kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казанский Кремль. В зеркале столетий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

На протяжении многих лет Казанский Кремль является символом государственности Республики Татарстан и отражением многовековой истории ее многонационального народа. Очень интересно как можно больше узнать об истории возникновения и развития Казанского Кремля, его архитектурных памятниках, а также связанных с ним исторических деятелях и событиях. Территория  Среднего Поволжья имеет многовековую историю толерантных отношений, веротерпимости. Здесь на протяжении многих веков мирно сосуществовали различные религии. 

Казанский Кремль  имеет богатую историю.  Каких-либо письменных источников по поводу времени его возникновения нет. Считается, что город Казань был основан в начале X века. В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирм?н).

Во времена Волжской Булгарии – одного из наиболее развитых государств средневековья – здесь находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение. Позднее, со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века, Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды. 

После распада Золотой Орды Кремль становится центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год.

После взятия Казани царем Иваном Грозным в 1 552 году Кремль был разрушен и лежал в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя - строителей собора Василия Блаженного.  Крепость была значительно расширена.

Долгое время (более полутора веков) в Казанском Кремле сохранялось пять каменных зданий ханского времени (ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи), используемых в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но со временем за ветхостью они были разобраны. После пожара 1672 года в Кремле началось кирпичное строительство, ряд башен в том числе Спасская были значительно перестроены. 

В XVIII веке вследствие расширения российского государства Казанский Кремль утратил военную функцию.  Однако он укрепился как административный и культурный центр Поволжья. 

К концу XIX века окончательно сложился как внутренний архитектурный комплекс Кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль.

После революции 1917 года, в 1920-1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлевских церквей. 

На современном этапе, с образованием Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль становится резиденцией её Президента. 22 января 1994 года указом Президента Республики Татарстан создаётся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало планомерному научному изучению и реставрации комплекса Кремля. 

30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО Казанский Кремль был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Конспект  урока по теме «История Казанского Кремля».

Цели: углубление знаний о Казанском Кремле, знакомство с историей Казанского Кремля, воспитание чувства уважения к историческому прошлому

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с целями урока.
  3. Объяснение нового материала. Рассказ учителя об истории Казанского кремля.

Город Казань интересен своими архитектурными памятниками. Главной достопримечательностью Казани является Кремль.

- Что вы знаете о Казанском Кремле?

Казанский Кремль является символом Республики Татарстан, сердцем ее столицы. Казань расположена на берегах рек Волги и Казанки.

- Назовите главные архитектурные памятники.

Главными  архитектурными памятниками Кремля являются Благовещенский собор (XVI-XIX вв.), башня Сююмбике (1-ая половина XVIII в.), мечеть Кул-Шариф (конец XX – начало XXI вв.)

Кремль подвергался неоднократным разрушениям в результате военных действий и пожаров. После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. он лежал в руинах. Строительство нового Кремля начинается в 1556 г. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя - строителей собора Василия Блаженного.  После пожара 1672 года в Кремле началось кирпичное строительство, ряд башен в том числе Спасская были значительно перестроены. В  начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.

Физминутка.

Самопроверка.

- главная достопримечательность Казани?

- назовите главные архитектурные памятники?

- сколько башен Казанского Кремля сохранилось до наших дней?

Подведение итогов.

Выводы.

Таким образом, история нашего Отечества неразрывно связана с историей наших «малых родин». Дошедшие до нас памятники архитектуры – это история нашего народа, память о пути, который прошел татарский народ. Без этой памяти мы потерялись бы в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык. Казанский Кремль является олицетворением богатой многовековой истории и культуры Республики Татарстан. Он  вобрал в себя достижения татарского и русского градостроительного искусства. В  память об этом в  Кремле, в сквере у Благовещенского собора поставлен памятник русскому и татарскому зодчим.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Казанского Кремля.

Список использованной литературы.

  1.  История Татарской АССР. Под ред. З. Гильманов, М. Мухарямов, Ю. Смыков, А. Халиков, Х. Хасанов. — Казань: Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР, 1968
  2. М. Фехнер Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., 1978. — стр. 54
  3. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982
  4. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 162
  5.  Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 163
  6. Елдашев А.М. Туалет на могиле Катанова.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казанский Кремль. В зеркале столетий »

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Институт психологии и образования

Приволжского межрегионального центра повышения

квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования



Проектная работа

Казанский Кремль.

В зеркале столетий.



Автор разработки:

Валиева Г.А.

Учитель начальных

классов

МБОУ «Татарская

гимназия № 11»

Советского района

г. Казани



Научный руководитель Доцент кафедры религиоведения Философского факультета КФУ кандидат философских наук В.В. Королев





Содержание.

Введение…………………………………………………

  1. Расположение………………………………………..

  2. История……………………………………………………..

    1. Во времена Волжской Булгарии………………………

    2. Центр Казанского ханства……………………………..

    3. После взятия Казани царем Иваном Грозным

    4. В XVIII веке

    5. После революции 1917 г.

    6. Кремль на современном этапе

    7. Конспект урока по теме «История Казанского Кремля»…………………..............................

3.Выводы

4.Список использованной литературы

5. Приложение



















Введение.

На протяжении многих лет Казанский Кремль является символом государственности Республики Татарстан и отражением многовековой истории ее многонационального народа. Мне, как учительнице начальных классов одной из татарских гимназий г. Казани, очень интересно как можно больше узнать об истории возникновения и развития Казанского Кремля, его архитектурных памятниках, а также связанных с ним исторических деятелях и событиях. Территория Среднего Поволжья имеет многовековую историю толерантных отношений, веротерпимости. Здесь на протяжении многих веков мирно сосуществовали различные религии. Так, ислам начал проникать в этот край еще во времена Хазарского каганата. Во период существования Волжской Булгарии он становится господствующей религией.

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной «классического ислама», в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены1. Ислам накладывал определенный отпечаток и на международную политику Волжской Булгарии – она стремилась строить дружественные отношения с соседними государствами, включая русские княжества.

В 1236-1237 гг. Волжская Булгария была завоевана объединенным войском монгольских ханов во главе с Бату-ханом. ряд мусульманских государств средневекового мира, таких как, например, Хорезм и Волжская Булгария, были разгромлены монголами. Крупнейшие центры мусульманского мира – Болгар, Бухара, Самарканд – оказались разрушенными. Исламской культуре на данном этапе был нанесен существенный урон. Однако уже к началу XIV века ислам становится важным фактором этнокультурной интеграции населения Золотой Орды.

Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципах веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты золотоордынских ханов русским патриархам об освобождении их от всех налогов и податей.2 Наибольшее число православных храмов на Руси было построено во времена монголо-татарского ига. Когда Русь вошла в состав монгольской империи, то не было и намека на преследование Русской православной церкви.3 Аналогично строились взаимоотношения правителей Золотой Орды с армянскими монофизитами, католиками и иудаистами. Мусульманское духовенство владело обширными землями, вакфами и другим имуществом. 4

Ислам являлся государственной религией и в Казанском ханстве (1438-1552) – феодальном государстве, образовавшемся на территории прежней Волжской Булгарии в период распада Золотой Орды. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 г. руководил Кул-Шариф. При многих медресе имелись рукописные библиотеки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т.п.

Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о некоторых монументальных зданиях – Даирова баня, мечеть Кул Шарифа, мечеть Нур-Али – нам известно из письменных источников (русские летописи, книга А.М. Курбского «История о великом князе Московском», 1573), и по материалам археологических раскопок последних лет на территории Казанского Кремля. В археологических раскопках Казани и других населенных пунктов обнаружены фрагменты декоративного убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архитектурных украшений из резного камня), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки с резным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви.

В 1552 г. был снаряжен большой поход русских войск на Казань. 2 октября 1552 г. после семинедельной осады Казань была взята войсками Ивана IV. Начался новый период в истории ислама в Поволжье, сопровождавшийся резкой ломкой культурных традиций и привычного уклада жизни местного населения. Ожесточенное сопротивление местного населения во время завоевания Казанского ханства имело ярко выраженный религиозный подтекст. Казань, будучи до этого времени татарским мусульманским городом, становится русским военным, административным и религиозным центром, опорным пунктом колонизации на Востоке. Само завоевание татарских мусульманских ханств – Казанского, Астраханского, Сибирского – произведенное Иваном Грозным на протяжении XVI в., имело под собой религиозную основу. Вместе с тем, можно согласиться с мнением, что первый русский царь не являлся сторонником насильственной христианизации, то есть насаждения православия силой. После уничтожения исламских ханств – осколков некогда могущественной Золотой Орды – Иван Грозный не стремился искоренить ислам и насадить православие.5 Такую политику начали осуществлять его преемники. Царь Федор Иоаннович (1557-1598) издал указ, в соответствии с которым полагалось «все мечети пометать и вконец их извести».

Указ Екатерины II от 1773 г. ввел «начала» веротерпимости по отношению к другим вероисповеданиям, существовавшим в Российской империи, в том числе к исламу, на основе «принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка». Разрешение строить мечети привело к интенсивному строительству мечетей, открытию при них мектебов и медресе, формированию в конце XVIII-начала XIX вв. независимой от официальной идеологии системы народного образования.

Ислам в качестве идеологической основы татарского общества продолжал сохранять прочные позиции вплоть до начала широкомасштабной антирелигиозной кампании, организованной советским государством в конце 1920-х – 1930-х гг. В период антирелигиозной кампании конца 1920-1930-х гг. в Казанском Кремле был разрушен ряд культовых сооружений, являвшихся ценными памятниками архитектуры. 22 января 1994 года указом Президента Республики Татарстан создаётся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало планомерному научному изучению и реставрации комплекса Кремля.

Расположение.

Каза́нский Кремль (тат.  Казан кирмәне, Qazan kirmäne) расположен на высоком мысу левого берега Волги и левого берега Казанки. Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма.

История.

Казанский Кремль имеет богатую историю. Каких-либо письменных источников по поводу времени его возникновения нет. Считается, что город Казань был основан в начале X века. В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмән).

Во времена Волжской Булгарии – одного из наиболее развитых государств средневековья – здесь находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение. Позднее, со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века, Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.

После распада Золотой Орды Кремль становится центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3000 воинов[1] захватил Казань, казнил булгарского князя Алим (Азиз)-Бека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества.

Кремль, став ханской цитаделью, был серьезно укреплен. Он был обнесен дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Одно из наиболее красочных описаний Кремля эпохи Казанского ханства оставил нам князь Курбский, участвовавший во взятии Казани в составе войска царя Ивана Грозного: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» — каменные). Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи. Тезицкий (тезик араб. — купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище.

После взятия Казани царем Иваном Грозным в 1 552 году Кремль был разрушен и лежал в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя - строителей собора Василия Блаженного. Крепость была значительно расширена. 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными). Однако в XVI веке не удалось заменить деревянные стены общей протяженностью 1800 метров каменными. Большая часть стен и башен кремля была возведена из дуба. Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.

Церковь Киприана и Иустинии, XVI век (снесена после 1917 г.), на заднем плане колокольня Спасского монастыря

Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского Кремля, например, Благовещенский собор. Долгое время (более полутора веков) в Казанском Кремле сохранялось пять каменных зданий ханского времени (ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи), используемых в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но со временем за ветхостью они были разобраны. После пожара 1672 года в Кремле началось кирпичное строительство, ряд башен в том числе Спасская были значительно перестроены.

XVIII век

План Казанского кремля 1730 года

В XVIII веке вследствие расширения российского государства Казанский Кремль утратил военную функцию. Однако он укрепился как административный и культурный центр Поволжья. В 1708 году была образована Казанская губерния, что отразилось и на архитектурном облике кремля. В течение последующих столетий в нем были возведены Губернаторский дворец, здания присутственных мест, юнкерское военное училище, новый архиерейский дом, здание духовной консистории, значительно реконструирован Благовещенский собор.

Во времена Пугачевского восстания 1773-1775 гг. Казанский Кремль вновь на некоторое время превратился в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Пугачева были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачев всё же побывал в Кремле  — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву.

C 1774 года архитектор В.И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утвержденный регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой — от него радиально отходили широкие улицы. Во время Наполеоновского нашествия на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концу XIX века окончательно сложился как внутренний архитектурный комплекс Кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль.

После революции 1917 года, в 1920-1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлевских церквей.

На современном этапе, с образованием Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль становится резиденцией её Президента. 22 января 1994 года указом Президента Республики Татарстан создаётся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало планомерному научному изучению и реставрации комплекса Кремля. Была отреставрирована большая часть оборонительных стен, а также три башни — Преображенская, Тайницкая, Воскресенская. С помощью укрепления фундаментов удалось остановить падение башни Сююмбике (с отклонением от оси почти на 2 метра). В это время полностью отреставрирован губернаторский дворец (с возрождением дворцовой анфиладной планировки и парадной площади перед главным фасадом) и Дворцовая церковь.


Памятник русскому и татарскому зодчим у Благовещенского собора

Также были отреставрированы четыре здания, входящие в комплекс Пушечного двора. В комплексе Архиерейского двора отреставрирован кафедральный Благовещенский собор. В 1995 году начались работы по воссозданию легендарной мечети Кул Шариф. 30 ноября 200 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО Казанский Кремль был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Конспект урока по теме «История Казанского Кремля».

Цели: углубление знаний о Казанском Кремле, знакомство с историей Казанского Кремля, воспитание чувства уважения к историческому прошлому

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с целями урока.

  3. Объяснение нового материала. Рассказ учителя об истории Казанского кремля.

Город Казань интересен своими архитектурными памятниками. Главной достопримечательностью Казани является Кремль.

- Что вы знаете о Казанском Кремле?

Казанский Кремль является символом Республики Татарстан, сердцем ее столицы. Казань расположена на берегах рек Волги и Казанки.

- Назовите главные архитектурные памятники.

Главными архитектурными памятниками Кремля являются Благовещенский собор (XVI-XIX вв.), башня Сююмбике (1-ая половина XVIII в.), мечеть Кул-Шариф (конец XX – начало XXI вв.)

Кремль подвергался неоднократным разрушениям в результате военных действий и пожаров. После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. он лежал в руинах. Строительство нового Кремля начинается в 1556 г. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя - строителей собора Василия Блаженного. После пожара 1672 года в Кремле началось кирпичное строительство, ряд башен в том числе Спасская были значительно перестроены. В начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.

Физминутка.

Самопроверка.

- главная достопримечательность Казани?

- назовите главные архитектурные памятники?

- сколько башен Казанского Кремля сохранилось до наших дней?

Подведение итогов.



Выводы.

Таким образом, история нашего Отечества неразрывно связана с историей наших «малых родин». Дошедшие до нас памятники архитектуры – это история нашего народа, память о пути, который прошел татарский народ. Без этой памяти мы потерялись бы в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык. Казанский Кремль является олицетворением богатой многовековой истории и культуры Республики Татарстан. Он вобрал в себя достижения татарского и русского градостроительного искусства. В память об этом в Кремле, в сквере у Благовещенского собора поставлен памятник русскому и татарскому зодчим.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Казанского Кремля.

Список использованной литературы.

  1. История Татарской АССР. Под ред. З. Гильманов, М. Мухарямов, Ю. Смыков, А. Халиков, Х. Хасанов. — Казань: Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР, 1968

  2. М. Фехнер Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., 1978. — стр. 54

  3. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982

  4. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 162

  5. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 163

  6. Елдашев А.М. Туалет на могиле Катанова.

  7. Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. – М.: «Вече». – 2005.

  8. Татарская Энциклопедия. Т.1. - Казань: Институт Татарской энциклопедии. – 2002.

  9. Татарская Энциклопедия. Т.2. - Казань: Институт Татарской энциклопедии. – 2005.

  • Официальный сайт Музея-заповедника «Казанский Кремль» 

  • Казанский Кремль на wikimapia (вид со спутника)

  • Прогулки по Казани. Казанский Кремль

  • Рощектаев А.А. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 1. Кремль.

  • Православная история Казанского кремля.

Виртуальный тур по Казани. Путешествие по Кремлю.

Фотографии Казанского Кремля XIX-XX век.

ПРИЛОЖЕНИЕ







1 Татарская Энциклопедия. Т.1. - Казань: Институт Татарской энциклопедии. – 2002. – С. 611.

2 Татарская Энциклопедия. Т.2. - Казань: Институт Татарской энциклопедии. – 2005. – С. 489.

3 .В. Мизун, Ю.Г. Мизун. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. – М.: «Вече». – 2005. – СС. 76, 113, 300.

4 Татарская Энциклопедия. Т.2. - Казань: Институт Татарской энциклопедии. – 2005. – С. 489.

5 Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. – М.: «Вече». – 2005. – С.237-238.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казанский Кремль. В зеркале столетий

Автор: Валиева Гульсина Анваровна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства