kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование метапредметных компетенций на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций на уроках истории»



Давыдова Алена Николаевна

ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 1»

Учитель истории и обществознания



Формирование метапредметных компетенций на уроках истории

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении обучающихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности обучающихся и преподавателя.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Мы как и многие учителя школ заняты поиском путей для решения задач картина мира.

На уроках в 6 классах предоставляет детям возможность побыть в роли исследователей. Создается следующая образовательная ситуация: сравнить страны Византия и Древняя Русь по фрагментам культурной деятельности (архитектура, письмо, скульптура). Для этого ученики анализируют эти фрагменты и делают свои выводы. На таких уроках формируются и развиваются такие учебно - познавательные умения как составление схем и вычленение частного и общего, составление системы опорных сигналов.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Урок-исследование отвечает критериям современного урока: урок открытия нового; самореализация урок коммуникаций; урок-создание образовательного продукта: схема, таблица, алгоритм, сочинение и т.д.

Метод исследования успешно можно использовать как форму работы на уроке –дебаты. Например, при изучении темы «Реформы Петра I - благо или зло для России?». Перед обучающимися была поставлена проблема, и для её решения им необходимо было изучить первоисточники с разными точками зрения на этот вопрос, проанализировать, сделать выводы.

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Таким образом, приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.






Задание: соотнести УУД и технологию, направленную на его формирование.


УУД: личностные, регулятивные, познавательные, ком­муникативные.


Технологии формирования УУД:

1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развиваю­щие задания, постановку вопросов.

  1. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его про­шлыми результатами.

  2. Учитель показывает, для чего нужно то или иное зна­ние, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

  3. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

  4. Учитель обучает детей приемам работы в группах, по­казывает, как можно прийти к единому решению в группо­вой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обу­чая навыкам конструктивного взаимодействия.

  5. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопро­верке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошиб­ку. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать ре­зультаты выполнения задания, учитель показывает и объяс­няет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно вы­бирать критерии для оценки.

  6. В процессе оценивания (в конце выполнения задания, в конце урока) учитель вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

  7. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в на­правлении целей — чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.

  8. Учитель учит детей тем навыкам, которые им приго­дятся в работе с информацией, пересказу, составлению пла­на; учит их пользоваться разными источниками информа­ции.


  1. Учитель обращает внимание на развитие памяти и ло­гических операций мышления, разных аспектов познава­тельной деятельности.

  2. Учитель обращает внимание на общие способы дейст­вий в той или иной ситуации и обучает детей применению обобщенных способов действий.

  3. Учитель использует проектные формы работы на уро­ке и во внеурочной деятельности.

  4. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

  5. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

  6. Учитель считает, что ребенку обязательно нужно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

  7. Учитель включает детей в конструктивную деятель­ность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативу детей.

  8. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показы­вает, что ошибка — это нормально, главное — уметь учиться на ошибках.

  9. Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстра­ивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, со­здавая ситуацию успеха.

  10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

  11. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем как начать что-то делать.

  12. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

  13. Учитель учит разным способам выражения своих мыс­лей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

  14. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы присвоить нужные знания и цен­ностный ряд.

  15. Учитель учит детей способам эффективного запоми­нания и организации деятельности.

  16. Учитель показывает, как распределять роли и обязан­ности, работая в команде.

  17. Учитель активно включает каждого ученика в учеб­ный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, между учениками и учителем.

  18. Учитель и ученики вместе решают возникающие учеб­ные проблемы.

  19. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

  20. Учитель на уроке использует интерактивные возмож­ности ИКТ.

  21. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

  22. Учитель дает детям возможность самостоятельно вы­бирать задания из числа предложенных.

  23. Учитель учит детей планировать свой досуг.

  24. Учитель организует конструктивную совместную дея­тельность.






Наименование УУД

названия технологии

Личностные


Регулятивные


Познавательные


Коммуникативные



Ответ:

личностные: 1,2,3,4,13,14,12,16, 18, 21, 23, 31

коммуникативные: 5,12, 16, 22, 25, 26, 27, 30, 33

регулятивные: 6.7,8,12,15,17,19,20,32

познавательные: 9,10,11,12,24,28,29






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование метапредметных компетенций на уроках истории

Автор: Давыдова Алена Николаевна

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_pedagogicheskogo_opyta_na_temu_formirovanie_metapredmetnykh_kompet"
    ["file_id"] => string(6) "597877"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1642305004"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока по английскому языку для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144598"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418749497"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по теме:Освоение космоса "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-osvoieniie-kosmosa"
    ["file_id"] => string(6) "207651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430575765"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства