Роль общества и школы в воспитании этнической толерантности
Роль общества и школы в воспитании этнической толерантности
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большое отношение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль общества и школы в воспитании этнической толерантности»
Магистральная СОШ Теректинский район
Роль общества и школы в
воспитании этнической толерантности
Махмудова К.С.-учитель истории
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание.
Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» .
Президент Республики Казахстан − Лидер нации Н. А. Назарбаев
Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»
Цели и задачи :
выявить условия формирования толерантности у школьников;
определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога;
показать воспитательную деятельность педагога как средство формирования толерантного отношения школьников к представителям иных культур.
Актуальность работы
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп .
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Ключевые понятия
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях.
Межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В сфере воспитания и развития толерантность:
открытость
реальная заинтересованность
в культурных различиях
признание многообразия , развитие способности
распознавать несправедливость
способность конструктивно разрешать разногласия
Основные принципы толерантности
Отказ от насилия
Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
Умение принудить себя, не принуждая других.
Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности;
Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Формы и приемы работы по воспитанию толерантности у школьников
Работа с родителями
уроки,внеклассные мероприятия
Использование произведений художественной литературы и кинофильмов
Организация диалоговых форм
работы (дискуссий, диспутов,
дебатов)
Национальный состав учащихся Магистральной СОШ
Роль языка
решение проблем взаимопонимания и взаимообогащения, гармонизация межнациональных отношений.
приобщение к культурам, повышение культуры межнационального общения
День языков
Патриотическое воспитание
уважение к государству и его законам
уважительное отношение к Родине, родным местам
интерес к историческому прошлому, родной культуре, собственному народу
толерантное отношение к народам, населяющим Казахстан
гордится достижениями страны и своего региона
День Первого Президента
День Победы
День Независимости
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников
День Единства народов Казахстана
Празднование Наурыза
Роль семьи в воспитании толерантности
Семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа школы и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний учащихся о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня их воспитанности.
Целесообразно организовать систематическую и планомерную работу по формированию межэтнической толерантности школьников через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно:
дающими знания детям о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке различных народов;
способствующих возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;
позволяющим формировать у младших школьников навыки общения с людьми другой национальности, умение пользоваться ими в своей практической деятельности .
Конкурс «Алтын ұя»
Роль учителя
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен.
« Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности» Далай ЛамаXIV