kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Использование исторического краеведческого материала на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы методической разработки помогут учителю использовать разнообразные методы и приёмы для привлечения краеведческого материала  на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Использование исторического краеведческого материала на уроках истории"»


Государственное учреждение Ярославской области

Центр оценки и контроля качества образования

В комиссию по проведению конкурса на получение денежного

поощрения лучших учителей











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Использования исторического краеведческого материала на уроках истории России. 6 – 8 классы











Работу выполнила: учитель

истории высшей кв. категории

МОУ Коленовской сош

Ростовского района

Ваганова Ирина Витальевна.

















2013 г.

Содержание.


Введение с. 3 -5

ГЛАВА 1. Школьное историческое краеведение – его значение и сущность с. 5 - 8 1.1. Необходимость использования исторического краеведческого материала

в школьном курсе «История России» с.5 - 6

1.2. Подготовка учителя к краеведческой работе с. 6 - 8

ГЛАВА 2. Использование исторического краеведческого материала на

уроках истории России. ( Из опыта работы) с. 8 - 17


2.1. Использование краеведческого материала в курсе «История России

с древнейших времен до конца XVI в.». 6 класс с.8 - 13


2.2. Использование краеведческого материала в курсе «История России

– XVII- XVIII вв.». 7 класс с. 14 - 16

2.3.Использование краеведческого материала в курсе «История России –

XIX в.». 8 класс с. 16 – 17


Заключение с. 17 - 19


Библиография с. 20





























Введение.

Тема моей методической разработки « Использование краеведческого материала на уроках истории России». Выбор темы не случаен. Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно, а историю мыслим как сумму фактов, дат, имен. Культуру какой бы то ни было эпохи представляем по шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники искусства. Мы знаем, в какие годы правил Владимир Мономах, до мельчайших событий восстанавливаем картину Бородинского сражения, читаем и перечитываем «Слово о полку Игореве». И, как правило, не можем сказать, чем жил обычный крестьянин или горожанин в то время. Что заботило или радовало крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, пели, что передавали своим детям и внукам. Все это не просто любопытство. По моему мнению, знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа поможет понять и облегчить многие моменты истории поколений, отдельных людей той или иной местности. В советское время за семьдесят с лишним лет серьезно подрубили корни, из которых мы растем, нарушили родовую и национальную память. Не потому ли беспамятность огрубила и обеднила наши души, лишила людей их самобытности. «Воспитывание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.»

( Д.С.Лихачев).

По моему мнению, эту задачу, так точно поставленную академиком Лихачевым, поможет выполнить исторический краеведческий материал, который необходимо использовать в процессе преподавания истории

В своей работе я использовала литературу различного характера. Ее можно подразделить на методическую и общеобразовательную. Большую помощь в написании работы мне оказало пособие для учителей под редакцией Н. С. Борисова «Методика историко – краеведческой работы в школе». В нем подробно разбираются исторические источники изучения края, описываются методы сбора этих источников, такие как экскурсия, походы по местам трудовой и боевой славы. Разбираются методы их проведения, правила сбора материала, оформления собранных экспонатов. Даются указания, как правильно вести сбор фольклорных источников, изобразительных источников и др. В пособии рассказывается как можно использовать краеведческий материал на уроках истории. Даются разнообразные формы подачи материала: краеведческие уроки, уроки

в школьном музее, уроки – экскурсии и другие. Приводятся примеры подобных уроков. Но автор не уделяет внимание нетрадиционным формам проведения уроков.

Другим методическим пособием является также пособие для учителя «Краеведение» под редакцией А. В. Даринского. автор обосновывает необходимость ведения краеведческой работы в школе, в том числе и исторического краеведения. Подробно в пособии разбираются источники краеведения: краеведческая библиография, статистические источники, архивные и др.

Настольной книгой краеведа является пособие Г. Н. Матюшина «Историческое краеведение». В учебнике разбираются такие вопросы, как: становление и развитие исторического краеведения как науки, характеризуются источники исторического краеведения, освещаются основные приемы и методы использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе.

Спланировать использование краеведческого материала на уроках истории мне помогла

3

методическая разработка по курсу «История Ярославского края» под ред. А. М.

Селиванова. программа охватывает время с момента появления человека на территории Верхневолжья до 90 – х годов 20 века и касается всех наиболее важных сторон социально – экономической, политической и культурной жизни нашего края. Разработка ценна еще и тем, что в ней приводится обширный список литературы к каждой теме семинарских занятий.

К программе выпущено учебное пособие под редакцией А. М. Селиванова «История ярославского края в двух частях». Учебное пособие предназначено как раз для учащихся средних школ. В нем в доступной форме раскрываются основные вопросы экономической, политической и культурной жизни края. Изложение материала в пособии органично вписывается в общий курс истории России. В учебнике предлагаются темы практических занятий и рефератов по истории культуры Ярославского края и рекомендуется литература для самоподготовки.

Преподаватели ЯГПУ им. К.Д.Ушинского С.А. Козлов и А.М.Анкудинова выпустили пособие научно – популярного характера « История Ярославского края периода феодализма». В пособии содержатся источники и списки литературы с учетом новейших достижений в области исторического краеведения, а также решаются познавательные и воспитательные задачи курса. По моему мнению, книга сложна для учащихся 6 – 7 классов, но она может быть использована учителем при подготовке к краеведческим урокам.

Вопросам истории русской православной церкви посвящена книга Ю. А. Колбовского и Т. А. Степановой «Православие и русская культура». Для работы я использовала главы 6 – 9, которые посвящены зодчеству, иконописи, церковной музыке и православной и русской литературе. В этих главах уделяется внимание развитию православной культуры и в нашем крае.

Рассказывая об иконописи, я использую книгу Л. Е. Такташовой «Русская икона». Она ценна тем, что дает представление о правилах изготовления иконы, указывает ориентиры в определении времени создания живописного произведения, освещает наиболее распостраненные сюжеты русской иконы.

Каталог Ростово – Ярославского архитектурно – художественного музея – заповедника «Иконы из собрания Ростовского музея –заповедника» знакомит с богатейшим собранием икон в музее. Дается описание этих икон.

Художественную характеристику памятников древнерусского зодчества ярославской земли дает книга М. Рапова «Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области».

При изучении истории Ростова я, в основном, использую книгу ростовского краеведа М. Н. Тюниной «Ростов Ярославский». В ней приводится разнообразный материал по истории Ростовской земли с древнейших времен до наших дней.

Изучая историю Переславля – Залесского я пользуюсь книгой, вышедшей в издательстве «Славпринт» в 2002 г. «Переславль – Залесский. Главы по истории и культуре города». Составитель Л. Б. Сукина. В книге рассказывается об основании города, о сохранившихся памятниках архитектуры 12 – 19 вв., фресках Гурия Никитина, иконах, прикладном искусстве. В тексте книги содержится много новой информации, основанной на изучении архивных материалов и письменных источников, а также большое количество прекрасно выполненных иллюстраций.

Книга Т. Ф. Федотовой «Вокруг Ростова Великого» освещает архитектурные памятники ростовской земли. Это храмы и гражданские постройки. В ней приводятся сведения о возникновении некоторых населенных пунктов вокруг Ростова Великого.

Настольной книгой учителя, изучающего историю Ростовской земли, является работы ростовского краеведа А. А. Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии» (1885 г) и «Вепрева Пустынь. Исторический очерк» (1888). А. А. Титов собрал большой материал о

4

ростовских селах и деревнях. Но, к сожалению, к нему нужно относиться критически, так как автор иногда использует недостоверные сведения, основанные на легендах местных жителей.

Следует отметить книги ярославского писателя В. Замыслова «Святая Русь. Князь Василько» и «Княгиня Мария». В этих исторических романах писатель в увлекательной форме, создавая живые образы наших предков, рассказывает о ростовском князе Василько Константиновиче и его жене княгине Марии. При изучении топонимов нашей местности я пользуюсь пособием, изданных обществом «Энциклопедия российских деревень». В нем имеются вопросники сбора сведений о сельских поселениях, их названиях, названиях внутри СП и рядом с ними. При написании разработки я использовала материалы, опубликованные в газете «Ростовский вестник».


Глава 1 Школьное историческое краеведение – его значение и сущность


1.1. Необходимость использования исторического краеведческого материала в школьном курсе «История России».


Историческое краеведение как составная часть общего краеведения представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. Это не только область научного исторического познания ( изучает историю края, отраженную в ее памятниках, и опирается на закономерности, принципы и методы исследования исторической науки), но и сфера активной практической деятельности юных краеведов, направленной на распространение знаний об истории края и ее памятниках среди самых широких слоев населения в доступной и увлекательной форме. Дети с интересом бывают на исторических экскурсиях, участвуют в деятельности различных патриотических клубов, кружков, проводят викторины, конкурсы на лучшее знание истории края и ее памятников, организуют встречи с интересными людьми, устраивают выставки, создают общественные музеи.

Эти две стороны краеведения образуют систему различных видов историко – краеведческой деятельности:

Познавательной;

Преобразовательной;

Ценностно – ориентационной;

Коммуникативной.

Такой подход к историко – краеведческой деятельности важен для правильного формирования личности ребенка. Он также позволяет наиболее целесообразно сконструировать эту деятельность с учетом возраста ребенка.

Историческое краеведение как система различных видов человеческой деятельности создает благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Познавательная деятельность.

Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность имеет различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на учебных уроках или внеклассных занятиях (например, в краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково – исследовательская деятельность).

Преобразовательная деятельность.

Заключается в создании духовно – практических ценностей (организация

выставок, школьных музеев, установление мемориальных досок) или достижение других практических результатов (шевство над семьями погибших в годы Вов, охрана и уход за

5

памятниками истории и т.д.).

Ценностно – ориентационная деятельность.

Посредством этого вида деятельности ребенок осознает значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Эта деятельность выступает и в форме производства, выработки этих нравственных ценностей, и в форме их потребления и усвоения массой людей, принадлежащим к самым различным демографическим группам. Например, процесс передачи традиций, где старшее поколение вырабатывает нравственные ценности, а младшее – потребляет.

Коммуникативная деятельность.

Развивает у школьников навыки общения, потребность в нем, формирует готовность участвовать на самостоятельном этапе жизни в необходимых обществу формах межличностного общения.

Все четыре вида историк краеведческой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чтобы создать школьный музей (преобразовательная деятельность), надо добыть новые знания (познавательная деятельность), отобрать знания, имеющие историческую ценность (ценностно – ориентационная деятельность). Все это не возможно осуществить вне контактов человека с человеком (коммуникативная деятельность), т.е. с людьми, причастными к историческим событиям.

Участие детей в историко – краеведческой деятельности способствует более глубокому изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений. Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально – стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образцов поведения.

Участвуя в историко – краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, дети воспринимают исторические события не как нечто далекое и нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат.

Таким образом, факты местной истории оживляют традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой

сущности, соприкосновение с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе. Все это влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.


1.2. Подготовка учителя к краеведческой работе.

Школьное краеведение служит учебно–воспитательным целям и осуществляется учащимися под руководством учителя

.Общие требования, предъявляемые к краеведческой работе в школе, следующие:

1.Подчинение краеведения учебно –воспитательным задачам школы.

2.Приобретение учащимися сведений о своем крае в системе знаний, усваиваемых по основам наук.

3.Общественно – полезная направленность краеведческой работы.

6

4.Единство теории и практики в школьном краеведении.

5.взаимосвязь классной и внеклассной работы.

6.Разнообразие форм и методов, широкое использование исследовательского метода.

7.Развитие самодеятельности и коллективизма учащихся в краеведческой работе.

8.соответствие содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся.


Условия эффективности краеведческой работы в школе.


1.Глубокое знание учителем истории своего края и владение методикой его изучения.

2.Создание системы школьного краеведения, куда входят: систематическое использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной работе.

3.Отсутствие сезонности.

4.Преемственность в краеведческой деятельности от класса к классу.

5.Массовость, т.е. участие в краеведческой работе всего пед. Коллектива и учащихся.

6.Перспективное планирование краеведческой работы в масштабах школы, по классам и предметам.

Практика убеждает в том, что краеведческая работа дает наибольший эффект тогда, когда учитель не ограничивается передачей готовых сведений, а организует самостоятельный поиск учащимися краеведческих знаний. Важное значение имеет взаимосвязь теоретической и практической работы учащихся. Сначала школьников надо вооружить определенными знаниями по истории края, обучить их элементарным умениям и навыкам краеведческой работы, а затем приступать к выполнению практических задач.


Формы привлечения краеведческого материала на уроках истории.

Они могут быть различными, начиная от использования краеведческих примеров для оживления материала, вплоть до проведения специальных, полностью основанных на краеведческом материале уроках. Использовать материал можно по разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом.

Каждая из этих форм имеет свои особенности. Большинство из указанных форм я применяю в своей практике.

Участие учителя в краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Теоретическая подготовка начинается с изучения исторических источников: вещественных, письменных, устных.

Письменные источники являются одним из основных видов. Учителю вначале надо ознакомиться со специальной литературой по интересующей теме в библиотеках. Он помогает подбирать литературу учащимся при подготовки ими рефератов, докладов. Учитель продумывает возможность использования фондов краеведческого музея, местных архивов. Учитель должен использовать необходимую краеведческую литературу дореволюционного периода. Желательно составить библиографию по темам уроков и по истории края в целом. Кроме местной литературы, нужно использовать книги центральных издательств, содержащие материалы о данном крае.

Поиски краеведческого материала в опубликованной литературе проводятся на протяжении всей работы учителя в школе. Много ценного можно найти в местных газетах и журналах, особенно к памятным датам. Вырезки из газет следует комплектовать по темам уроков. Собирая материал, необходимо указывать полную библиографию использованных источников и литературы.

Архивные документы являются важными источниками по истории края.


7

Постоянный сбор краеведческих сведений приводит к тому, что накапливается богатый материал. Желательно составлять библиографические карточки по темам уроков. Если содержание книги охватывает ряд тем, то заполняют такое же количество карточек.

Существует порядок заполнения библиографической справки на книгу, статью: ФИО автора, название книги ,статьи; местоиздания; год издания; страницы. Для статьи указать название сборника, для журнала – год издания и номер; для газеты – дата выпуска.

Можно составлять и методические карточки. В них указываются приемы

подачи местного материала, данные об иллюстрациях, таблицах и тд.

Без карточки учителю приходится заново готовиться к каждому уроку. Можно также собирать материалы газетных и журнальных статей и хранить их в папках по темам. Например, у меня имеются папки «Наш край в древности», «Установление Советской власти в Ростовском районе», «Наш край в годы Вов» и другие.

