kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии.

 

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались скажем , 10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса «шокотерапии» постперестроечного периода, экономических реформ.

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению к правополушарным детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик. Выход из сложившейся ситуации, лежит на пути осуществления личностно- ориентированного обучения.

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.

В учебной деятельности школьник решает как познавательные задачи ( учебно - познавательная деятельность), так и задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения и навыки. Главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.

Технология личностно - ориентированного обучения на уроках биологии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

 Биология действительно содержит множество фактической информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т. е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ.

В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения.

Лабораторные работы являются одной из форм активизации и  познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными  биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

 Лабораторная работа – идеальный и эффективный вариант для работы в течение урока.

Достоинства этого: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.

Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь, что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от выполнения заданий на обсуждение посторонних тем. 

Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике. В отдельных случаях, когда нельзя самим проверить информацию, учащиеся могут верить учителю на слово. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.

В свете современных технологий на уроках биологии вводится применение виртуальных интерактивных лабораторных работ. Выполненные в виде интерактивной мультипликации, ИЛР создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы

   Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Вот неполный список обязательных лабораторных работ,  обязательных для выполнения каждым учителем по программе Сонина Н.И.по классам.
        

6 класс

Лабораторная работа «Органические вещества семени».

 

Лабораторная работа «Строение растительной и животной клеток».

 

Лабораторная работа «Органы цветкового растения».

 

Лабораторная работа «Корневые системы».

 

Лабораторная работа «Простые и сложные листья».

 

Лабораторная работа «Строение цветка».

 

Лабораторная работа «Строение семян».

 

7 класс                                                             

 

Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов на примере мукора».

 

Практическая работа«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

 

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей».

 

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов».

 

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника».

 

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

 

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».

 

Лабораторная работа «Морфолого-биологический анализ растения семейства крестоцветных».

 

Лабораторная работа «Морфолого-биологический анализ растения семейства злаковых».

 

 Лабораторная работа «Изучение раковин моллюсков».

 

 

 

 

 

8 класс

 

Лабораторная работа Строение животной клетки».

 

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

 

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

 

Практическая работа «Измерение кровяного давления».

 

Практическая работа «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

 

Практическая работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

 

Практическая работа «Определение частоты дыхания».

 

 

 

9 класс

 

Лабораторная работа «Морфологический критерий вида».

 

Лабораторная ра­бота «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

 

Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

 

Лабораторная работа «Решение генетиче­ских задач и анализ составленных родословных».

 

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кри­вой».

 

Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».

 

10 класс

 

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

 

Лабораторная работа «Роль ферментов в ускорении реакций в клетке. Плазмолиз и деплазмолиз».

 

Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

 

11 класс

 

Лабораторная работа «Изучение изменчивости растений  и животных, построение вариационного ряда и кривой».

 

Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов».

 

 

 

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».

 

Учитель при проведении лабораторных работ использует различные средства

обучения, а именно: натуральные (живые животные и растения, микропрепараты, влажные

препараты, коллекции, гербарии, остеологические препараты, чучела); изобразительные

(муляжи, модели, таблицы); вербальные (инструктивные карточки, слово учителя, учебник);

лабораторное оборудование (оптические приборы, реактивы и красители, инструменты).

 

Применение лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным ,повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности.

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».


 Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. »

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии.



Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались скажем , 10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса «шокотерапии» постперестроечного периода, экономических реформ.

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению к правополушарным детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик. Выход из сложившейся ситуации, лежит на пути осуществления личностно- ориентированного обучения.

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.

В учебной деятельности школьник решает как познавательные задачи ( учебно - познавательная деятельность), так и задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения и навыки. Главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.

Технология личностно - ориентированного обучения на уроках биологии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

 Биология действительно содержит множество фактической информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т. е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ.

В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения.

Лабораторные работы являются одной из форм активизации и познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными  биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

 Лабораторная работа – идеальный и эффективный вариант для работы в течение урока.

Достоинства этого: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.

Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь, что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от выполнения заданий на обсуждение посторонних тем. 

Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике. В отдельных случаях, когда нельзя самим проверить информацию, учащиеся могут верить учителю на слово. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.

В свете современных технологий на уроках биологии вводится применение виртуальных интерактивных лабораторных работ. Выполненные в виде интерактивной мультипликации, ИЛР создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы

   Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Вот неполный список обязательных лабораторных работ, обязательных для выполнения каждым учителем по программе Сонина Н.И.по классам.
        

6 класс

Лабораторная работа «Органические вещества семени».

Лабораторная работа «Строение растительной и животной клеток».

Лабораторная работа «Органы цветкового растения».

Лабораторная работа «Корневые системы».

Лабораторная работа «Простые и сложные листья».

Лабораторная работа «Строение цветка».

Лабораторная работа «Строение семян».

7 класс

Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов на примере мукора».

Практическая работа«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей».

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов».

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника».

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».

Лабораторная работа «Морфолого-биологический анализ растения семейства крестоцветных».

Лабораторная работа «Морфолого-биологический анализ растения семейства злаковых».

Лабораторная работа «Изучение раковин моллюсков».



8 класс

Лабораторная работа Строение животной клетки».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Практическая работа «Измерение кровяного давления».

Практическая работа «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Практическая работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

Практическая работа «Определение частоты дыхания».


9 класс

Лабораторная работа «Морфологический критерий вида».

Лабораторная ра­бота «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Лабораторная работа «Решение генетиче­ских задач и анализ составленных родословных».

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кри­вой».

Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».

10 класс

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Лабораторная работа «Роль ферментов в ускорении реакций в клетке. Плазмолиз и деплазмолиз».

Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

11 класс

Лабораторная работа «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов».


Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».

Учитель при проведении лабораторных работ использует различные средства

обучения, а именно: натуральные (живые животные и растения, микропрепараты, влажные

препараты, коллекции, гербарии, остеологические препараты, чучела); изобразительные

(муляжи, модели, таблицы); вербальные (инструктивные карточки, слово учителя, учебник);

лабораторное оборудование (оптические приборы, реактивы и красители, инструменты).



Применение лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным ,повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности.

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».


 Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии.

Автор: Анашкина Лариса Валерьевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126041

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства