Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане".
Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане".
Методическая разработка урока истории для 6 класса с применением приёмов технологии критического мышления по теме "Город и горожане". Тип урока: урок-исследование. Приемы технологии развития критического мышления: таблица "толстых и тонких вопросов", кластер, стратегия "Зигзаг-2", инсерт, кольца Венна, синквейн. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. Оборудование: учебник, схемы, тексты, таблицы.Цель урока: дать представление об особенностях процесса возникновения и развития городов на территории Древнерусского государства, о роли городов в Древней Руси.
Формируемые универсальные учебные действия
Метапредметные
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Коммуникативные:
Овладение навыками публичных выступлений
2 этап – мотивационно-целевой
3 этап – работа в парах
2 этап – мотивационно-целевой
3 этап – работа по теме урока, работа в группах
Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока
Соседи по парте делят поле деятельности между собой, решают, кто будет выделять общие черты городов, кто – уникальные
Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом
Познавательные:
Владение ключевыми понятиями
Сравнение процесса возникновения городов в Средневековой Европе и в Древнерусском государстве
Описание средневековых русских городов
Описание занятий категорий населения города
3 этап – работа по теме урока
4 этап - рефлексия
Оперировать понятиями город, детинец, посад, тын, раскрывать их значение
Систематизация материала в виде схемы-кластера, выделение общих черт и определение различий.
Умение синтезировать понятие в лаконичной форме - синквейн
Личностные:
Способность к саморазвитию
Формирование мотивации к учебе
Формирование положительного отношения к собственному здоровью (участие в физкультминутке)
2 этап – мотивационно-целевой
6 этап – домашнее задание
3 этап – работа по теме урока, работа в группах
5 этап – подведение итогов урока
Выражать собственное отношение к трудовой деятельности населения Древней Руси
Ученики могут выбрать наиболее интересное для них домашнее задание
Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе
План урока
Организационный момент (1 мин)
Мотивационно-целевой этап (9 мин)
Работа по теме урока (25 мин) + физкультминутка (1 мин)
Рефлексия (5 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Организация окончания урока (1 мин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". »
Методическая разработка
урока истории России в 6 классе
Учитель истории ГБОУ гимназии №166
Ю.В. Литовченко
Урок в технологии развития критического мышления
Тема. «Город и горожане» 6 класс.
Место урока в системе уроков: Глава II. Древняя Русь (середина IX- первая треть XII в.), урок 14, базовый уровень.
Тип урока: урок-исследование.
Приемы технологии развития критического мышления: таблица «толстых и тонких вопросов», кластер, стратегия «Зигзаг-2», «Инсерт», схема «Общее – Уникальное», синквейн.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник, схемы, таблицы, презентация, иллюстративный материал параграфа, раздаточные материалы (тесты, фрагменты стихотворения).
Литература:
История России 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под общей редакцией Р.Ш. Ганелина. Москва, «Вентана-Граф», 2013 год
Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс. Москва, «Вако», 2013 год
И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие 2-е издание. Санкт-Петербург, «Каро», 2014 год
О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. Санкт-Петербург, «Каро», 2014 год
О.Г. Набатова. Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс. История с древнейших времен до начала XVI века. Москва, «Владос – Пресс», 2001 год.
Цель урока: дать представление об особенностях процесса возникновения и развития городов на территории Древнерусского государства, о роли городов в Древней Руси.
Формируемые универсальные учебные действия
УУД
Этап урока
Способ формирования
Метапредметные
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Коммуникативные:
Овладение навыками публичных выступлений
2 этап – мотивационно-целевой
3 этап – работа в парах
2 этап – мотивационно-целевой
3 этап – работа по теме урока, работа в группах
Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока
Соседи по парте делят поле деятельности между собой, решают, кто будет выделять общие черты городов, кто – уникальные
Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом
Познавательные:
Владение ключевыми понятиями
Сравнение процесса возникновения городов в Средневековой Европе и в Древнерусском государстве
Описание средневековых русских городов
Описание занятий категорий населения городов
3 этап – работа по теме урока
4 этап - рефлексия
Оперировать понятиями город, детинец, посад, тын, раскрывать их значение
Систематизация материала в виде схемы-кластера, выделение общих черт и определение различий.
Умение синтезировать понятие в лаконичной форме - синквейн
Личностные:
Способность к саморазвитию
Формирование мотивации к учебе
Формирование положительного отношения к собственному здоровью (участие в физкультминутке)
2 этап – мотивационно-целевой
6 этап – домашнее задание
3 этап – работа по теме урока, работа в группах
5 этап – подведение итогов урока
Выражать собственное отношение к трудовой деятельности населения Древней Руси
Ученики могут выбрать наиболее интересное для них домашнее задание
Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе
План урока
Организационный момент (1 мин)
Мотивационно-целевой этап (9 мин)
Работа по теме урока (25 мин) + физкультминутка (1 мин)
Рефлексия (5 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Организация окончания урока (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент
Стадия вызова
Учитель. Предлагаю вам начать урок с фрагментов книги Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица». Прочитайте стихотворения.
Спит Москва, Руси столица,
Сон спокойный людям снится,
Сторожа то там, то тут
В колотушки глухо бьют.
Сторожа из войск царёвых
Караулят пять ворот
Перекличкой в свой черёд.
У Фроловских начинают:
«Славен град Москва!» - кричат.
У Никольских отвечают:
«Славен Киев!» - говорят.
И у Троицких не спят.
«Славен Новгород!» - кричат.
«Славен Псков!» - у Боровицких,
«Славен Суздаль!» - у Тайницких
И гремят в ночи слова:
«Славен, славен град Москва!».
Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,
Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб – «басман».
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.
Учитель. Что вы узнали из фрагментов книги? Какие слова вам незнакомы? Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Для справки: Таган – подставка для котла или иной посуды, позволяющая готовить пищу на открытом огне. Обычно состоит из трёх металлических прутьев, служащих ножками, соединённых обручем. (показать иллюстрацию тагана).
Ученики формулируют тему урока: «Город и горожане».
Учитель.Западноевропейским путешественникам средневековая Русь представлялась страной бескрайних лесов и равнин с разбросанными повсюду сёлами и деревнями. И лишь изредка им встречались на пути города. Совсем иное впечатление было у варягов: обширное пространство вдоль важного торгового пути «из варяг в греки» они называли «Гардарика» - «страна городов». Как понять, кто из них прав?
Ученики. Надо исследовать, как в средневековой Руси возникали города.
Целеполагание
Учитель. Сформулируйте «Тонкие» и «Толстые» вопросы к теме (результаты заносятся в таблицу).
Ученики.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Когда в Древней Руси стали возникать города?
Чем отличался средневековый европейский город от русского города?
Кто строил древнерусские города?
Какие категории населения проживали в средневековом русском городе?
Сколько городов существовало в Древней Руси?
Почему возникли древнерусские города?
Каково было назначение города в Древнерусском государстве?
Стадия осмысления
Учитель. Вспомните, как и где возникали города в средневековой Европе.
(по ходу ответов учеников составляется кластер)
Города в средневековой Европе возникали:
У переправ
У замков феодалов
У монастырей
У развилок дорог
На пересечении торговых путей
На месте античных городов
Учитель. Почему именно в этих местах строились города?
Ученики. Удобное расположение для торговли. Большое число покупателей. Безопасность.
Учитель. Так возникали города в Европе. А как они возникали в нашей стране? Прочитайте тесты с карандашом в руках. Делайте на полях заметки по ходу чтения: «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы, «v» - уже знал. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, возможно, количество значков увеличится. Далее заполните таблицу
v (уже знал)
+ (новое)
? (не понял, есть вопросы)
Примерное содержание текста:
Слово «город» происходит от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной. Следовательно, первоначально городами называли поселения, огороженные стенами.
В древних исландских сагах упомянуты 12 крупных городов Древней Руси. По подсчётам историков, в IX-X вв. на Руси существовало 25 городов, в XI в. – 89, к концу XII в. – 224.
Города Руси возникли как центры союзов племен, но в конце X-XI вв. уже развивались под сильным влиянием высокой культуры Византии. По количеству жителей города были разными. В одних проживало несколько сотен человек. Количество жителей Киева или Новгорода доходило до нескольких десятков тысяч.
Средневековый русский город был совершенно непохож на современные города. Центральную укрепленную часть города называли кремлем (кремником), но более древнее название – детинец, от слова «дне» - внутренний. Вокруг кремля были разбросаны городские районы – концы или посады, состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов, огородов, незастроенных пустырей.
Для строительства города выбирали высокое место, защищенное со всех сторон естественными препятствиями: реками, болотами, лесами. Вокруг этой крепости селились бояре, богатые купцы и другие аристократы. Концы и посады (городские районы) располагались ниже и составляли торгово-ремесленный подол (по долине). Все, кто жил за городской городьбой, назывались горожанами.
С незащищенной стороны рыли глубокий ров и защищали поселение валом и деревянно-земляной стеной с башнями (крепость Мангазея). Стены строились так, чтобы с них можно было вести стрельбу по всему периметру крепости. Оборонительные сооружения, находившиеся со стороны открытого поля, назывались напольной стороной. Город защищали двумя стенами: одна окружала детинец, а вторая - город по его периметру.
Деревянные ворота до наших дней не сохранились, но земляные валы можно увидеть во многих старинных русских городах.
Простейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу. С X века стали строить оборонительные сооружения правильной круглой формы, так как даже на равнинной местности такая крепость давала возможность наблюдать со стен за обстановкой на большом расстоянии. С наружной стены крепости уничтожали даже кусты и деревья.
