а ) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; б ) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; в ) воспитательная направленность урока; г ) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; д ) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного; е ) межпредметные связи; ж ) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; з ) качество знаний учащихся, их умений и навыков; и ) речь учащихся.

3. Содержание урока:

а ) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

б ) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

в ) воспитательная направленность урока;

г ) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

д ) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;

е ) межпредметные связи;

ж ) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

з ) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

и ) речь учащихся.

4. Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов; г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке; ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, работа с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке: а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение учащихся к уроку; в) отношение учащихся к учителю; г) дисциплинированность и организованность учащихся; д) речь учащихся; задаваемые вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, работа с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение учащихся к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?

A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2 Как он связан с предыдущими уроками ?

1.3 Как данный урок работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.5 В чем специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

1.6 Почему был выбран именно этот тип урока?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при под­готовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было выбрано именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?

B. Удалось ли:

• решить поставленные задачи урока;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Новые подходы к самоанализу урока

Автор: Зацепина Елена Владимировна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Самоанализ урока изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(45) "samoanaliz-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "109538"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404725540"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Самоанализ  урока окружающего мира на  тему" Кто такие рыбы?" "
    ["seo_title"] => string(65) "samoanaliz-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-kto-takiie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "127815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415378547"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "самоанализ урока "
    ["seo_title"] => string(16) "samoanaliz-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "135183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416859862"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Самоанализ урока музыки. "
    ["seo_title"] => string(23) "samoanaliz-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "154099"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421098738"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект на тему "Детская периодика. Журнал "Непоседа" УМК "ПНШ",самоанализ урока "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-na-tiemu-dietskaia-pieriodika-zhurnal-nieposieda-umk-pnsh-samoanaliz-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "109530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404722749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства