Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая система обучения истории»
Авторская методическая система обучения истории
Разработчики:
Илаева Р.С - учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ№7» г. Грозного
Хизриева Л.Т. - учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ№7» г. Грозного
Авторская методическая система обучения истории
В данной методике предусмотрено оптимальная организация преподавания и обучения, для достижения эффективности педагогического процесса – достижение высоких результатов образования и воспитания.
Содержание методики обучения:
1. Цели обучения (намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности):
Содержание обучения (система знаний, умений - навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям).
Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся.
2. Организация обучения истории (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся).
3. Результаты обучения (действительный уровень образования, воспитания и развития учащихся).
Задача:раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории.
Вопросы, которые решает система обучения:
а) какие цели (намечаемые результаты нужно и можно ставить перед обучением истории?);
б) чему учить? (структура и отбор материала);
в) какая учебная деятельность школьников необходима;
г) какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении;
д) как преподавать;
е) как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования;
ж) какие межпредметные связи устанавливаются в обучении?
Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Пути достижения:создание проблемных ситуаций;
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться; оценивание не только конечного результата, но и процесс деятельности ученика.
Например: На уроке истории в 5 классе по теме «Рабство в Древнем Риме» учитель, опираясь на знания учащихся о рабстве в целом, вместе с учениками раскрывает такие вопросы как: источники рабства, почему труд рабов был неэффективным, где применялся труд рабов, к чему приводило отношение рабовладельцев к рабам. Таким образом ученики устанавливают связь данной темы с темой «Восстание Спартака»
Разбирая вопросы ученики осваивают такие виды работы как смысловое чтение, работа с документами, самостоятельный поиск ответов на вопросы с помощью текста параграфа.
Учитель подводя миниитоги, вместе с учениками выстраивает логическую цепочку событий темы.
Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, за счет пропедевтических домашних заданий
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, – для таких уроков истории характерна гибкая система. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
Таким образом, вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности овладел школьник в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Моя методическая система предполагает
1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательнойдеятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств обучения.
9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок истории преследует цели: обучать, воспитывать и развивать (триединая цель).
Для достижения поставленных целей урока учитель должен четко понимать образовательную задачу, от чего зависит информационное наполнение урока, рациональное сочетание видов, форм, методов, действенного контроля и управления – это дидактические требования к современному уроку.
Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на “опережающем” уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
Определение типа уроков также является важной задачей, которую приходится решать при подготовке к уроку и определении целей и задач урока.
Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся.
В современных условиях стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона, поэтому во многом согласна с профессором О.С. Гребенюк о необходимости использовать нестандартные уроки:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.
4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча” и др.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д.
Структура урока.
Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не быть на данном уроке. Разрабатывая конкретное занятие, я помню, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. Приёмы изучения фактического материала: образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности; ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.
Приёмы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания
Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия.
Приёмы изучения теоретического материала:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности).
рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставиться вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.
Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.
Приёмы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380);
опорные даты способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша), 1389 (начало правления Василия I);
“лента времени” способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет (до н.э.). Например, 72 г. до н.э. восстание Спартака и 1861 г. отмена крепостного права в России.
хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497,1550,1581,1649 – закрепощение крестьян;
календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например, 1700, 1703, 1709, 1714, 1720, 1721 – основные события петровской эпохи;
синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.
Например:
Европа
Россия
1648
1653
Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания
Начало реформы патриарха Никона
Приёмы работы с документом.
Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа.
Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа.
Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел, “Вот тебе бабушка и Юрьев день!”, песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.
Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.
Приёмы использования исторической карты.
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.
Приёмы проверки знаний и умений учащихся:
письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов). Например:
Таблица. Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
Юрий Долгорукий
Андрей Боголюбский
1. Главная политическая цель
Киевский престол; независимость собственного княжества
Укрепление Владимиро-Суздальской государственности; уничтожение Киева; единовластное правление
2. Тип освоения земель
Захват соседних княжеств; Создание новых городов и поселений
Укрепление городов княжества; грандиозное строительство во Владимире
3. Социальная опора
Суздальские бояре, своя дружина; Растущие городские сословия новых городов, верхушки купечества и ремесленников
Опора на город, городские сословия; роспуск старой дружины отца, удаление от престолов братьев
4. Направление внешней политики
Войны с Волжской Булгарией, противоборство с Новгородом
Походы на Киев, войны с Волжской Булгарией
Устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке (повторение и закрепление терминов и понятий.