kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад Развитие критического мышления на уроке история.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность нашей, педагогической  работы, обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. У нас рынок, информационный бум. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

        Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

ü  В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

ü  Какие условия для этого необходимы?

ü  Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при         этом  определенные коммуникативные умения,

ü  возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

И сразу возникает несколько вопросов:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Развитие критического мышления на уроке история. »







Доклад

на тему:

«Развитие критического мышления

на уроках истории и обществознания»



Подгатовила и выступила:

учитель истории

Новосельской средней школы

Матюшко К.Д.




















2013-2014 учебный год

Актуальность нашей, педагогической работы, обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. У нас рынок, информационный бум. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

  • В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

  • Какие условия для этого необходимы?

  • Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  • возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

И сразу возникает несколько вопросов:

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления - это система стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, разработана в конце XX века в США. В основу технологии РКМ положены идеи теории Жана Пиаже,  Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  • не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

  • - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

  • - объективная оценка

-положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.



Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность

  • Использовать исследовательские методы

  • Ставить перед собой вопросы

  • Осуществлять планомерный поиск ответов

  • Вскрывать причины и последствия фактов

  • Сомнение в общепринятых истинах

  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

  • Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

  • Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

  • Что дает технология критического мышления ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

  • Что дает технология критического мышления учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития

критического мышления ………………………………….

  • Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

  • Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.

Технологию развития критического мышления можно использовать на уровне любого предмета.

До прохождения Кембриджских курсов мои знания о технологии критического мышления были невелики. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению, изучая иинтернет-ресурсы, я стараюсь максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Раньше мне приходилось видеть скучающие лица отдельных учеников на уроках, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. А сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами, я стала сталкиваешься меньше, надеюсь со временем и вообще избавлюсь.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

Вызов – вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».

Осмысление – получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.

Рефлексия – суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

1. "Мозговая атака" (брейн-сторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. ^

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 
2 э т а п: Обмен информацией. 
Рекомендации к эффективному использованию: 
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 
3. Оперативная запись высказанных предложений. 
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. 

2.Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. 

 Правила написания синквейна: 
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). 

Например, при изучении темы «Избирательная система Республики Казахстан» по предмету обществознание 11 класс возможны такие варианты сенквейна:

  • Выборы

  • Демократические, свободные

  • Определяют, обязывают, направляют

  • Выборы - право человека.


  • Избиратель.

  • Грамотный, ответственный.

  • Голосует, агитирует, выдвигает.

  • Он определяет будущее страны.


  • Кандидат

  • Ответственный, законопослушный.

  • Выполняет, представляет, управляет.

  • Кандидат – это наш представитель в органах власти.

Процесс составления синквейна очень интересен учащимся.

3. Историческая справка

На урок истории Казахстана в 6 классе на тему «Борьба саков за независимость» на стадии закрепления используется прием «Историческая справка». Учащимся предлагается написать небольшую «Историческую справку», состоящую из 4 предложений по следующему плану:

  1. «Царица Томирис»

  2. «Подвиг Ширака»

  3. «Походы Александра Македонского в Среднюю Азию»

4.”Толстый” и “тонкий” вопрос.( этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

Толстый.

Тонкий.

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

5. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов; Так же я использую «Кубик Блюма»

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 



6. Работа с кластерами - способ формирования учебно-познавательной мотивации на уроке.

Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. Например, на уроке обществознания в 10 классе, при изучении темы «Типы обществ», на стадии вызова прошу учащихся перечислить известные им общества, изобразив это схемой:



индустриальное





феодальное



рабовладельческое

общество




охотников





земледельцев


собирателей







7. Инсерт маркировка текста

На уроках истории и обществознания я применяю приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения)  thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IVэтап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки:

З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)






В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.

3.3. RAFT-технология

Суть данного метода.

Название представляет собой сокращение, где R (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория, для кого?) - F (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

В 10 классе при изучении темы «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.» я следующим образом применила RAFT- технологию. Класс был разделен на группы. Учащимся было предложено поработать над текстом, представив себя в роли журналистов. Первая группа составляла текст - интервью с крестьянином, вторая с купцом, третья с ремесленником. Ученик, получив такое задание, должен представить себя даже в двух ролях, в роли журналиста формулирующего вопрос и в роли интервьюера (крестьянина, купца или ремесленника). Из приёмов графического  оформления текста  я использую на своих уроках сводную таблицу: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)

«+»

факты носят положительный характер

«-»

отрицательное значение

«?»

мне это интересно

Данный прием мной использовался при изучении тем:

«Реформы Петра Великого»

«НЭП»

 «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.»

Сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами.

8. Прием «Корзина» идей, понятий, имен.


Применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая

на уроке достаточно большое количество времени, тем не менее, он является

эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу

учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся

у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или

думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно

нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все

ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией

проводится по следующей схеме:

1.Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть

организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали

имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно

сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение

к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или

мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

9. «Шесть шляп мышления»

предполагает групповую работу на уроке. Учащиеся знакомятся с текстом и организуют анализ информации. Этот прием позволяет не только анализировать, но и высказывать свою точку зрения на содержание текста.

Белая шляпа: изложение нейтральной информации, перечисление фактов, событий;

Черная шляпа: критическое восприятие, поиск качеств, событий, последствий, носящих отрицательный характер;

Желтая шляпа: прогнозирование социальных последствий, поиск фактов, подтверждающих эти прогнозы;

Синяя шляпа: интерпретация, размышления о прочитанном;

Зеленая шляпа: поиск выхода из тупика, поиск решения проблем;

Красная шляпа: отношение к обсуждаемым проблемам. Нюансом является момент, что мнение одной группы может не совпасть с мнением другой, и подведение итогов на стадии рефлексии может перерасти в интересную и плодотворную дискуссию.

Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.

Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте

Скелет рыбы: пути решения этой проблемы

Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.


10. Эссе– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь.

11. ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Пример. (по теме «Россия во второй половине XIX в»)

Чернышова Алина. 10 класс.

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.

Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.

Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Для того, чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.

Например.

«Я считаю, что Иван Грозный…»

«Я считаю, что правовое государство…»

и т.д.

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А  самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

12. Понятийное колесо

На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.

13. «Песочная терапия»

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных исторических личностей, государств, событий и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями того или иного исторического времени.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли батыра, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

А как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:

  1. Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.

  2. Понимание — интерпретация материала, схем.

  3. Применение понятий, знаний в новой ситуации.

  4. Анализ — выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.

  5. Синтез — написание эссе, составление плана и т.д.

  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.

Примеры таких заданий:

1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.

2. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов

3. Прочитайте текст и составьте кластер

4. Тесты с различными видами заданий:

А) Укажите правильный ответ
Б) Укажите лишнее слово
В) Что объединяет ряд
Г) Вставьте пропущенные слова
Д) Соотнесите имена и события и др.

Получая новую информацию, многие учащиеся вполне способны рассматривать ее с различных точек зрения, делать определенные выводы относительно их точности и ценности.

Использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютерными технологиями позволяет добиваться хороших результатов , качество знаний по предмету в среднем звене составляет от 60 до 90%.

Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках истории (особенно в среднем звене). Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится откровенно живой интерес.

 Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне приходится изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.

И в завершение хочется вам пожелать (музыка): СЛАЙД № 

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад Развитие критического мышления на уроке история.

Автор: Матюшко Ксения Дмитриевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад с презентацией по теме "Проект на уроках истории и обществознания" "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-s-priezientatsiiei-po-tiemie-proiekt-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "106771"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403083864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Сценарий урока конференции  "История флота - история славы России" "
    ["seo_title"] => string(68) "stsienarii-uroka-konfierientsii-istoriia-flota-istoriia-slavy-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "168666"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423280480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства