Презентация рассматривает вопросы культуры XIII – XVII вв. Познакомит с жанровым разнообразием литературы. Покажет влияние книгопечатания на просвещение Руси. Визуально дополнит материал параграфа, познакомив с выдающимися образцами зодчества и живописи. Даст возможность сопоставить: влияние западных, византийских традиций и расцвет русской архитектуры и живописи. Позволит проследить, как процесс создания единого государства влиял на новый культурный подъём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская культура XIII – XVII вв»
Русская культура XIII – XVII вв.
учитель истории
МБОУ СОШ №45
Ёда Евгения Федоровна
Краткая характеристика особенностей русской культуры
I этап – от вторжения Батыя до середины XIV века: упадок культуры и начало ее возрождения.
II этап – вторая половина XIV в. – первая половина XV в.: хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление еретических учений.
III этап – вторая половина XV в. и начало XVI в.: укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом
IV этап – XVI в.: развитие культуры в рамках завершения процесса централизации и окончательного утверждения деспотического самодержавия.
Развитие литературы
Складывались различные традиции летописания в центрах, расширялся круг тем и жанров литературы, появлялись новые авторы, развивалась светская литература.
Основные жанры: Воинская повесть, Жития, Исторических песни, Жизнеописания, Путевые заметки, Летопись, Публицистика, Исторические повести, Популярная литература.
Лаврентьевская летопись
Домострой
Новым явлением было создание книги, содержащей полезные сведения, наставления как духовного, так и бытового характера.
«Домострой», составителем которого являлся духовник Ивана IV Сильвестр (сборник правил, советов и наставлений).
Начало книгопечатания
Крупнейшим событием культуры середины XIV века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви.
Началом русского книгопечатания можно считать 1564 г., когда Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга - «Апостол».
Книжный знак Ивана Фёдорова
Книгопечатание в России
Первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. выпустили первый русский букварь — «Азбуку». В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте.
В XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг, ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга. Книгопечатание имело огромное просветительское значение.
Печатная книга была значительно дешевле рукописной и доступнее. В XVII в. кол-во и тиражи печатных книг значительно возросли.
Первый печатный станок
Ивана Федорова
Архитектура XIV — XVI вв.
Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове.
Используя сохранившиеся традиции вечевых порядков, отразившиеся в простоте и лаконичности, новгородцы и псковичи возводили новые храмы, у которых наружный декор теперь отличается редким богатством.
Фасады были украшены различными деталями, украшающими фасад, придающими особую нарядность, праздничность и яркую самобытность.
Примерами такой архитектуры Новгорода и Пскова являются церкви Федора Стратилата на Ручье, церковь Спаса Преображения на Ильине, оборонительное сооружение Псковский Кремль.
Церковь Спаса Преображения на Ильине (Великий Новгород)
Церковь Федора Стратилата на Ручье
Псковский кремль
Архитектура XIV — XVI вв.
Возрастание политического могущества Москвы отразилось в зодчестве. Постройки должны были подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
Москва становится центром, приглашались архитекторы из Италии. В 1475-1479гг итальянским мастером Аристотелем Фиораванти, были возведены стены и башни Московского Кремля, Успенский собор, колокольня Ивана Великого.
Под руководством итальянца Алевиза Нового был построен Архангельский собор — родовая усыпальница московских великих князей и царей. В то же время была. возведена и
Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари - Грановитая палата — часть царского дворца для торжественных приёмов и празднований.
Московский Кремль
Успенский собор
Колокольня Ивана Великого
Архангельский собор
Грановитая палата
Архитектура XIV — XVI вв.
Проявлением расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Эти храмов, не имеющих внутри столбов, вся масса которых держалась на фундаменте.
Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного), возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани (1555 — 1561).
Велось широкое строительство каменных кремлей. К ним относятся стены Белого города и Смоленский кремль архитектора Федора Коня. Каменные крепости были возведены в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани.
Церковь Вознесения в селе Коломенском
Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного)
Смоленский кремль
Стены Белого Города
Архитектура XVII в.
Русское зодчество первой половины XVII в. достигает новых вершин: отличается большей многоцветностью, декоративностью. Используются украшения из резного камня, затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописность силуэта, сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски. Все это заслужило название – «дивного узорочья».
Эти черты хорошо прослеживаются в Теремном дворце в Кремле (1635 — 1636), Успенская (Дивная) церковь в Угличе (1628), церковь Рождества Богоматери (в Путинках) в Москве (1649— 1652).
В 1652г патриарх Никон запретил сооружение таких церквей, как не отвечающих церковному чину…
Теремной дворец
Успенская (Дивная) церковь в Угличе
Церковь Рождества Богоматери (в Путинках) в Москве
Архитектура XVII в.
Во второй половине XVII в. развитие архитектуры выразилось в формировании стиля, получившего название «нарышкинское» или московское барокко. Наиболее яркими примерами являются колокольня Новодевичьего монастыря, храм Покрова в Филях (1693 — 1694).
Европейское влияние отразилось в использовании некоторых декоративных элементов барокко: колонн, наличников, фигурных фронтонов, сочетания красного и белого цветов.
Шедевром русского деревянного зодчества был знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в.
Колокольня Новодевичьего монастыря
Храм Покрова в Филях
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Живопись
С XIV в. начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внесли художники – Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Фрески Феофана Грека, приехавшего из Византии, отличаются необычайной выразительностью, интересом к характеру и внутреннему миру человека, особой динамичностью.
В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени. Его творчеству присущи философская глубина, внутреннее достоинство и сила.
Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, утонченный рисунок, изысканный и нежный цвет.
Феофан Грек
Андрей Рублев
Дионисий
Симон Ушаков
С XVII в. в живописи усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. Центральное место в творчестве выдающегося мастера Симона Ушакова занимало изображение человеческого лица.
В его иконе «Спас Нерукотворный» заметны новые черты живописи: объемность, реалистичность изображения лица, элементы прямой перспективы. С его творчеством тесно связано с распространение в России портретной живописи — парсуны (от слова персона).
Создание единого государства вызвало новый культурный взлёт России:
Культура впитывала в себя лучшие достижения;
Решительно освобождалась от византийского влияния: приобретала самобытные национальные черты;
Расширялся круг проблем, которые интересовали культуру и искусство;
Главной темой стало укрепление мощи единого государства;
Всё больший интерес проявлялся к семье, к человеку, к его внутреннему миру;
Усиливались культурные контакты России с другими странами (особенно с Италией: работали выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера).
Источники
А) список использованных печатных источников:
История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 5-е изд., испр. и доп. - М.: 2015. - 288с.
История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник. 7 класс - Данилов А.А., Косулина Л.Г. 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2015. - 304с.
История: учебник для 10 класса среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др. 2-е изд. М: Издательский центра Академия 2011 -352 с.
Источники
Б) Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса):