Методическая разработка " Использование образовательной технологии веб-квеста в преподавании уроков обществоведения и истории"
Методическая разработка " Использование образовательной технологии веб-квеста в преподавании уроков обществоведения и истории"
Данный педагогический веб-квест имеет краеведческую направленность и открывает возможность изучения таких учебных предметов как история, обществоведение, искусство (отечественная и мировая художественная культура) в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи. Данный материал можно применять в рамках учебного предмета «История Беларуси» на обобщающих уроках по теме «Наш край», которые направлены на использование краеведческого материала, позволяющего выявить особенности исторического развития региона, в котором проживают учащиеся, а также содействуют формированию исторической памяти и развитию гражданско-патриотических чувств. Квест-урок может также использоваться на уроках обществоведения в 11 классе в рамках темы, посвящённой региональной политике белорусского государства в качестве подборки материала о результатах экономического и социально-культурного развития населённого пункта, в котором мы живём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Использование образовательной технологии веб-квеста в преподавании уроков обществоведения и истории"»
Использование образовательной технологии веб-квеста в преподавании уроков обществоведения и истории как средство повышения познавательной активности учащихся
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационно-коммуникационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, способствующих выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, развитию творческой личности, свободно владеющей процессом поиска информации, обработки ее и предоставления продукта в электронной, печатной или устной форме.
Сегодня обучающиеся свободно применяют информационные технологии в своей повседневной жизни и образовательной деятельности. Однако неограниченный доступ к сети Интернет создаёт и определённые трудности. Часто учащиеся сталкиваются с проблемами при выборе надежных источников информации, их анализе и сопоставлении. У них развивается стереотипное мышление, они не развиваются интеллектуально, и как следствие, учащиеся теряют интерес к изучаемому предмету. Учитель должен грамотно использовать преимущества современной информационно-образовательной среды, в её рамках создать современные педагогические технологии, в которые вовлекаются учащиеся, способные конструировать свои знания и навыки и воплощать их в практической деятельности.
Большой интерес у учащихся вызывают веб-квесты, которые используются в учебном процессе. Веб-квест - это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания. Технология «веб-квест» позволяет успешно интегрировать пространство сети Интернет в образовательную среду; способствует расширению сферы творческой деятельности учащихся, прививает навыки коллективной работы, предлагает попробовать проиграть множество социальных ролей, развивая тем самым информационную и коммуникативную компетентность.
Цель технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации традиционного урока. Учащиеся получают доступ к поисковым системам, возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, привлекать более современные научные концепции, открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академических учебниках. Скучные занятия в формате веб-квест становятся для учащихся живыми и увлекательными.
Задачами данной образовательной технологии являются развитие критического мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование учебно-познавательной деятельности.
Сценарий информационных взаимодействий участников веб-квеста разрабатывается учителем, он формулирует проблему, которую учащимся необходимо решить в ходе работы с квестом. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от школьников креативного мышления.
Работа в команде, осознание себя необходимой частью целого накладывает на учащегося ответственность перед остальными представителями класса. На этапе работы в команде происходит трансформация полученных из Интернета фактов в новое знание, участники обмениваются материалами для достижения общей цели, совместно подводят итоги выполнения каждого задания.
На завершающем этапе работы в проектной технологии квест – урока учащиеся представляют свой результат работы, выполненный в форме презентационного материала. В оценке результатов принимают участие, как учитель, так и учащиеся путем обсуждения.
Технология веб-квестов, реализующая личностно - деятельностный подход в обучении, в настоящее время широко применяется в педагогической практике. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит процесс обучения, сделает его живым и интересным. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать друг другу, быть одной командой единомышленников.
В перелагаемом материале представлен сценарий веб-квеста «Сердце Беларуси», который может быть творчески реализован учителями, исходя из собственного видения темы и степени ее раскрытия.
Методическая разработка образовательного веб-квеста
по теме: «Сердце Беларуси»
1. Краткое описание.
Данный педагогический веб-квест имеет краеведческую направленность и открывает возможность изучения таких учебных предметов как история, обществоведение, искусство (отечественная и мировая художественная культура) в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
Данный материал можно применять в рамках учебного предмета «История Беларуси» на обобщающих уроках по теме «Наш край», которые направлены на использование краеведческого материала, позволяющего выявить особенности исторического развития региона, в котором проживают учащиеся, а также содействуют формированию исторической памяти и развитию гражданско-патриотических чувств. Невозможно знать историю Беларуси, не зная истории родного края, места, в котором человек родился. Методическая разработка «Сердце Беларуси» посвящена малой Родине – городу Минску, известным людям, которые посвятили жизнь родному городу.
Тема веб-квеста определена актуальностью проблемы патриотического воспитания для современного общества, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения. Необходимо формировать гражданскую идентичность, воспитывать общечеловеческие ценности и качества личности через систематизацию знаний о своей малой Родине. Данная разработка квест-урока может использоваться на уроках обществоведения в 11 классе в рамках темы, посвящённой региональной политике белорусского государства в качестве подборки материала о результатах экономического и социально-культурного развития населённого пункта, в котором мы живём.
2. Цель и задачи веб-квеста.
Цель - создать условия для формирования патриотических чувств и нравственных ценностей учащихся через исследование и изучение материала о родном крае; знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города Минска, используя технологию веб-квеста.
