Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников
Я не случайно выбрала эту тему. Главным направлением работы уполномоченного по правам ребенка в школе я считаю не только защита прав ребенка, но и формирование правовой культуры и правосознания у школьников. Тема правового воспитания школьников очень актуальна, потому что правовое поведение части не только школьников, но и взрослых нельзя назвать законопослушным, растет правовой нигилизм. Во- вторых формирование правовой культуры необходимо не только для профилактики правонарушений, но и для того, чтобы уже в школе формировать человека – гражданина. В-третьих, в современных условиях тотальной занятости родителей все воспитательные моменты, и правовое воспитание в том числе, становятся заботой школы. Перед выступлением я провела мини анкетирование учеников и родителей на родительском собрании. И вот какой результат я получила. Семья, школа и СМИ (интернет, телевидение)- вот три «социализатора», которые оказывают влияние на воспитание современных подростков приблизительно в равной степени, но когда я сформировала вопрос по - другому: главенствующую роль в формировании правовой культуры вы отводите, ответы распределились следующим образом: школа 70%, семья 20%, СМИ 10%.
Поэтому в современных условиях приоритетом в образовании является обучение человека- гражданина, человека высокой правовой культуры. Важно добиться, чтобы у школьников формировалось не только знание, уважение и соблюдение права, но и осознание ценности законопослушного поведения, внутренняя правовая культура и правосознание.
Правовое пространство-область в социуме, где абсолютно все действия предпринимаются исключительно исходя из норм права, в правовом поле.
В нашей школе, как и в других школах страны, сформировалось правовое пространство. Появился Институт Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
Уполномоченный в школе – это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей.
В своей деятельности я руководствуюсь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, законом об образовании. Уставом школы, Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам
В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. Уголок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.
Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования.
На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия. Оформленные стенды о правах и обязанностях детей, размещены в фойе и кабинете
Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, разъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча¬сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка о правах учащихся. Дети сами разрабатывали буклеты «Конвенция и я».
Перечень приоритетных направлений деятельности:
- правовое просвещение;
- методическая помощь классным руководителям в проведении мероприятий по правовой тематике;
- подготовка методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий в разных возрастных группах;
- консультативная деятельность;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- продолжение работы правового лектория;
- обновление правового уголка.
«Правовая культура» может быть определена как часть общей
культуры человека и включает знание законов и норм права, внутреннее
осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм,
соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и
свобод, установленных законодательством.
Правовое образование учащихся проводится как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.
Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы:
• как деловая игра « Мои права в семье»,
• практикум,
• Информационные часы
• устный журнал
• видеоуроки «Символы России»,
• уроки Медиабезопасности
• уроки Конституции,
• викторины
• театрализованная игра « Листая Конвенцию»
• круглый стол
• игра-путешествие
• Интеллектуальный марафон «Тропою антикоррупционера»
• дискуссионный час «Бесконфликтное поведение – толерантный класс»
• решение ситуативных задач
• правовой турнир « Я живу в правовом государстве»,
• правовая игра «Преступление и наказание» организация и проведение
• ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.
Ежегодно в феврале проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:
сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику
Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.
Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.
Участвовала районной игре « Я - подросток!», городской игре «Азбука выживания», регулярно принимаю участие в конференции по праву на базе ВОЛГУ, региональный конкурс проектов « Я – гражданин»
Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы
Формированию правовой культуры и правосознания
способствуют учебные предметы «Обществознание», «История»
В своей педагогической деятельности я использую современные
образовательные технологии, которые помогают решать поставленные
задачи, а именно – повысить правовую грамотность учащихся, сформировать
у них навыки контроля и самоконтроля.
Основными проблемами общеобразовательного учреждения являются:
1. Пассивность родительской общественности в процессе образовательно-воспитательной работы.
2. Низкая мотивация к процессу обучения учащихся.
Так как должность школьного Уполномоченного по правам ребенка была введена сравнительно недавно, следует отметить, что обращений поступало не так много. Обращения носили устный характер и были связаны с правовыми консультациями, это говорит о том, что участники образовательного процесса пытаются разрешать спорные вопросы мирным путем, не прибегая к конфликтам.