Сегодня на уроках истории, обществознания, права учителя нередко предлагают обучающимся различные формы работы с письменными источниками, которые могут быть текстовым документом в бумажном или электронном виде. Нередко они сопровождаются конкретными вопросами, подготовленными учителем, методистом или автором учебного пособия. Однако представляется важным научить обучающихся анализировать источники самостоятельно, предложив соответствующий алгоритм. Он представлен универсальным перечнем вопросов, с помощью которых можно научится анализировать практически любые виды источников, документов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика работы с письменными источниками»
Методика работы с письменными источниками
На уроках истории чаще всего обучающиеся под руководством учителя работают с письменными историческими источниками, документами, которые могут быть представлены как текстовые документы в бумажном или электронном виде.
На подготовительной стадии учитель должен определить возможные приемы работы с конкретным историческим документом: конспектирование, составление плана, анализ по предложенной схеме и т. д. При этом следует учитывать множество факторов:
- индивидуальные особенности познавательной деятельности отдельных учащихся;
- уровень сформированности личностных, предметных, метапредметных результатов;
- интересы, наклонности школьников;
- возрастные особенности учеников.
Очень важно организовать познавательную деятельность так, чтобы исторический документ выступал в роли свидетеля эпохи, источника новой информации, а не в роли простой иллюстрации к тексту учебника.
Следует отметить, что чаще всего у учителя возникают некоторые затруднения на этапе подготовки к работе с документом: преподаватель заранее должен подобрать текст (или комплект текстов) по изучаемой теме, адаптировать его к уровню восприятия школьников, выделить и объяснить наиболее сложные для понимания отрывки. Могут возникнуть некоторые затруднения и в материальном обеспечении данного вида деятельности, т.к. желательно, чтобы каждый школьник имел копию изучаемого документа, а также схему его анализа.
Использование ЦОР способствует частичному решению данных проблем.
Для анализа текстового источника можно использовать следующий порядок1:
1.Происхождение текста:
кто написал этот текст?
когда был написан текст?
какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)
это полный текст или отрывок? (если это отрывок, то кто его подготовил? чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?)
оригинальный текст или перевод?
2. Содержание текста
о чем говорится в тексте?
на какие части делится текст? (можно предложить свои названия для основных частей текста)
какие слова, имена, самые важные события можно назвать опорными (самыми важными) для его понимания?
все ли слова, имена и события в тексте известны, понятны? где можно найти уточняющую информацию?
3. Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?
является ли автор текста непосредственным свидетелем описываемых им событий или же "опосредованным", т.е. пересказывающим то, что он сам не видел?
является ли автор текста современником описываемых событий или он – человек другой эпохи?
является ли текст первичным или вторичным источником? ( Первичным источником считается первый известный нам текст, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть "опосредованным" свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).
4. Субъективность текста.
Все тексты в той или иной мере субъективны. Автор видит события со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, однако зачастую источники пишутся с определенной целью: автор хочет добиться чего-то от кого-то или пропагандировать какие-то идеи, и т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.
Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:
были ли у автора особые намерения? Если были, то какие?
является ли автор хорошим наблюдателем? Понимает ли он то, что видит?
есть ли у автора особые симпатии или антипатии?
каким языком автор ведет рассказ?
является ли автор выразителем определенных взглядов или же он исключение - единственный человек, разделяющий подобное мнение?
является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?
5. Использование источников для изучения мышления людей.
Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.
1 Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006