Основными задачами являются:
1. Образовательная:
• расширение знаний и представлений о своей малой Родине, углубленное знакомство с историей родного края, уважение к землякам, которые внесли значительный вклад в развитие и процветание родного города;
• формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность счет реализации возможностей компьютерного моделирования.
2. Развивающая:
• активизация творческой научно-исследовательской деятельности учащихся;
• развитие коммуникативных способностей, информационных компетенций и креативного мышления;
• развитие личности учащегося в условиях информационного общества.
3. Воспитательная:
• воспитание гражданственности, патриотизма, личной ответственности за судьбу родного города;
• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики.
3. Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. парная
3. индивидуальная
4. групповая
4. Этапы работы:
Начальный этап (командный).
Ознакомление учащихся с основными понятиями в соответствии с выбранной тематикой и распределение ролей в команде, ознакомление с задачами своей роли.
Ролевой этап.
Осуществление индивидуальной работы по поиску информации и выполнение заданий в рамках выбранной роли. Далее совместное подведение итогов выполнения каждого задания, обмен и командная доработка материала.
Заключительный этап.
Оформление группового проекта в конечный результат и защита итогового продукта в свободной форме. Подведение итогов под руководством педагога.
5. Структура веб-квеста: введение, порядок проведения, центральное задание, список интернет – ресурсов, оценка работы, заключение.
6. Содержание веб-квеста.
Веб-квест «Сердце Беларуси» выполняется учащимися, организованными в 4 группы и включает в себя выполнение следующих заданий:
1) Группа «Хранители Легенд»
1) Изучите теоритический материал древних и современных легенд о нашем городе по ссылке http://ezoterik-page.com/legendy-minska/; https://minsknews.by/gde-v-minske-zhivut-privideniya/.
2) Отберите самые интересные легенды и разработайте их классификацию на основании самостоятельно определенных критериев (таинственные, ужасающие, комические и т.д.);
3) Проведите соцопрос жителей города, какие легенды о Минске им известны;
4) Результат работы представьте в виде проекта «Легенды моего города».
2) Группа «Фоторепортёры»
1) Ознакомьтесь с подборкой удивительных фотографий города Минска по ссылке https://wikiway.com/belarus/minsk/photo/; https://news.tut.by/society/481796.html.
2) Посетите наиболее красочные и колоритные места на ваш взгляд и сделайте оригинальные снимки – покажите Минск с разных ракурсов, и своим особенным видением передайте то прекрасное, что окружает нас.
3) Выступите в роли дизайнеров, отберите самые яркие фотографии удивительной повседневной жизни минчан.
4) Результат работы представьте в виде коллажа «Я сердцем вижу Минск».
3) Группа «Поисковики - картографы»
1) Поработайте с различными поисковыми системами интернета и скачайте карту города Минска;
2) Отберите особо ценные объекты культурного наследия города Минска по ссылке https://www.tripzaza.com/ru/destinations/luchshie-dostoprimechatelnosti-minska/; https://34travel.me/gotobelarus/post/34-dostoprimechatelnosti-minska.
3) Обозначьте на карте города выбранные объекты и достопримечательности;
4) Создайте уникальную гид-карта для пеших прогулок по Минску, с детальным маршрутом, который познакомит гостей города с архитектурными сооружениями, музеями, городскими пабами, кинотеатрами и многими другими объектами городской инфраструктуры, которые формируют чувство гордости за малую Родину.
4) Группа «Эксперты»
1) Ознакомьтесь с самыми известными минчанами, которые оставили след в истории своего города по ссылке https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/640667; https://www.belarus.by/ru/about-belarus/famous-belarusians.
2) Выберите по 2-3 выдающихся деятелей внесших значительный вклад в победу в ВОВ; в развитие промышленности, культуры и спорта;
3) Проведите социологический опрос у жителей города и выясните, каких выдающихся людей столицы они знают;
4) Создайте анимированную презентацию «Знай наших» и приложите свой рейтинг ТОР -10 самых выдающихся минчан.
7. Заключительный этап.
На завершающем этапе исследования учащиеся производят публичное представление выполненных работ, организовывается коллективное обсуждение каждого проекта, формулируются выводы и предложения. В оценке результатов принимают участие, как учитель, так и учащиеся путем обсуждения.
Критериями представленных работ учащихся являются: правильное выполнение заданий, раскрытие темы, достоверность используемой информации, индивидуальность, творческий подход в оформлении заданий и профессионализм представления.
8. Рефлексия деятельности и подведение итогов.
На этапе рефлексии учащиеся объединяют все четыре проекта в один проект под общим названием «Сердце Беларуси». Совместно с учителем комментируя и доказывая значимость выбранного материала, еще раз отрабатывают термины и понятия, формирующие личностные и нравственные качества подрастающего поколения: патриот, патриотизм, малая Родина, земляки, государство.
Результатом эффективного использования проектной технологии квест-урока «Сердце Беларуси» станет углубление и расширение представления о своей малой Родине, накопление учащимися социального опыта жизни в своём родном городе Минске, приобщение к миру его культуры. Также участники проекта получат и хороший опыт в поиске и переработке информации в сети Интернет, научаться профессионально представлять её и затем публично защищать.
Таким образом, работа над веб-квестом положительно влияет на образовательный процесс, позволяет повысить эффективность и качество процесса преподавания. Данная образовательная технология задействует одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество, а также способствует созданию у учащихся устойчивого интереса к изучению учебного материала.