Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций на уроках истории»
Давыдова Алена Николаевна
ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 1»
Учитель истории и обществознания
Формирование метапредметных компетенций на уроках истории
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении обучающихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности обучающихся и преподавателя.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Мы как и многие учителя школ заняты поиском путей для решения задач картина мира.
На уроках в 6 классах предоставляет детям возможность побыть в роли исследователей. Создается следующая образовательная ситуация: сравнить страны Византия и Древняя Русь по фрагментам культурной деятельности (архитектура, письмо, скульптура). Для этого ученики анализируют эти фрагменты и делают свои выводы. На таких уроках формируются и развиваются такие учебно - познавательные умения как составление схем и вычленение частного и общего, составление системы опорных сигналов.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Урок-исследование отвечает критериям современного урока: урок открытия нового; самореализация урок коммуникаций; урок-создание образовательного продукта: схема, таблица, алгоритм, сочинение и т.д.
Метод исследования успешно можно использовать как форму работы на уроке –дебаты. Например, при изучении темы «Реформы Петра I - благо или зло для России?». Перед обучающимися была поставлена проблема, и для её решения им необходимо было изучить первоисточники с разными точками зрения на этот вопрос, проанализировать, сделать выводы.
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важенрезультат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Таким образом, приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Задание: соотнести УУД и технологию, направленную на его формирование.
1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановку вопросов.
Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
В процессе оценивания (в конце выполнения задания, в конце урока) учитель вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей — чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией, пересказу, составлению плана; учит их пользоваться разными источниками информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации и обучает детей применению обобщенных способов действий.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно нужно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативу детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка — это нормально, главное — уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем как начать что-то делать.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого ученика в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, между учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из числа предложенных.