Просмотр содержимого документа
«Физкультминутки на уроках истории»
Физкультминутка по истории .
Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни.
К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории.
Одной из форм двигательной активности являются ролевые игры на уроках, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, как
правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.
Коррекцию позы нужно проводить мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, просто подходить к нему, не прерывая объяснения. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, просить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это также удачный момент для того,
чтобы предложить всему классу сделать физкультминутку.
Физминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации на уроках в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗМИНУТКИ
Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Некоторые физкультминутки я нашла в литературе и адаптировала под предмет, некоторые придумала сама, например:
1. учитель называет термины и просит детей – встать-сесть ( встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира).
2. поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).
3. шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).
Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться, например:
Передай мяч.
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: культура, социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран.
Историческая почта.
На карточках написаны названия городов княжеств, государств, полисов, воеводств, полков и т.д. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями городов в соответствующие княжества. Или фамилии художников к соответствующим отраслям культуры или государствам.
Радуга.
На карточках одного цвета написаны названия вещественных источников, другого цвета - письменных, другого - устных.
На доске написаны заголовки: вещественные, письменные, устные. Учащиеся должны разнести карточки в соответствующую ячейку. Проверить просто - каждая группа объектов должна быть одного цвета, например:
вещественные - желтый цвет, письменные - синий, устные - красный цвет карточки и т.д.
Телеграф.
Учащиеся шепотом называют любые понятия по выученной теме сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое понятие. Если это понятие уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее.
Веер.
Учащиеся записывают на листочке определения к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, Ярослав Мудрый: 1 ряд - внутренняя политика, 2 ряд - внешняя политика, 3 ряд - исторический портрет.
Глухие телефоны.
Эту физкультминутку можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить.
Ориентирование.
При изучении географического положения государства полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или закрыть глаза и головой нарисовать образно границы изучаемого государства.
Перекличка.
Чтобы проверить знание понятий по истории Древней Греции, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Можно включить и заведомо неправильный ответ. Как среагируют на него учащиеся?
Гимнастика для пальчиков
Бинокли.
Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно называют имена, понятия, города, памятники культуры. Затем ученики смотрят в образовавшиеся бинокли.
Здравствуйте.
Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.
Гимнастика для глаз
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Покорчим рожи.
Изобразить мимику лиц, изображённых на портретах.
Рисование носом.
Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Раскрашивание.
Представьте белый контур границ территории Киевской Руси. Мысленно раскрасьте разным цветом княжества. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.
Круг.
Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей государства, княжества или повторить береговую линию Древней Греции.
Квадрат.
Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Можно предложить детям придумать аналогичные задания самим. Эти физкультминутки органично связаны с изучаемым материалом, не теряется логика урока. Они занимают немного времени. Вместе с тем развивают память, внимание, воображение. Снимают физическое и эмоциональное напряжение. Повышают работоспособность. Не допускают переутомления. Благодаря им на уроке происходит смена видов деятельности. Их можно проводить с учащимися любого возраста. А для учителя это простор для развития фантазии.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". "
["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-gorod-i-ghorozhanie"
["file_id"] => string(6) "220672"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1434741633"
}
}