Основным сооружением крепостной стены были башни, которые соединялись между собой бревенчатыми срубами, скрепленными поперечными стенами; каждая стена состояла из отдельных звеньев длиной 3-4 и высотой 3-5 м. В верхней части стены устраивали боевой ход – открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход помогал защитникам крепости маневрировать во время обороны, вести прицельный огонь из бойниц под защитой парапета крепостной стены. При необходимости бойницы могли закрываться деревянными щитами. Боевые площадки на стенах иногда делали выступающими над плоскостью стены с бойницами в полу, через которые стреляли или лили на головы врагов кипяток и смолу.
В центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того, чтобы перебраться через ров с водой – деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности.
Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители окрестных сел бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе. В пограничных районах строили пограничные крепости, жители которых становились одновременно и воинами, и земледельцами. Самыми уязвимыми были южные границы России, так как именно здесь, в степи – Диком поле, - полчища кочевников совершали опустошительные набеги.
Учитель. Обсудим записи в ваших таблицах. Что вам уже было известно? Что новое вы узнали о средневековых русских городах? Какая часть текста вызвала вопросы?
Рефлексия
Учитель. Далее работайте в парах: используя кольца, составьте схему «Общее – уникальное», выпишите общие и уникальные черты средневекового западноевропейского и русского городов.
Ученики. Общие черты: города – это торговые, ремесленные, культурные центры. Они предоставляли защиту в случае опасности.
Уникальные черты:
Западноевропейские города каменные, преимущественно многоэтажные дома плотно прилегают друг к другу. Улицы узкие, немощеные. Каменные укрепления.
Русские города деревянные, улицы имели пешеходную и проезжую части, усадебный принцип застройки (дом, хозяйственные постройки, сад, огород, колодец и т.д.)
Физкультминутка
Учитель. Ремесленники каких специальностей проживали в средневековых русских городах?
Ученики.
Кузнецы, оружейники, пекари, гончары, ткачи, ювелиры и пр.
Учитель. Давайте, посмотрим на работу гончаров, кузнецов и ткачей и повторим за ними характерные для этих специальностей движения.
Можно включить фрагменты видео с демонстрацией данных профессий.
Вызов
Учитель. Сыграем в «Ассоциации». Какие образы у вас возникают, когда я произношу слово «город»?
Например, небоскребы, машины, множество людей (десятки, сотни тысяч, несколько миллионов). Велико ли было население средневековых русских городов? Как вы думаете, какие категории населения могли в них проживать?
Ответы заносятся в кластер
Например, «Население средневековых русских городов»
Городское боярство
Торговцы: гости, купцы: средней руки, мелкие
Ремесленники
Священнослужители
Иностранцы
Учитель. Разделитесь на группы по 5 человек. Работая с данным кластером и текстом пункта 2 в & 12, опишите жизнь и занятия отдельных категории населения средневековых русских городов.
Задание для 1 группы: описать жизнь и занятия ремесленников.
Задание для 2 группы: описать жизнь и занятия торговцев.
Задание для 3 группы: описать жизнь и занятия городских бояр.
Задание для 4 группы: описать жизнь и занятия священнослужителей и иностранцев.
Каждый ученик изучает вопрос по данной теме, становится экспертом по теме;
- эксперты обмениваются информацией;
- каждый эксперт докладывает в своей группе по своему вопросу, в том числе и после консультаций экспертов из разных групп;
- в конце цикла проводится контроль освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом и определения группы-победителя. Заполнить оценочные листы.
№
Фамилии, имена участников
Критерии оценивания
Оценка группы
Соблюдал принципы сотрудничества
Является ответственным экспертом
Оценочный лист «Работа в группе»
Учитель. В основном ремесленники были свободными людьми. Но были среди них и те, кто попал в зависимость от другого человека. Как могло такое произойти?
Ученики.Закупы – взявшие купу (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи – заключившие ряд (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору.
Стадия рефлексии
Учитель. Прочитайте материал пункта 3 на стр. 98. Составьте синквейн на тему «Функции города». В памятке указаны правила составления синквейна.
Синквейн:
1 строка – название темы (существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – действие (три глагола);
4 строка – чувство (фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме);
5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Пример синквейна
Город
Древний, деревянный,
Защищает, управляет, просвещает.
Каждый по-своему уникален.
Легенда!
Подведение итогов урока
Учитель. Подведем итоги урока.
- Продолжите фразы.
Я узнал (а)…
Я понял (а)…
Я хотел (а) бы…
- Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен
Мне было интересно работать на уроке.
Мне понравилось работать в группе.
В процессе работы у меня возникли затруднения.
Я недоволен результатом своей работы.
Домашнее задание
Учитель. Я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание
1 вариант – нарисовать схему средневекового русского города с указанием основных объектов и провести экскурсию для одноклассников.
2 вариант – написать эссе на тему «Средневековый русский город».
3 вариант – написать текст от имени горожанина в форме письма, прошения, торгового отчета, путевых заметок путешественника-иностранца.