Готовясь к учебному году я заранее планирую экскурсии, встречи с интересными людьми, походы и экспедиции.

Большую помощь оказывают школьные музеи, так как они хранят наглядные пособия по истории края.

Краеведческая работа в школе включает самостоятельный поиск учащимися краеведческих материалов. Учитель должен владеть исследовательским методом и методикой обучения учащихся элементом исследовательской работы.

Опыт показывает, что широким полем деятельности для применения исследовательского метода в обучении истории является краеведение. Школьное краеведение – это способ сближения школы с жизнью и широкой постановке научной работы по местной проблематике. Краеведческая проблематика имеет свою специфику. Краеведческие объекты или темы мало изучены. Это создает большие возможности для успешной поисковой работы учителя и учащихся.

Глава 2. Использование краеведческого материала на

уроках истории России в 6 – 8 классах.

(из опыта работы).

Школьная программа по истории России предусматривает в 6 -8 классах изучение истории края с древнейших времен до конца XIX века. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед школой. Известный методист Н. Г. Дайри считает, что программные вопросы, по которым изучался не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваивается значительно прочнее. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.

Прежде чем приступить к использованию краеведческого материала на уроках истории, я изучаю программу по истории России. В своей работе я руководствуюсь примерной программой по истории для 5 – 9 классов под ред. Днепрова. Программа допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ от 2004г. По программе предусматривается проведение уроков по истории родного края.

Программа отводит на изучение истории родного края в :

6кл. – 4 часа;

7кл. – 2 часа;

8кл. – 2 часа;

В пояснительной записке оговаривается, что учитель при планировании учебного процесса может сам определять место включения регионального материала.

8

При составлении тематического планирования выделяю раздел по планированию использования краеведческого материала в каждом классе.


2.1. Использование краеведческого материала в курсе «История России с древнейших времен до конца XVI в.». 6 класс.


В шестом классе дети приступают к изучению истории России. Этот курс не только обогащает учащихся знаниями по истории нашей родины, но носит и воспитательный характер. Знание отечественной истории развивает чувство патриотизма у детей. Чтобы изучение истории было более предметным, учителю необходимо для оживления урока использовать краеведческий материал. Учитывая психологию возраста шестиклассников, необходимо разнообразить формы подачи материала. Вместе с тем, учащихся нужно приучать и к самостоятельной работе с документами, исторической книгой, энциклопедией и тд.

При планировании использования краеведческого материала я составляю следующую таблицу:




































9

Название темы урока.

Использованный краеведческий материал.

Приемы использования краеведческого материала.

Литература.

Дополнительные задания.

1.

Гла Глава 1. Восточные славяне.

Верования восточных славян в нашей местности.

Рассказ учителя.

Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885.

Экскурсия в с.Любилки к священному дубу.

2.

Соседи восточных славян.

Связь географических названий с пребыванием в нашем крае угро финских племен (меря, чудь).

Объяснение мерянских названий в нашем крае.

1.Тюнина М.Н.Язык далеких предков.

2.Попов А.И.Географические названия. М., 1965.

3. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М..1885.

Сообщение о происхождении названия Ростов.

3.

Принятие христианства.

Христианизация ростовской земли.

Доклад учащегося «принятие христианства в нашем крае».

Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20 гг.20в.

Сообщение о Леонтии Ростовском.

4.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Ярослав Мудрый -основатель города Ярославля.

Доклад учащегося об основании города Ярославля.

Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен до 20 гг. 20 в.

Сделать рисунки герба Ярославля и его описание.

5.

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.

Главные политические центры Руси.

Удельные княжества – Ростовское и Ярославское.

Заочная экскурсия «вокруг озера Клещина».

1.Сукина Л.Б. Переславль Залесский. М., 2002.

2.Селиванов А.М. Указ.соч

Составить дневник экскурсии.

6.

Нашествие с Востока.

Битва на р. Сить . Василько Константинович Ростовский.

Рассказ учителя.

1.Козлов С.А., Анкудинова А.М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца 15 в. с.62.

Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен до 20 гг. 20в. с. 36.

2 Тележкин Н. Где он, княжеский лес? .

Сообщение о Василько Ростовском.

7.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Александр Невский.

Работа с письменным источником «Повесть о житии Александра Невского».

Сукина А.Б. Переславль Залесский. М., 2002.

Сообщение об Александре Невском.

8.

Культура русских земель в 12 – 13 вв.

Культура края в 12 – 13 вв.

Рассказ учителя об архитектурных и литературных памятниках края.

Селиванов А.М. Указ. Соч. С.32.

Экскурсия в город Ростов с целью знакомства с памятниками зодчества.

9.

Краеведческий урок «Ярославский край в 14 – 15 вв.».


Комбинированный урок.

1.Козлов С.А., Анкудинова А.М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца 15 в. с.82 – 172.

2.Селиванов А.М. Указ. Соч. с. 45 – 59.

3.Сударушкин Б. Совершился лом Шемякиной рати.

Сообщение « Феодальная война и наш край».


Эта таблица помогает мне в учебной работе. Например, раскрывая тему «Верования восточных славян» я рассказываю, что в нашей местности особо почитался бог Велес (Волос) – покровитель скотоводства. Спрашиваю детей: почему жители нашей местности поклонялись этому божеству? О каких занятиях населения это говорит?

10

Сообщаю учащимся, что в с. Любилки рядом с д .Коленово сохранился священный дуб, рядом с которым, по словам ростовского краеведа 19 в. А.А.Титова, находилось капище, где приносились жертвы Велесу. Уточняю, что эти сведения недостаточно достоверны, т.к. дуб являлся символом другого славянского божества Перуна.

Подобные сведения заставляют привлечь внимание детей , развивают их интерес к предмету. Им сразу хочется узнать больше о местности, в которой мы живем. Во внеурочное время я совершаю экскурсию к заветному дубу. Он, конечно, не сохранился, но в с.Любилки растет много старых дубов. Ребята пытаются найти именно тот.

На следующем уроке «Соседи восточных славян» учащиеся на карте « Киевская Русь в 9 – 12 вв.» находят территорию нашего края и выясняют, что здесь до 9 в. жило угро – финское племя меря. О существовании его говорят названия рек , озер и некоторых населенных пунктов. Рассказываю детям, что происхождение географических названий изучает наука топонимика и ее раздел – гидронимика. Объясняю детям происхождение некоторых угро – финских названий.

Например: относительно о. Неро есть две гипотезы: первая – от марийского «нер» - мыс; вторая – низкий, топкий. Имя речки Вексы принесено славянами из новгородских краев. За основу новгородцы взяли речку Вуоксу, вытекающую из о.Сайма в Финляндии и впадающую в Ладожское озеро. Следовательно, Векса или Выкса означает «исток», «проток». Река Которосль в переводе с мерянского «извилистая, кривая».

В нашей местности сохранились мерянские названия сел, которые трудно объяснимы. Это – Шопша,Сулость. Шугрь – могила, могильник; Шулец – ежи. На дом задаю учащимся найти версии объяснения названия Ростов. Рекомендую соответствующую литературу. Это статьи ростовского краеведа М.Н.Тюниной « Язык далеких предков» и книгу «Ростов Ярославский». Советую обратиться в школьную и сельскую библиотеки. Стараюсь приучать детей к самостоятельному поиску литературы.

По топонимике родного края я провожу отдельный урок. Ребятами из краеведческого кружка, которым я руковожу, собран достаточный материал о названиях населенных пунктов нашей местности.

Цель урока: познакомить учащихся с историей названий окрестностей д. Коленово.

Развивать интерес учащихся к истории родного края.

Заранее дети получают творческие задания :

найти и просмотреть соответствующую литературу, рекомендованную учителем;

подготовить сообщения о происхождении названий п. Петровск, с.Любилки, д.Алешино, д.Коленово, с.Вепрева Пустынь, д.Дертники и др.

Рекомендую детям побеседовать со старожилами и расспросить о том, как называются луга, поля, лески, болота вокруг этих сел и деревень.

Какие народные легенды и предания связаны с ними?

Прошу учащихся сфотографировать эти места или зарисовать.

На уроке проводятся краеведческие чтения. Учащиеся заслушивают сообщения, проиллюстрированные фотографиями, рисунками, картами. По ходу ребята делают необходимые записи в тетрадях.

В качестве закрепления материала проводится беседа по теме: что нового вы узнали о нашей местности?

Учащимся прелагаются карточки по топонимике.

Иногда на такие чтения приглашаем старожилов.

10

Интересны работы учащихся об истории возникновения с. Вепрева Пустынь. Прочитав работу А.А.Титова «Вепрева Пустынь», узнали, что село получило такое название в 15 веке, когда на берегу озера князь Семен Юрьевич Ворона убил огромного вепря. Его жена Феодора была увезена князем Василием Юрьевичем Шемякой. По преданию, затем она постриглась в монахини и построила там монастырь – пустынь (пустое место, затерянное

среди лесов). Отсюда и название села Вепрева Пустынь.

А сколько интересных мест вокруг села Любилки. Каждое болотце, луг, лесок имеет свое неповторимое название. Это Журавинское болотце, Мякишево болото, Василевка, Поджеровские полосы, Церковный луг, гора Поляка и многие, и многие другие.

Летом с кружковцами мы ходим в походы по этим местам, составляем карты окрестностей, Делаем фотографии, встречаемся с интересными людьми.

Подобные уроки оставляют след в душе учащихся, способствуют развитию нравственных качеств. Дети себя уже не чувствуют «Иванами, не помнящими родства» и больше узнают о своей малой родине. У них развивается патриотизм, гордость за свой край, желание сберечь то, что сохранила история.

При изучении темы «Принятие христианства» после изучения основного материала учащиеся делают доклад на тему «Христианизация Ростовской земли». Дополняю, что христианство распостранялось в нашем крае со значительными трудностями. Первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками. Прошу учащихся подготовить сообщение о самом почитаемом ростовском святом – Леонтии Ростовском.. История нашего края

связана с другим историческим деятелем –Ярославом Мудрым. Провожу беседу по теме: что вам известно об основании Ярославля. На предыдущем уроке учащиеся получили задание найти литературу и ознакомиться с этим вопросом. Ценность беседы заключается в том, что ей предшествует самостоятельная работа учащихся по сбору и изучению материала. Беседа позволяет использовать знания и жизненный опыт учащихся. В ходе беседы задаю следующие вопросы:

  1. Когда был основан город Ярославль?

  2. Что послужило основанием считать датой возникновения города 1010 год?

  3. Какие еще версии относительно основания города существуют?

  4. На чем они основаны?

  5. В честь кого назван город? Что вам о нем известно?

  6. Опишите герб Ярославля.

  7. Как увековечен образ Ярослава Мудрого в нашем городе?

  8. Кто автор памятника Ярославу мудрому?

На дом дети получают задание подготовить творческие работы об основании города Ярославля, о гербе города.

По возможности выезжаю с учащимися на экскурсию в город Ярославль в историко – краеведческий музей, где посещаем экспозицию, посвященную основанию города.

Далее я использую краеведческий материал на уроке «Политические центры Руси». Говорю детям, что в 1152 году князь Юрий Долгорукий основал город Переславль Залесский. Город находится в 30 км от д. Коленово. Ребята часто его посещают, многие там учатся после окончания школы. Поэтому я считаю нужным познакомить детей с историей основания города. Провожу заочную экскурсию «Вокруг озера Клещина», так раньше называлось о.Плещеево. Рассказываю о прошлых этих мест и древних святынях («синем камне»).

В XIII веке наш край подвергся нашествию монголо – татар. В 1238 г. состоялась битва на р.Сить , в которой встретились с врагом объединенные силы князей северо – восточной Руси . Туда привел свою рать ростовский князь Василько Константинович.


11

В качестве творческого задания предлагают детям прочитать книгу ярославского писателя В.Замыслова «Святая Русь. Князь Василько.» с последующим обсуждением прочитанного.

Наш земляк – переславский князь Александр Ярославич. В параграфе «Борьба Руси с западными завоевателями» учебника под ред. А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной достаточно подробно излагается материал о князе. Я использую в качестве дополнения литературный источник «Повесть о житии Александра Невского».

В теме «Культурное развитие края» я также использую краеведческий материал. В

разделе «Литература» говорится о новом жанре – поучении. Владимир Мономах пишет знаменитое «Поучение детям».Сообщаю детям, что предположительно оно было написано в Ростовской земле, так как она в то время была «вотчиной Мономаховой». В Ростове в XII веке было создано «Житие епископа Исайи», в котором рассказывается о деятельности епископа среди язычников. А в Переславле Залесском написан выдающийся литературный памятник «Моление Даниила Заточника».

Успешно развивалось каменное зодчество. Объясняю устройство русского храма на примере Спасо – Преображенского собора в Переславле: шлемовидный купол крепится на барабане. Стена разделена пилястрами на три части, каждая из которых увенчивается закомарами. Посредине – аркатурный пояс. Щелевидные окна. Обращаю внимание учащихся, что храм сохранился почти в первозданном виде и является живым свидетелем истории.

Следующая большая тема – Русь Московская.

Ярославский край богат историческими событиями в XIV- XVI вв. Его история тесно переплетена с историей России. В работе я привожу примерный план краеведческих уроков по этой теме.

План краеведческого урока « Ярославский край в XI V- XVI вв.».

Трудность заключается в том, что необходимо за урок раскрыть большой материал, сложные изменения, произошедшие в истории края в этот период. Задача облегчается тем, что учащиеся уже изучили общеисторический материал. Поэтому изложение краеведческого материала строится в соответствии с развитием событий во всей стране.

План изложения нового материала.

1.На пути к единому государству.

А) Вхождение Ростовского и Ярославского княжеств в состав Московского.

Б) Участи ярославцев в Куликовской битве.

В) Феодальная война XV века на Ярославской земле.

2.Экономическое развитие края в XV -XVI вв.

3.Ярославский край и опричнина.

4.Церковь и религия в XIV- XVI вв.

5.Культурное развитие края в XIV - XVI вв.

Материал можно разделить на два урока при наличии времени.

В ходе урока широко используется наглядность: иллюстрации храмов, икон, портреты деятелей той поры. Часть материала излагается учителем. Учащиеся на уроке делают заранее подготовленные сообщения о Сергии Радонежском, участие Ярославцев в Куликовской битве и др.

Изучая экономическое развитие края, использую схему : Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли в нашем крае.

Обязательны исторические карты: «Формирование многонационального Российского государства» и «Россия в XVI в.».

В конце года в качестве проверки знаний учащихся провожу тестовую работу. Практикую также экскурсию в город Ростов с посещением Ростовского Кремля, Спасо – Яковлевского монастыря, Варницкого монастыря.


12

Нацеливаю ребят внимательно слушать экскурсоводов и подготовить вопросы . После экскурсии проводится беседа:

1. С какими архитектурными памятниками мы познакомились?

2.Когда и кем они были созданы?

3.Что интересного для себя вы узнали?

4.Какое чувство вызвало у вас посещение монастырей?

Работа по изучению родного края не должна носить эпизодический характер. Необходимо постоянно и целенаправленно расширять знания учащихся по истории малой Родины.


2.2. Использование краеведческого материала в курсе « История России в XVII- XVIII веках». 7 класс.


При изучении истории России в 7 классе я продолжаю использовать краеведческий материал. Учащиеся уже овладели некоторыми навыками самостоятельной работы. Они умеют подготовить доклад по теме, найти необходимый материал и выбрать главное. В седьмом классе я знакомлю учащихся с такой формой работы как реферат.

В написании реферата им поможет памятка «Основные требования к школьному реферату».

1.Школьный реферат – изложение в письменном виде содержания литературных источников по заданной теме с выводами и обобщениями ученика.

2.Структурно реферат содержит 6 частей:

план ; введение; Основная часть; заключение; список литературы; приложения.

3.Общий объем реферата для учащихся:

10 – 11 классов – 15 машинописных листов;

7 – 9 классы - 5 – 10 машинописных листов.

Введение и заключение составляют 20% от общего объема реферата.

4.Вводная часть включает в себя:

- обоснование актуальности темы реферата;

-- постановка целей и формулировка задач;

- краткий обзор и анализ литературы.

Основная часть раскрывает общие положения выбранной темы. Обязательным является собственное мнение учащихся. Ссылки на авторов обязательны.

Заключение содержит подведение итогов работы, четкие выводы, анализ выполнения поставленных задач.

5.Список литературы оформляется в алфавитной последовательности.

Реферат – новая и сложная работа для учащихся, поэтому предлагаю написать реферат только хорошо успевающим детям и оказываю им постоянную помощь при написании.

В седьмом классе я начинаю с детьми заниматься исследовательско – поисковой работой. В начале учебного года распределяю учащихся по группам и предлагаю темы исследований. Например: «История утерянных памятников края – храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Любилки», «История храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Вепрева Пустынь», разработать экскурсию по музею крестьянского быта д. Коленово, «Русская икона». Каждая группа составляет план исследования, распределяются роли в группах: одни ищут необходимую литературу в библиотеках, другие посещают архив вместе с родителями или учителем, третьи беседуют со старожилами. По ходу работы следует делать необходимые фотографии, зарисовки, записи. Затем весь материал обрабатывается и оформляется.

Эту работу я провожу не только на уроке. У учащихся в седьмом классе я веду краеведческий кружок. Большая часть заданий выполняется там.



13

Таким образом , краеведческую работу на уроке необходимо связывать с внеклассной работой, т.к. общение в неформальной обстановке, совместный поиск решения проблемы усиливает интерес к предмету.


При подготовке к урокам учащиеся часто пользуются пособием «История Ярославского края» под ред. Селиванова А.М. При изучении темы «Смутное время в России в начале 17 в.» рекомендую детям прочитать пособие по теме «Ярославский край и польская интервенция». Данное пособие имеется в достаточном количестве в библиотеке. На уроке проводится беседа по следующим вопросам:

1.Расскажите о событиях в Угличе в 1591г.

2.Какое влияние оказала опричнина на Ярославский край?

3.Как развертывалась борьба с польскими интервентами в Ярославском крае весной 1609 г.?

4.Какова роль Ярославля в период пребывания в нем Второго ополчения?

5.Что такое «Совет всея земли»?

В XVII веке Ярославль вырос в крупнейший торгово – промышленный город страны. На средства богатейших купеческих семей и прихожан были построены величественные храмы.

Интересен урок – «Ярославская школа зодчества».

Цель урока: познакомить учащихся с памятниками архитектуры XVII в. в Ярославле и Ростове;

Показать мастерство ярославских зодчих.

План.

1.Вводное слово учителя об особенностях ярославской школы зодчества.

2. Сообщения учащихся о храмах XVII в.: храм Ильи Пророка, архитектурный ансамбль в Коровниках, храм Николы Надеина, Богоявленская церковь и др.

3.Особенности живописи Ильинской церкви.

4.Строительство Ростовского Кремля.

5.Митрополит Иона Сысоевич.

6.Ростовские звоны.

Учащиеся делают сообщения, демонстрируя репродукцию храма по эпидиаскопу.

Класс оформляется соответствующим образом: звучат тихие церковные песнопения, горит свеча. Затем дети слушают ростовские звоны.

Очень важно создать одухотворенную атмосферу в классе. Голос учителя и учащихся должен быть негромким, проникновенным.

Подобные уроки призваны не только обогащать учащихся знаниями, но и развивать нравственные качества: любовь, сострадание, милосердие.

Крестьянский быт детям помогают изучить экспонаты краеведческого музея д. Коленово. Он основан силами работников клуба и краеведческого кружка.

От урока в школе урок в музее отличается тем, что основным источником информации является не рассказ учителя, а подлинные памятники истории и культуры, экспонируемые в музее.

Группа учащихся разработала экскурсию по музею. Они же ее и проводят. Экскурсии всегда пользуются у школьников особой привлекательностью, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, а рассказ экскурсовода помогает им стать как бы современниками исторических событий прошлого, почувствовать колорит эпохи.

После экскурсии я провожу учет знаний учащихся. Это можно сделать в устной и письменной форме. Устный учет осуществляется путем беседы, опроса на уроке, заслушиванием сообщений учащихся.


14

Письменный учет знаний проводится методом анкетирования и написания сочинений на тему «В крестьянской избе».

Большой интерес у детей вызывает урок «Русская икона».

Урок проводится по следующему плану:

1.Что мы знаем об иконе. Когда и как возник культ почитания христианских икон.

2.Как делали икону. Как по внешним признакам можно определить время создания иконы.

3.Сюжеты русских икон.

4.Веткий и новый завет в иконописи.

5.Иисус Христос в иконописи.

6.Иконописные мастерские и художественные школы древней Руси.

Оборудование урока: репродукции известных икон, записи церковных песнопений.

На уроке можно провести практическое занятие по изготовлению иконы. Привлекаю учителя труда.

Урок мне помогает готовить группа ребят, выполняющих творческую работу «Русская икона». Они делают сообщения по некоторым пунктам плана.

В качестве закрепления изученного материала прошу детей посмотреть на репродукции икон и определить: кто изображен на иконе, к какому типу относится икона.

Получив определенные знания о русской иконе, учащиеся выезжают на экскурсию в Ростовский музей – заповедник. Там находится богатое собрание русских икон. После экскурсии спрашиваю детей: иконы каких веков находятся в собрании музея; какая икона самая древняя; какая икона вызвала у вас особые чувства и почему.

События ,произошедшие в России в 18 в. тесно связаны с историей нашего края.

Переславская земля – родина русского флота. Около Переславля на горе Гремяч в 1803 г. основан музей «Ботик Петра1». Многие ребята побывали там и знакомы с его экспозицией.

На уроке по теме «Петр 1. Россия на рубеже веков» акцентирую внимание учащихся на строительстве потешной флотилии на Плещеевом озере.

