kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование критического мышления учащихся 7-8 классов на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Задача учителя пробудить в детях желание и умение учится, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворить ее посредством учения.  В данной статье  представлены различные приемы  технологии развития критического мышления с приложением детских работ

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование критического мышление уч-ся 7-8 классов на уроках истории»


Формирование критического мышления

учащихся 7-8 классов на уроках истории


Как найти путь к эффективному учению 7-8 классов и сделать так, чтобы школьникам было интересно? В чем состоит смысл процесса принятия или, иными словами осознания информации? Как мы можем помочь в этом своим ученикам?

Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Если они не выдерживают шквала сведений и фактов, у них опускаются руки. Об интересе к учебе тут уж говорить не приходится

Выучить, сдать и забыть.

Обучая детей в 7-8 классах работать с информацией обдуманно, системно, мы не только обеспечиваем их навыками, необходимыми во вне школьной жизни, но и предупреждаем нервное перенапряжение.



Использование приемов ТРКМ на уроках истории в 7-8 классах формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы, результаты образовательных программ.

Ученики учатся ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления. Они обретают навыки подбирать необходимы учебный материал, регулировать процесс собственного учения, контролировать успешность своих действий.

Задача учителя пробудить в детях желание и умение учится. Ведь суть современного обучения в том, что бы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворить ее посредством учения.

Прием «Сводная таблица», как и таблица ЗХУ, помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления или события, факты. В колонки, рассоложенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.

Например, на уроке по теме «Культура ХIX века» ( 8 класс – можно использовать сводную таблицу при ознакомлении учащихся с архитектурой Санкт- Петербурга. Таблица заполняется с привлечением ранее изученного материала)

Общие этапы работы с приемом « Сводная таблица»

  • Подбор источников для поиска информации по объектам исследования

  • Работа с источниками с использованием таких приемов, как « Кластеры», « Таблица Донны Огл», « Условные значки», « ПМИ», и « Тонкие и толстые вопросы»

  • Выделение линий сравнения ( например, с помощью приема « Кластеры»)

  • Зачитывание собранной информации с параллельным заполнение « Сводной таблицы»

  • Использование « Сводной таблиц» для проведения « экскурсии» , написания эссе или подготовки презентации. Организация конференции по содержанию пункта 5



Перед началом работы с таблице разделила класс на группы. Каждому частнику группы поручается собрать максимальное количество информации по своему объекту исследования. Кому-то достался Эрмитаж, кому – то Таврический дворец, Мраморный дворец, Казанский собор.

Группа начинает свою работу с того, что «выращивает гроздья» на тему « Что можно выделить в каждом объекте исследования?» Затем из получившихся «гроздьев» выбирают пять наиболее крупных. В одной из групп ребята назвали следующие: « архитектурный стиль» , « архитектор», «назначение», « цвет здания», « чем знаменито?» Если дети затрудняются выбрать основные категории сравнения, учитель может им в этом помочь – но не явно, а в форме уточняющих вопросов.

Затем учащиеся в группе приступают к обмену информацией – в течение определенного времени каждый говорит обо всем.

Что ему удалось собрать. Например, кто-то рассказывает о том, что Казанский собор начали возводить в 1811 году, автором проекта был архитектор Воронихин, строительство было приостановлено начавшейся Отечественной войной, по окончании воны собор ста памятником войны 1812 года, там был захоронен полководец Кутузов, собор построен в стиле классицизма и т.д.

После того, как все закончат делиться сведениями, участники начинают составлять сводную таблицу. Если группе очень захочется добавить еще одну- две линии сравнения, например, «легенды» или «привидения, живущие в здании» - она вполне может это сделать.)

Заключительным этапом работы со « Сводной таблицей» стала экскурсия ,которую провела каждая группа, не выходя из класса. На стенах были изображения указанных зданий. Поскольку линии сравнения и групп несколько отличались друг от друга, интересно было всем – и «экскурсоводам», и « туристам», и учительнице.

После выступления группы другие ученики могли задавать интересующие вопросы, например, « Что самое интересное в этом здании?» , « Какие интересные факты из жизни архитектора вы смогли бы назвать?» , « Какие залы( комнаты, экспонаты» обязательно стоит посмотреть и почему?»

Рекомендации по использованию « Сводная таблица»

  1. Линии сравнения обязательно должны быть выделены самими учениками. Неинтересно работать по навязанному сценарию. Гораздо увлекательнее опираться на то, что придумал сам.

  2. Желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трёх, но не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти.

  3. Взрослому рекомендуется тоже принимать участие в работе – заполнять свою таблицу по линиям сравнения, указанным учениками. Но обнародовать плоды своей работы нужно лишь после того, как учащиеся об этом попросят.

  4. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересно. Не стоит задавать вопрос только ради того, чтобы его задать.

Урок, на котором мы знакомились с приёмом « Сводная таблица» , был спланирован самими учащимися. Для того чтобы они смогли это сделать, им было необходимо:

    • Иметь опыт работы со « Сводной таблицей» и другие приемами;

    • Помнить последовательность действий при работе с информацией;

    • Уметь работать в малой группе.


Для развития умения аргументировать, обосновывать, обобщать подходит прием «Диаманта» (стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению).

Например.

1,7 строчки-существительные антонимы;

2-два прилагательных к первому существительному;

3-три глагола к первому существительному;

4-два словосочетания с существительными;

5-три глагола ко второму существительному;

6-два прилагательных ко второму существительному.

Например.

  1. Война

  2. Кровавая, продолжительная

  3. Убивает, уничтожает, ломает

  4. Коренные преобразования, большие проблемы

  5. Изменяет, преобразует

  6. Радостный, вечный 7.Мир.

Методический прием «Фишбоун» (рыбный скелет) – это прием графического способа представления изученной информации.

Данный прием позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой «рыбную кость» в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формируемый вывод..

(приложение 6)

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые ответить определенно нельзя («толстые») и на вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие»).



Толстые вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?



Тонкие вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?







Урок на тему Смутное время в 7 классе. Ученики составили следующие вопросы.

«Тонкие» вопросы

Кто? был венчан на царствие после смерти Федора Ивановича?

Что? случилось с царевичем Дмитрием?

Когда? умер Борис Годунов?

Могла ли боярская власть предотвратить Смуту?

Как? звали польского претендента на российский престол?

Как звали? организатора 1 ополчения?

Согласны ли вы? что объединение и сплочение народов России способствовало освобождению страны.

Верно ли? что после Смуты началось правление новой династии.


Ответы на «толстые» вопросы.

  • Дайте три объяснения причинам Смуты.

  • Объясните, почему в 1609-1610 годах создалась угроза потери независимости России?

  • Почему вы думаете, что захват Смоленска поляками и Новгорода шведами привели к падению авторитета боярской власти?

  • Почему вы считаете, что митрополит Гермоген обеспечил духовную поддержку В. Шуйскому?

  • В чем отличия первого ополчения от второго?

  • Предположите, что было если бы народы России не объединились для борьбы с интервентами?

Целесообразность данного приема на уроке позволяет анализировать, систематизировать, осмысливать нужную информацию.

При работе с «сухими» отрывками (инструкции, рекомендации, научные статьи, документы) я использую прием ПМИ (Плюс - Минус - Интересно), предложенный специалистом в области мышления Эдвардом де Боно.

Чем же поможет ПМИ учителю и ученикам?

Перед тем как учащиеся примутся за чтение безэмоционального отрывка, предложите им зарисовать таблицу, состоящую трех граф.

Первая графа называется «Плюс» и обозначается соответствующим знаком «+». В нее мы записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» (для ученика, для взрослого, для человечества, для государства и т.д.).

Вторая колонка называется «Минус» и обозначается соответствующим знаком

«-». В нее мы записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что плохого?» (для кого бы то ни было).

Третья графа, обозначаемая знаком «?», предназначена для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей. «Что в этом интересного?». Здесь обозначены различные вопросы, вызванные текстом, предположения, интересные комментарии.

При чтении сухих текстов эту графу тяжелее всего заполнять. Если дети смогут на первых порах сделать хотя бы одну запись, этого будет достаточно.

При работе с текстом Манифеста об отмене крепостного права в России (8 класс) ученик сделал следующие записи: В первой колонке таблицы (+) он отметил, что крестьяне получили личную свободу, гражданские права, право переходить в другое сословие, иметь недвижимость. В колонке (-) привел примеры грабительского характера реформы (земля за выкуп, «временнообязанные отношения», «отрезки», испольщина).

В третьей колонке задал вопросы, требующие конкретных ответов (что побудило дворян добровольно отказаться от права на личность крепостных? Почему новость об отмене КП в России не произвела особого впечатления в народе? Почему Манифест потребовал реформирования всех сторон жизни российского общества?) Таким образом сухой текст приобрел эмоциональную окраску, стал более понятным детям.

Рекомендации по использованию приема ПМИ.

  1. Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в каждой графе. Эмоция оп принуждению - всегда с отрицательным знаком.

  2. Графу «Интересно» необходимо использовать в качестве переходного этапа на пути к изучению новой информации.

  3. Если в классе назревает дискуссия по поводу того, «а действительно ли все так хорошо (плохо)?!», как это написал некто, рекомендуем применять групповые формы работы.

  4. Очень хорошо использовать этот прием, если объектом рассмотрения является какая-нибудь проблема.


Любимым приемом семиклассников является «Инсерт» данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного внимательного. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия другой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли и не. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательнее и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков (V + - ? ) позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания полученные на уроке, не конечны! А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации.

Прием «Двойной дневник» способствует развитию мыслительных способностей учащихся, выработке собственной позиции по изучаемой теме.

Для изучения предложенного учителем текста, учащиеся делят тетрадный лист на две части. В первую колонку ученики выписывают понятия, даты, взгляды, информацию, полученную ими из изученного текста. Во второй колонке они стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Возможные ситуации:

  • Ситуация неожиданности – учащиеся сталкиваются с фактами, вызывающими удивление, поражающими своей неожиданностью.

  • Ситуация конфликта – создается, когда новые факты вступают в противоречие с известными учащимся представлениями.

  • Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа.

  • Ситуация неопределенности – возникает в случае, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся.

  • Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.

Результативность данного приема заключается в том. что учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста, корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией, определяют собственную позицию.

После работы с текстом для свертывания изученной информации, для закрепления терминологии, для развития творческих способностей мною используется прием «Пирамидная история».

Структура «Пирамидной истории»

  1. Имя героя.

  2. Характеристика героя.

  3. Место действия.

  4. Проблема истории.

  5. Слова, описывающие первое событие (что явилось проблемой истории).

  6. Слова, описывающие второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета).

  7. Слова, описывающие третье событие (что предпринималось для решения проблемы).

  • Решение проблемы или предположение того, что будет дальше.

(приложение7)

Методический приём игра "Мнемотехника" используется мной на повторительно-обобщающих уроках.

Мнемотехника - признанное средство наиболее лёгкого, быстрого, прочного запоминания, усвоения изучаемой информации.

Например, к уроку по теме "Отечественная война 1812 г." (8 кл) я подобрала 30 слов, рассортировав их по степени мнемонической сложности.

На уроке сначала открываются и зачитываются 10 простых слов. Затем слова закрываются и ученикам даются 2-3 минуты для воспроизведения.

Аналогичная работа проводится со сложными вопросами и очень сложными.

Тренинг - методический приём, который используется мной для запоминания трудных слов. Главный принцип запоминания - поиск связей. Чтобы запомнить новое слово, надо его "привязать" к уже знакомым.

Например:

  • С XVII века в России появились стрельцы, а во Франции - мушкетёры. С каким видом вооружения связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооружённая огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые были легче и точно стреляли.

  • Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоановна публично разорвала, назывались кондиции? (слово кондиции означает "условия").

  • Почему урядника крестьяне "за глаза" называли "курятником"? (обидное название возникло по созвучию).

  • Максим Грек (в миру Михаил Триволис). Как запомнить его настоящую фамилию? Ассоциация - три волоса.



Список используемой литературы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад., под ред. А.М. Бондакова, А.А. Кузнецова. – М. Просвещение. 2008.

  2. Методы обучения в современной школе: сборник статей./ Под ред. Н.И. Кудряшова. М., 1983 с.59.

  3. Викентьева И. Ода синквейну.

еремена – 2002.№3

  1. Загашев И.О. Критическое мышление. Технология развития. СПб; СПбУПМ, 2003.

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.; Просвещение 2003

  3. Кулюткин Ю.Н., Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.; СПбУПМ, 2002.

  4. Лернер И.Я. Вопросы проблемно обучения на Всесоюзных педагогических чтениях/ Светская педагогика 1986 - №7

  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., Педагогика 1995 .

  6. Муштавинская И.В. Опыт использования образовательной технологии СПб; СПбГУПМ, 2003.

  7. Низовская И. Критическое мышление это… Газета «Библиотека в школе» №16 2003

/lib.1september/ru.htm.

  1. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение 1986.

  2. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт/ Журнал народное образование №7. 2008.

  3. Пелигин А. Чему и как учить - классика и современность/ Журнал народное образование №8. 2008.

  4. Селявко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2002 г.

















3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование критического мышления учащихся 7-8 классов на уроках истории

Автор: Соколова Зоя Владимировна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока английского языка для 7 класса"
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_dlia_7_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "613833"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1664141459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства