Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к самоанализу урока»
Учитель истории и обществознания
Зацепина
Елена Владимировна
Каким должен быть современный урок?
Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?
Как провести анализ современного урока?
а) особенности темы;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке;
в) состав данного класса, уровень развития и способности учеников;
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующие анализируют положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) далее делаются предложения, как избавиться от недочетов;
Общепедагогические характеристики современного урока:
- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;
- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;
- описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях).
Методическая организация и оснащение урока.
Особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
краткий (оценочный) анализ;
структурный (поэтапный) анализ;
системный анализ;
полный анализ;
структурно-временной анализ;
комбинированный анализ;
психологический анализ;
аспектный анализ;
комплексный анализ.
Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся
Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения
Полный- это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся).
Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Виды аспектного анализа урока:
педагогический анализ;
психологический анализ;
методический анализ;
гигиенический анализ.
место урока в системе уроков;
правильность постановки цели урока;
организация урока;
содержание урока;
методика проведения урока;
работа и поведение учащихся на уроке.
управление вниманием учащихся;
управление развитием мнемонических особенностей;
учет закономерностей функционирования и развития мышления.
основная учебная цель урока;
методическая логика урока;
использование различных средств обучения;
использование различных методических приемов;
использование различных организационных форм обучения.
характеристика учащихся класса;
учет возрастных особенностей учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
предупреждение утомления и перегрузки школьников;
владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности;
1. Место данного урока в системе уроков и правильность постановки цели урока.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
д) рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а ) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
б ) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
в ) воспитательная направленность урока;
г ) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
д ) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
е ) межпредметные связи;
ж ) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
з ) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
и ) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, работа с классом и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение учащихся к уроку;
в) отношение учащихся к учителю;
г) дисциплинированность и организованность учащихся;
д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками ?
1.3 Как данный урок работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1.5 В чем специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Почему был выбран именно этот тип урока?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было выбрано именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
B. Удалось ли:
• решить поставленные задачи урока;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?