При изучении темы «Россия в 1762 – 1801 гг.» рассказываю о пребывании на Ярославской земле Екатерины 11. Обращаю внимание, что по пути в Ярославль она проезжала по нашей местности. Некоторые учащиеся знают легенды, объясняющие названия населенных пунктов Коленово и Любилки. Вспоминаем их. Учащиеся рассказывают, что царица, проезжая через нашу деревню, якобы, упала на колено – отсюда и название деревни – Коленово. Объясняю, что это лишь легенда. Название деревни скорее всего произошло от части человеческого тела –« колена», т.к. деревня расположена на возвышенности, похожей на колено.

Местные жители и название села Любилки связывают с Екатериной 11. Якобы, проезжая, ей полюбилось это место и назвали село Любилками.

А вот история п. Петровск напрямую связано с Екатериной 11. По преданию, когда в 1763 г. царица путешествовала, то ей очень понравилось с. Петровское. Она дала 8000 рублей на строительство храма и присутственных мест. Собор Петра и Павла и здания присутственных мест , хотя и значительно перестроенные, сохранились посей день.

Изучая архитектуру 18 в., говорю, что многие храмы , сохранившиеся в нашей местности, относятся к этому периоду.

Ребята, занимавшиеся исследовательской работой по изучению истории храмов в с. Любилки и с. Вепрева Пустынь, проводят творческий отчет о проделанной работе.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Любилки не сохранился. Его разобрали в 1936 году и построили из этого кирпича Петровскую среднюю школу. Ребята поработали в архиве, беседовали с жителями села.


15

От местной жительницы, глубоко верующего человека – Комаровой Зинаиды Алексеевны ребята узнали о последнем священнослужителе церкви – отце Георгии Тихвинском. Он был репрессирован большевиками.

Ребята нашли старую фотографию храма, сделали фотографию того места, где стоял храм.

В с.Вепрева Пустынь находится другая местная святыня – храм Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, бывшая деревянная церковь сгорела, но не тронутой осталась свеча, которая стала местом всеобщего поклонения.

Такие сведения заинтересовали ребят. Им захотелось сохранить то, что осталось от прежних времен. Школьники участвовали в субботниках по расчистке храма от мусора.

Таким образом, самостоятельно постигая прошлое, дети невольно становятся его участниками.


2.3. Использование краеведческого материала в курсе «История России. XIX в.». 8 класс.

Программа предполагает проведение двух уроков по изучению истории края в курсе


истории России. Следуя программе, провожу два краеведческих урока по двум основным

темам курса: «Наш край в первой половине XIX века» и « Наш край во второй половине 19 везка».

Урок « Наш край в первой половине XIX века».

Подготовку к уроку начинаю заранее. Урок провожу в форме семинарского занятия. Предлагаю учащимся подготовить следующие вопросы:

1.Создание Ярославского ополчения и его участие в боевых действиях.

2.Декабристы – ярославцы: Д.А.Щепин – Ростовский, В.А.Голицин, М.М.Спиридов и др.

3.Состояние сельского хозяйства в первой половине XIX в.

4.Развитие промышленности, транспорта, торговли. Ростовская ярмарка.

5. «Плещеевский бунт».

6.Культурное развитие края. Создание Демидовского лицея.

Советую использовать следующую литературу:

1.Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. Ярославль, 1990.

2.Зайцев А. На поле Бородинском. /Путь к коммунизму. 9 сентября, 1988.

3.Суслов А.И. Ярославль. М.,1990.

4.Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен до 20 гг. 20 в. Ярославль, 2002.

5..Трефолев Л.Н. Плещеевский бунт./Яросллавия. М.,1990.

6.Хлесткова Л. Как провожали ополченцев./ Путь к коммунизму. 11 сентября, 1989.

Можно выделить для проведения семинара два часа. Это поможет более детально разобрать все вопросы.

После прохождения темы «Россия во второй половине 19 века» следует краеведческий урок «Ярославский край во второй половине XIX века»

Рекомендую учащимся пользоваться пособиями Селиванова А.М. «История Ярославского края» и Тюниной М.Н. « Ростов Ярославский».

План урока следующий:

1.Реформа 1861 года в Ярославской губернии.

2.Либеральные реформы в крае.

3. Развитие сельского хозяйства в пореформенный период:

торговое земледелие, отходничество , неземледельческие промыслы.

4.Отраслевая структура ярославской промышленности:

крупнейшие предприятия; рабочее движение.

5.Культурное развитие края.


16

Даю задание : подготовить сообщения:

1.Н.А.Некрасов и Ростовская земля.

2.А.А.Титов – известный летописец земли Ростовской.


Заключение

Результативность использования краеведческого материала в курсе истории.

Важной задачей использования краеведческого материала на уроках истории является познавательная деятельность учащихся. Знание истории своего края повышает интерес к предмету, улучшает успеваемость учащихся.

Качество знаний учащихся за 2003 – 2008 учебный год.

2009 – 2010 гг.—64%;

2010 – 2011 гг.---66%;

2011 – 2012 гг.---69%;


Ребята регулярно выбирают экзамены по истории России.

Я заметила, что учащиеся лучше усваивают исторические факты, события, соотносят их с

17

историей своего края. Учащиеся не только изучают готовый краеведческий материал, Но

и учатся добывать его. Таким образом, дети овладевают основами исследовательской деятельности. Развивается их мышление.

Учащиеся могут найти необходимую литературу, проанализировать содержание, выбрать нужную информацию. Они учатся сопоставлять различные точки зрения на тот или иной вопрос.

Учащиеся овладели навыками оформления собранного материала. Многие к девятому классу умеют писать рефераты. Это помогает им в дальнейшем обучении .Ряд учащихся формой выпускного экзамена выбирают написание реферата и успешно его защищают. В рефератах наряду с общеисторическим материалом они используют и краеведческий (где это необходимо).

Краеведческая работа включает в себя ценностно – ориентационную и коммуникативную деятельность. В ходе поисковой работы детям приходится посещать архивы, библиотеки, беседовать с людьми. В процессе этой деятельности у учащихся вырабатывается навык общения, развивается речь. При общении с людьми старшего поколения у детей формируется чувство уважения, сострадания к их нелегким судьбам. Усиливается связь поколений, идет передача традиций, нравственных принципов, выработанным старшим поколением. У них воспитывается чувство патриотизма, гордости за наше прошлое.

Использование исторического краеведческого материала на уроках истории тесно связано с внеклассной работой по предмету.

Внеклассная работа может носить:

1. предваряющий характер, т.е. предшествовать изучению материала на уроке;

2.сопутствующий характер, когда внеклассная работа выполняется учащимися параллельно с изучением материала общего курса на уроке;

3.последующий характер, когда внеклассная работа по краеведению по своему содержанию следует за школьной учебной программой.

Например, на занятиях кружка мы занимались изучением истории Любилковской начальной школы. Этот материал я использую, говоря о образовании.

В школе работает краеведческий кружок. Летом при школе организовывается краеведческий лагерь. Дети там занимаются исследовательско – поисковой деятельностью.


17

Итогом являются творческие работы: «Топонимика окрестностей д.Коленова», «История строительства завода ЖБИ», «Свадьбы наших бабушек», «История начальной школы в д. Дертники» и др. С этими работами учащиеся выступают на школьных, районных и областных краеведческих конференциях. Работа «Топонимика окрестностей д.Коленова» участвовала во Всероссийской научной конференции «Открытие» и была отмечена почетной грамотой.

Ежегодно учащиеся школы совершают экскурсии и походы по историческим местам нашего края. Они посещают музеи г. Ярославля, Ростовский Кремль, Варницкий монастырь – родину Преподобного Сергия Радонежского, в с. Годеново к Животворящему Кресту, в Толгский монастырь и др. места.

Все это обогащает знания учащихся о Ярославском крае.

В школе есть традиция – дважды в год проводятся школьные «Дни Здоровья». Неотъемлемой их частью является викторина по истории родного края. Ребята с увлечением отвечают на вопросы.

В рамках недели гуманитарных наук провожу КВН по краеведению в 6 – 7 классах по теме «Крестьянский быт». Детям предлагаются разнообразные задания. Например: назови основные элементы крестьянской избы по рисунку, одень крестьянина, крестьянку, накрой на стол, спой колыбельную песню и т.д.

Ребята при ответах на вопросы используют знания, полученные на уроках или

18

традиционным путем (от бабушек и дедушек).

Свой опыт по использованию краеведческого материала на уроках я передаю коллегам. Учителя используют собранный мною материал на уроках литературы, географии, на классных часах. Я щедро делюсь накопленным материалом по истории родного края. Я постоянно посещаю районные семинары по краеведческой работе, где с коллегами мы обмениваемся опытом. Мною было сделан доклад о краеведческой работе на уроках истории .

В дальнейшем я буду продолжать работу по использованию краеведческого материала на уроках истории России. Больше внимания следует уделять разнообразию форм подачи краеведческого материала. Шире использовать нетрадиционные формы уроков, совершенствовать планирование использования краеведческого материала.





















18


Библиография

1.Алексашкина Л.Н. Программа по истории для 5-9 классов. М., 2000.

2.Борисов Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе. М., 1982.

3..Вахрина В.И. Иконы из собрания Ростовского музея – заповедника. М., 1991.

4. Герои огненных лет. Очерки о героях Советского Союза – ярославцах. Ярославль, 1985.

5..Даринский А.В.Краеведение. М., 1987.

6.Егоров С. Ярославское высших наук училище. Ярославль, 1980.

7..Замыслов В. Святая Русь. Князь Василько. Ярославль, 2002.

8..Замыслов В. Святая Русь. Княгиня Мария. Ярославль, 2002.

9.Козлов С.А., Анкудинова А.М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца 15 века. Ярославль, 1997.

10.Колбовский Ю.А., Степанова Т.А. Православие и русская культура. Ярославль, Рыбинск, 2004.

11.Кривоносов В.Т. Музей – заповедник «Ростовский Кремль». М., 2001.

12.Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1987.

13.Очерки истории Ярославской организации КПСС. 1938 – 1965 гг. Ярославль, 1990.

14.Рапов М. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Ярославль, 1972.

15.Сб. Русь. № 3, 4. 1992, № 3, 1997, № 6, 2001.

16.Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20 гг. 20 века. Ярославль, 2000.

17.Сукина Л.Б. Переславль Залесский. М., 2002.

18. Сообщения Ростовского музея . Колокола и колокольни Ростова Великого. № 7. Ярославль, 1995.

19.Такташова Л.Е. Русская икона. Владимир, 1993.

20.Титов А.А. Вепрева Пустынь. Исторический очерк. Ярославль, 1887.

21.Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Ярославль, 1885.

22.Тюнина М.Н. Ростов Ярославский. Ярославль, 1987.























19


Тест по теме:

«Наш край с древнейших времен до конца 16 века».



Выбери правильный ответ:


1.Какое племя жило на территории края до 9 века?

А) вятичи; б) мордва; в) меря.


2.В каком веке началась славянская колонизация края?

А) 9в.; б) 6 в.; в) 10 в.


3.Славянский бог- покровитель скотоводства:

а) Перун.

Б) Мокошь.

В) Велес.


4.Вычеркни лишнее.

Неро, Которосль, Волга, Векса.


5.Соотнеси дату и событие.

1.1010 г. а)крещение ростовцев в о. Неро.

2.998 г. б) основание г. Ростова.

3.862 г. в) основание г. Ярославля.

4.1152 г. г) основание г.Переславля.


6.Соотнеси князя и его деяния.

1.Ярослав Мудрый. А) битва на р.Сить.

2.Василько Ростовский. Б) битва на Чудском озере.

3.Александр Ярославич. В) основание г.Ярославля.


7.Литературное произведение, созданное в г.Переславль Залесский в 12 в.

а) «Повесть временных лет».

б) «Моление Даниила Заточника».

в) «Слово о погибели русской земли».


8.Родина Преподобного Сергия Радонежского.

А)г. Радонеж;

Б) с.Варницы;

В) Сергиев Посад.

9. Соотнеси правую и левую колонки.

1.Убийство царевича Дмитрия. А) г.Ярославль.

2.Спасский монастырь. Б) г.Ростов.

3.Успенский собор. В) г.Углич.








Урок по теме:

Ярославская школа зодчества. 17 век.



Задачи: 1.Познакомить учащихся с памятниками архитектуры и живописи 17 века.

2.Познакомить учащихся с архитектурой Ростова 17 века.

3.Воспитывать чувство любви к родному краю.


Оборудование урока: эпидиаскоп, иллюстрации ярославских храмов и архитектурных памятников Ростова Великого; схематичное изображение храма; музыкальные записи церковной музыки С. Рахманинова « В молитвах неустающий».; Ростовские звоны.; свечи.


План урока.



1.Архитектура Ярославля 17 века. Ярославская школа зодчества.

2. Митрополит Иона Сысоевич и строительство Ростовского Кремля.



1.Ярославская школа зодчества.


Учитель: В 17 веке Ярославль стал вторым по величине городом России. Он уступал Москве, но уже превосходил Великий Новгород. Богатство городу приносила торговля. Он был крупным ремесленным центром. Через Ярославль шла торговля по Волге и из Москвы на Запад. В городе проживала 1/6 часть «государевой сотни» -самых богатых купцов России. Купцы строили склады, гостиные дворы, особняки и церкви. В 1917 году в Ярославле было 80 церквей, из них 45 построено в 17 веке. Храмы Ярославля –замечательные памятники русского зодчества. В 17 веке сложился тип местного храма, отличавшегося от современных ему московских храмов.

Сейчас мы совершим экскурсию по старому Ярославлю, познакомимся с прекрасными памятниками 17 века.

Слушая сообщения товарищей, постарайтесь выделить основные черты Ярославского стиля зодчества. Нас будет сопровождать церковная музыка, написанная великим русским композитором С.Рахманиновым «В молитвах неустающий».

Первым храмом, в котором проявилось своеобразие ярославского стиля зодчества является церковь Николы Надеина.

Учащийся рассказывает о храме. На эпидиаскопе высвечивается изображение храма. В классе гаснет свет, горит свеча.


Учитель: настоящей жемчужиной Ярославской школы зодчества является храм Ильи Пророка. Это архитектурный памятник мирового значения.

Учащиеся слушают сообщение о храме.


Учитель: храмы строились не только на деньги купцов и в центральной части города. На окраинах города церкви строили посадские люди. Примером может служить ансамбль церквей в Коровниках.

Учащийся делает сообщение об этих храмах.


Учитель: в Толчковой слободе всенародно построена восхитительная церковь Иоанна Предтечи –расцвет Ярославского стиля зодчества.

На эпидиаскопе появляется изображение храма, дети слушают рассказ о нем.

Учитель: закатом ярославской школы зодчества можно назвать Богоявленскую церковь, построенную в конце 17 века.

Сообщение учащегося.


Учитель: ребята, мы познакомились с образцами архитектуры, в которых наиболее ярко проявился Ярославский стиль.

В Ярославле сохранились и поныне радуют глаз и другие памятники архитектуры 17 века: церковь Николы Рубленого, Николы Мокрого, храм Рождества Христова, Тихвинская церковь, дом Иванова –единственный сохранившийся памятник гражданской архитектуры 17 века.


На доске вывешивается схематичное изображение одного из ярославских храмов.


Учитель: постарайтесь определить особенности Ярославской школы зодчества.

( усложненный храм из красного кирпича, крыльца, приделы, галереи, изразцы, мощное пятиглавье, шатровые колокольни).


Учитель: таким образом, 17 век можно назвать золотым веком Ярославского зодчества, которое оказало большое влияние на общерусскую культуру.


2.Митрополит Иона Сысоевич и архитектура Ростова.


Учитель: вторым по значению центром зодчества и живописи после Ярославля в крае был Ростов. Больших масштабов каменное строительство достигло в Ростове во второй половине 17 века и связано с именем митрополита Ионы Сысоевича.


Учащийся делает сообщение об Ионе Сысоевиче.


На стенде демонстрируются иллюстрации храмов Ростова.


Учитель: мы не будем подробно разбирать особенности ростовских храмов. На них оказала влияние и Ярославская и Московская школа зодчества.

Обратим внимание на единственный сохранившийся памятник деревянного зодчества на Ростово –Ярославской земле –церковь Иоанна Богослова на Ишне.

На эпидиаскопе -храм Иоанна Богослова на Ишне. Сообщение учащегося.


В заключении урока учащиеся заслушивают сообщение о Ростовских звонах и слушают их.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Постарайтесь сделать вывод: какие общие тенденции появились в архитектуре 17 века.

(Стремление к пышности, парадности, богатому декору, нарядность).

Учащиеся записывают выводы в тетради.


Учитель благодарит учащихся за подготовленные сообщения и оценивает их.





Литература.


1. Колбовский Ю.А., Степанова Т.А. Православие и русская культура. Ярославль, Рыбинск. 2004.

2.Кривоносов В.Т. Музей –заповедник «Ростовский Кремль». М., 2001.

3.Рапов М. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Ярославль, 1972.

4.Селиванов А.М. История Ярославского края. Ярославль, 2001.

5.Тюнина М.Н. Ростов Ярославский. Ярославль, 1987.













































Интегрированный урок по истории и МХК с

использованием краеведческого материала по теме:

«Образ Богоматери в русской православной церкви».



Цели: познакомить учащихся с техникой изготовления иконы;

Охарактеризовать образ Богоматери в русской иконописи;

Воспитывать у учащихся эстетические чувства.


Оборудование урока: иллюстрации икон с образами Богоматери;

мультимедийный проектор, раздаточный материал ( изображение

Богоматери).



План урока.


1.Оргмомент.

2.Вводное слово учителя.

В течении тысячелетней истории христианства на Руси икона была самым распространенным видом искусства. Она считалась обязательной принадлежностью каждого дома: от княжеского дворца до крестьянской избы, сопровождала человека от рождения до смерти. В многочисленных храмах, монастырях, рассеянных по всей Руси, иконы собирались столетиями.

Во время праздников и значительных событий их выносили из храмов, чтобы благословить народ, землю, воинов.

И сегодня икона волнует всех, верующих и неверующих. Икона – это история нашего народа, воплощение его идеалов духовности. Именно своей духовностью она привлекает людей.

Беседа.

1.Почему религия тесно связана с искусством?

2.Какие виды искусства были распространены на Руси?

3.Что такое икона?

4.В чем различие между иконой и картиной?


3.Изучение нового материала «Образ Богоматери в русской православной церкви.


Учитель: таким образом, икона – изображение святых: Богоматери, Иисуса Христа и др.

Икона создавалась по особым правилам.

Заслушивается сообщение учащегося о правилах изготовления иконы.


Учитель: Где находились иконы?

Обращает внимание учащихся, что иконы в храме находились в определенном месте иконостасе.

Учитель рассказывает как читать иконы на иконостасе ( сверху –вниз, слева –направо).


На эпидиаскопе высвечивается иконостас Успенского собора г.Ростова.

Учащиеся стараются прочитать иконостас.



Учитель: большое место в иконостасе занимает образ Богоматери.

Сообщение учащегося о жизни Богоматери, отраженной в иконах:

Рождество Богородицы;

Введение во храм;

Благовещение;

Покров Богоматери;

Успение Богоматери.


Учитель: существуют определенные типы образа Богоматери:

Умиления;

Одигитрия; Путеводительница.

Оранта; Взывающая.

Знамение.

Великая Панагия. Всесвятая.

Богоматерь «Всех скорбящих радости».


Учащиеся разбирают каждый образ.

Богоматерь Умиления.

На иконе изображена Богоматерь. Она держит сына на руках, нежно припавшего к ее шее. На русской земле эта Богоматерь известна под именем Богоматери Владимирской. Эта икона привезена в Киев для великого князя Юрия Владимировича Долгорукого из Константинополя и поставили в монастырь Вышгорода. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году уехал в Суздольское княжество. Когда князь был уже на берегу Клязьмы, то ему было видение. К нему явилась Богородица и сказала: «Остановись здесь, устрой обитель и храм в память моего рождества». Князь назвал это место Боголюбовым. В 1160 году икону перенесли в Успенский собор во Владимире. «Богоматерь Владимирская» для русского человека не просто предмет культа, а воплощение жмвой действенной доброты.


Учитель рассказывает коротко об остальных типах икон Богоматери.

Учащиеся записывают в тетради их характеристику.


Учитель: в Ростовском музее имеется богатая коллекция икон. В экспозиции представлены иконы xiv –xviii веков. Иконы, созданные в Ростове в xii –xiii веке находятся в Государственной Третьяковской галерее.

Учащиеся рассматривают иконы из собрания Ростовского музея –заповедника: Богоматерь Владимирская с избранными святыми на полях, Богоматерь Одигитрия, Покров Богоматери, Богоматерь Неопалимая купина, Богоматерь Казанская.


3.Закрепление материала.

Учитель: мы познакомились с тем, как делали икону; постарались раскрыть смысл и содержание икон с изображением Богоматери.

Перед вами изображения различных типов Богоматери.

Постарайтесь определить каждый тип. По каким признакам вы это сделали?.


ЛИТЕРАТУРА.

1.Иконы из собрания Ростовского музея –заповедника. М., 1991.

2..Колбовский Ю.Я., Степанова Т.А. православие и русская культура. Ярославль, Рыбинск , 2004, с.223.

3.Такташова Л.Е. Русская икона. Владимир, 1993, с.8 -14; 15 -27, 29.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ваганова Ирина Витальевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Методическая разработка " Использование образовательной технологии веб-квеста в преподавании уроков обществоведения и истории""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_ispolzovanie_obrazovatelnoi_tekhnologii_veb_kvesta_v_p"
    ["file_id"] => string(6) "520661"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569255213"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методическая разработка по краеведению "Жизнь и быт советских людей в Сталинске""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-po-kraieviedieniiu-zhizn-i-byt-sovietskikh-liudiei-v-stalinskie"
    ["file_id"] => string(6) "250707"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447127904"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства