kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: Использование ИКТ на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.

Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

Актуальность и перспективность.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали  кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ,  эта задача решается намного проще и интереснее.

Психолого-педагогическая цель:формирование базовых знаний по  основам обществоведческих  наук.

Заключение.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали  кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ,  эта задача решается намного проще и интереснее.

На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.

Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

Актуальность и перспективность.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали  кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ,  эта задача решается намного проще и интереснее.

Психолого-педагогическая цель:формирование базовых знаний по  основам обществоведческих  наук.

Заключение.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали  кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ,  эта задача решается намного проще и интереснее.

На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Использование ИКТ на уроках истории »

Тема: Использование ИКТ на уроках истории.

Основная идея: повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.


Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.


Актуальность и перспективность.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Условия формирования опыта.

На формирование опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории оказали влияние следующие факторы:

1. Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экран, новые компьютеры, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. При необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.

2. Изучение методической литературы:

- Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год.

- Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении.

- Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.

3. Курсы повышения квалификации:

- Краткосрочное повышение квалификации при Волгоградском областном институте повышения квалификации работников образования по информационным технологиям, Задачному подходу в обучении экономики, права, истории, обществознания в объёме 72 часов, 2007 год. ;

- Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» по теме: «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика» -2010-2011 гг. ;

- Курсы в Волгоградской Государственной Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме: «Теория методика обучения истории и обществознанию: инновационные подходы» - 2010-2011 гг.

На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе.

4. РМО учителей истории - Проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и с применением ИКТ.


Теоретическая база


При использовании ИКТ в процессе обучения истории я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».

3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…».

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Установление межпредметных связей с информатикой.

  4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.

  5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

  6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

  7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:

  • Помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;

  • Представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;

  • Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;

  • Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.

Практическая значимость:

  • инновационный подход в изучении истории создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;

  • повышает мотивацию изучения предмета истории;

  • позволяет изучать историю в выпускных классах как проблемный, а не как репродуктивный курс;

  • повышает качество освоения истории.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.


Трудоёмкость опыта.

Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе нет компьютера.

2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. На составление презентаций уходит много времени.

Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.


Технология опыта

В процессе обучения истории я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:

1. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).

2. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс).

3. Всеобщая История, учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)

4.. История России XIX века (VIII класс).

5. История России XX век.

6. Неизвестная война (документальный фильм – ВОВ)


Использование ИКТ в процессе обучения позволило:

1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории и обществознанию показали, что ребятам стало намного легче справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ.

3.Достичь результатов в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня.


Результативность опыта

Мною составлены презентации по следующим темам:

1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.

2. Реформы Петра I.

3. Реформы Александра II.

4. Экономические реформы 1985-1991 годов.

5. Средневековые замки.

6.Столетняя война.

7.Северная война.

8.Эпоха Возрождения.

9.Тайные организации.

10. Эпоха Просвещения.

11.Религиозные войны.

12.Политическая раздробленность Руси.



Данные презентации используются при изучении и закреплении материала.


Заключение.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.

На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья: Использование ИКТ на уроках истории

Автор: Мананникова Анастасия Александровна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения""
    ["seo_title"] => string(46) "statiaispolzovaniieiktnaurokakhkraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450704672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(37) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "150723"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420549746"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья "Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании на уроках ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-sozdaniie-uslovii-dlia-povyshieniia-tvorchieskogho-i-intielliektual-nogho-potientsiala-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-na-urokakh-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "233834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443248020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства