kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по краеведению "Жизнь и быт советских людей в Сталинске"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие учащихся происходит при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие - школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Цель уроков краеведения: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять участие в его развитии.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод разработка урока Жизнь и быт в Сталинске»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»











Методическая разработка урока по краеведению

на тему: «Жизнь и быт советских людей в Сталинске (1929 – 1936 гг.)»















Разработала:

Учитель истории и обществознания

Чекалова Елизавета Николаевна











Новокузнецк

2015 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка 3

  2. План – конспект урока 5

  3. Ход урока 6

  4. Список литературы 8

  5. Приложение



1.Пояснительная записка

Важнейшей задачей стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его патриотическое воспитание, основанное на знании своей родной истории. Введение учащихся в мир родной истории способствует развитию мышления учащихся, учащиеся учатся понимать менталитет родного народа, осознавать свое место и предназначение в ней. Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие учащихся происходит при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие - школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Цель уроков краеведения: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять участие в его развитии.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

  1. Учитывая возрастные особенности, дать знания об истории родного края, культурных традициях своего народа.

  2. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю.

  3. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.

  4. Сформировать осознание глубинных связей поколений.











































2. План – конспект урока

Тема: Жизнь и быт советских людей в Сталинске (1929 – 1936 гг.)

Тип урока: урок – экскурсия

Технологии: мультимедиа презентация в PowerPoint

Цель урока: рассказать о жизни населения Сталинска (Новокузнецка) в период строительства КМК.

Задачи:

А) Показать, что представлял собой город в первой половине 20 века.

Б) Рассказать, кто приезжал на строительство нового города.

В) С помощью мультимедийной презентации, показать жилищные условия жителей нашего города.

Г) Познакомить детей с информацией о первой улице Сталинска.

Содержание урока:

1.Оргмомент, сообщение темы урока

2.Вводная беседа

3.Население города Сталинска

4.Беседа с детьми: «А знаете ли вы как ваши прабабушки и прадедушки приехали в наш город»

5. Презентация и рассказ учителя про землянки, бараки и первые каменные дома Новокузнецка

6. Подведение итогов



3. Ход урока

1.Оргмомент, сообщение темы урока

Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной темой «Жизнь и быт советских людей в Сталинске.

2.Вводная беседа

Вводная беседа заключается в том, что учитель рассказывает о том, что наш город представляет собой сегодня и, что представлял собой в начале 20-го века.

Сегодня Новокунецк  - это город с богатейшей историей, один из старейших городов Сибири. Новокузнецк – один из крупнейших металлургических и угледобывающих центров России. Но так было не всегда. В начале XX века Кузнецк оставался захолустным уездным городом. Город Кузнецк представлял из себя большую деревню, с кривыми и грязными улицами, по которым бродил домашний скот. Во всем городе из примерно 560 домов было 13 каменных строений, в том числе 4 церкви. Население города составляло 4082 человека, из них мещане - самая многочисленная часть горожан (3291), 135 купцов, 139 крестьян, 95 инородцев, 42 дворянина. Две трети населения г. Кузнецка были неграмотны. В городе было 5 начальных школ: 3-хклассное уездное училище, 2-хклассные мужское и женское приходские училища, соборная церковно-приходская школа и воскресная школа. В этих учебных занятиях насчитывалось до 400 учащихся. Культурная жизнь сосредотачивалась вокруг немногочисленной интеллигенции. В 1906г в городе был построен Народный Дом, занимавшийся культурно-просветительской деятельностью. При нем находилась публичная библиотека, работали кружки изобразительного искусства, драматический, хор, выступал духовой оркестр местной воинской команды. Городской больницы в городе не было. В 1901 г. был создан врачебный округ и открыта сельская лечебница в деревянном доме, рассчитанная на 6 коек. Эта больница обслуживала г.Кузнецк и еще 7 волостей уезда. Новокузнецк в 30-е годы назывался Сталинск (на слайде фото Новокузнецка в начале 20-го века).

3.Население города Сталинска

Учитель говорит, о том, что на строительство города ехали: завербованные, раскулаченные (спецпереселенцы), и те, кто отправлялся на стройку добровольно (на слайде фото строителей КМК).

Беседа с детьми: «А знаете ли вы как ваши прабабушки и прадедушки приехали в наш город». Здесь учитель, беседуя с детьми, обращает внимание детей, что это не просто какие-то люди, а наши бабушки и прабабушки.

4.Презентация и рассказ учителя про землянки, бараки и первые каменные дома Новокузнецка

Учитель рассказывает, о том, что первые Кузнецкстроевцы жили в землянках и показывает как выглядела землянка на слайде. Далее строились деревянные бараки – в них жили руководители стройки и передовики производства (на слайде фото барака изнутри и снаружи). Проспект Энтузиастов начал строиться в Новокузнецке в тридцатые годы. Именно тогда были построены первые дома, в которые селили рабочих-ударников. Эта улица дала началу всему городу Новокузнецку, который появился в связи со строительством КМК. Несколько лет улица стояла без названия, сажали деревья, проложили асфальт, а названия все так и не было. Только в 1935 году пришла идея назвать улицу проспектом Энтузиастов, так как в те времена всех ударников и лучших рабочих производства называли энтузиастами (на слайде улица Энтузиастов сейчас и тогда).

5.Подведение итогов

Учитель подводит итог, обобщая всю информацию и подчеркивая важность темы урока.





4. Список литературы

1. История Кузбасса: учеб. пособие / В.П. Литовченко, Г.А. Макурина, В.А. Мирошник, А.А.Насонов, А.В. Палин, Т.А. Реховская, Р.С. Селезенев, А.Н. Устьянцев; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2010. – 212 с.

2. Лизогуб П. П., Некоторые вопросы начальной истории г. Кузнецка. [Текст] /П. П. Лизогуб // Новое в развитии исторического краеведения и регионального музееведения. — Новокузнецк, 2003.

3. Шадрина А. С. История Кузнецка XVII — начала XX вв. [Текст] / А. С. Шадрина. — Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1998. — 36 с.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Жизнь и быт в Сталинске»

Кузнецк в начале 20-го века

Кузнецк в начале 20-го века

Строители Новокузнецка

Строители Новокузнецка

Стройка

Стройка

Землянка

Землянка

Бараки

Бараки

Внутри барака

Внутри барака

Жизнь в бараке

Жизнь в бараке

Современные бараки

Современные бараки

Улица Энтузиастов

Улица Энтузиастов

Улица Энтузиастов

Улица Энтузиастов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка по краеведению "Жизнь и быт советских людей в Сталинске"

Автор: Чекалова Елизавета Николаевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства