Проект на уроках истории и обществознания
Алсаева Светлана Анатольевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Леоновская СОШ»
2012г.
Ведущая идея :
Создание на уроках условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности , приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету .
Принцип
«Все из жизни, все для жизни».
Цель: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления).
«Проблема устанавливает цель мысли,
а цель контролирует процесс мышления».
Джон Дьюи
- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения .
Задачи
проектного обучения
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
- через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания
ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
- ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;
- связь идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью
- интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
- ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
- самоорганизация и ответственность участников проекта
- нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
- монопредметный и межпредметный характер проектов
- временная и структурная завершенность проекта
- использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.
Что необходимо нашим школьникам для успеха? • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи; • Уметь работать в команде и обладать навыками общения; • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них; • Эффективно использовать знания реальной жизни; • Компьютерная грамотность.
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».
Ж.Ж.Руссо
По виду деятельности
проекты
Исследовательские проекты подразумевают:
- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
- наличие этапов, характерных для любой научной работы .
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола»);
- Выдвижение гипотез их решения;
- Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.д.);
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования
Информационные проекты направлены на
- изучение характеристик процессов,
- явлений,
- объектов
- предполагают анализ и обобщение выявленных факто в .
Структура ролево-игровых проектов,
для них характерно:
- конструирование гипотетической игровой ситуации;
- исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
- результат остается неизвестным до конца работы;
- ролево - игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
- четко обозначенный результат деятельности;
- тщательное продумывание структуры проекта;
- четкое распределение функций между участниками;
- оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Работа над обсуждением темы проекта
- На протяжении нескольких лет я веду с учащимися кропотливую работу по краеведению.
- Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
В соответствии с предметно-содержательной
областью выделяют
- монопроекты
- межпредметные проекты.
По количеству исполнителей
- индивидуальные
- парные
- коллективные
По продолжительности проведения
- краткосрочные
- средней продолжительности
- долгосрочные
По характеру контактов проекты бывают
- локальные
- внутришкольные
- региональные
- национальные
- международные
Формы
представления проекта
- Доклад
- Эссе
- Реферат
- Презентация
- Программа
- Путеводитель
- Письменное обращение
- Газета
- Плакат
- Альбом
- Альманах
- Видеофильм
Критерии оценки проекта
- Актуальность
- Практическая направленность
- Значимость выполненной работы
- Объем и полнота работы
- Самостоятельность
- Законченность
- Подготовленность к восприятию другими людьми
- Материальное воплощение
Оценка защиты проекта
1. Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний
2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность , дружелюбность
4. Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность
5. Достижение цели проекта
Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки проекта+ самооценки + оценки учителя
Как показывает практика, для успешности проектного обучения, учителю важно:
• реально оценить готовность учащихся к работе в проекте, их возможности по возрасту;
• удачно выбирать тему, цель, определить источники информации;
• своевременно корректировать работу, предоставлять консультации;
• чётко придерживаться плана реализации проекта;
• гибко координировать взаимоотношения участников;
• оптимистично оценивать достижения;
• постоянно поощрять учащихся;
• обязательно поддерживать инициативу.
Спасибо
за внимание
Сократ