kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картографическая наглядность на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы разработаны учителем истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" Прядицкой Юлией Викторовной,  для учителя при подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена. Можно использовать как наглядное пособие при проведении мастер-класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картографическая наглядность на уроках истории »

Картографическая наглядность на уроках истории

Картографическая наглядность на уроках истории

созерцание является исходной ступенью всякого познания.
  • созерцание является исходной ступенью всякого познания.
    Исторические события происходят не только во времени, но и в пространстве. «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется нам лишь пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности», - писал А.И. Стражев. Карта является тем наглядным пособием , которое в наибольшей степени помогает ОСМЫСЛИВАНИЮ исторического материала, пониманию хода исторических событий, раскрытию исторических связей и закономерностей
    • Исторические события происходят не только во времени, но и в пространстве.
    • «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется нам лишь пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности», - писал А.И. Стражев.
    • Карта является тем наглядным пособием , которое в наибольшей степени помогает ОСМЫСЛИВАНИЮ исторического материала, пониманию хода исторических событий, раскрытию исторических связей и закономерностей
    Сами по себе карты , да и все наглядные пособия не дадут полного представления о пространстве, в котором происходили исторические события, если на помощь не придет слово учителя .

    Сами по себе карты , да и все наглядные пособия не дадут полного представления о пространстве, в котором происходили исторические события, если на помощь не придет слово учителя .

      Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Ученикам необходимо умение локализировать исторические факты в пространстве. Локализация – отнесение событий к конкретному пространству . Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику
      • Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Ученикам необходимо умение локализировать исторические факты в пространстве.
      • Локализация – отнесение событий к конкретному пространству .
      • Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику
      По охвату территории:

      По охвату территории:

      Обзорные Обобщающие Тематические Картосхемы (разновидность тематических)
      • Обзорные
      • Обобщающие
      • Тематические
      • Картосхемы (разновидность тематических)
      По масштабу:

      По масштабу:

      Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов. Цвета получают иное значение на исторических картах На исторических картах раскрывается динамика событий и процессов. На географической все статично. Нередко на исторической карте показываются драматические события (войны, распад государств, народный восстания и др.) Историческая карта содержит лишь немногие физико-географические данные(реки, озера, моря, горы), на исторических редкая градусная сетка Зато на исторических дается размещение племен и народов, границы государств, торговые пути, места сражений, направление походов и т.д.
      • Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов.
      • Цвета получают иное значение на исторических картах
      • На исторических картах раскрывается динамика событий и процессов. На географической все статично. Нередко на исторической карте показываются драматические события (войны, распад государств, народный восстания и др.)
      • Историческая карта содержит лишь немногие физико-географические данные(реки, озера, моря, горы), на исторических редкая градусная сетка Зато на исторических дается размещение племен и народов, границы государств, торговые пути, места сражений, направление походов и т.д.
      При работе с картой:

      При работе с картой:

      • Следует учитывать, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале темы нужно работать по двум картам.
      • Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций.
      • В старших классах целесообразно применение проблемных заданий.
      На уроках рассказ учителя или описание исторических событий должен сопровождаться показом по карте При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты (общую и тематическую). Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картой.
      • На уроках рассказ учителя или описание исторических событий должен сопровождаться показом по карте
      • При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность
      • Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты (общую и тематическую).
      • Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картой.
      Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. Лучше провести занятие по атласу или карте учебника Для лучшей работе по карте существуют множество приемов (собрать карту по принципу мозаики, прием путешествия, сравнение изучаемых объектов с чем похожим на них(Апеннины –сапог),разъяснение географических названий, прием «оживления карты» и др.)
      • Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. Лучше провести занятие по атласу или карте учебника
      • Для лучшей работе по карте существуют множество приемов (собрать карту по принципу мозаики, прием путешествия, сравнение изучаемых объектов с чем похожим на них(Апеннины –сапог),разъяснение географических названий, прием «оживления карты» и др.)
      При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила

      При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила

      • Перед показом учитель дает словесное описание пункта, рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Карта должна быть хорошо видна всем в классе. Стоять у карты нужно так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Как и на уроках географии реки показывают по течению от истока к устью; города –точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта (восточнее-западнее, севернее-южнее), названием географических ориентиров.
      • Перед показом учитель дает словесное описание пункта, рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.
      • Карта должна быть хорошо видна всем в классе. Стоять у карты нужно так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект.
      • Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу.
      • Как и на уроках географии реки показывают по течению от истока к устью; города –точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта (восточнее-западнее, севернее-южнее), названием географических ориентиров.
      Память

      Память

      • Ученики должны знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный исторический период; что на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты
      • Ученики должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; выделять изменения территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких карт; читать карты и картосхемы.
      Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала. В отличие от других наглядных пособий карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

      Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала. В отличие от других наглядных пособий карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

      Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся.
      • Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся.
      Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически Контурные карты применяются для закрепления нового материала; для обработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Не должно быть небрежности, грязи, скомканных страниц. Писать надо разборчиво, без ошибок. Закрашивать аккуратно, по границам.
      • Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически
      • Контурные карты применяются для закрепления нового материала; для обработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий.
      • При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Не должно быть небрежности, грязи, скомканных страниц.
      • Писать надо разборчиво, без ошибок. Закрашивать аккуратно, по границам.
      Исследование условий усвоения картографических зун учащихся 5-х классов

      Исследование условий усвоения картографических зун учащихся 5-х классов

      • Цель – повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, т.е. активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов работы по картографии в ходе уроков.
      • В 5Б классе работа по теме «Древняя Греция» по карте проводилась на всех этапах урока (описание природных условий, их влияние на занятия населения; картографические игры, рассказ учителя по карте, изучение картосхем –Саламинский бой, составление маршрутов греческих торговцев , обязательное домашнее задание по карте)
      • В 5В классе проводились уроки, на которых картографическая наглядность использовалась не так активно.
      Сравнительный анализ результатов показал, что качество картографических знаний, умений и навыков в 5Б классе значительно превосходит качество в 5В классе Данные показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов и форм картографического характера в процессе изучения истории способствует повышению качества знаний и положительно влияет на познавательную деятельность учащихся Необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории игровые ситуации, воображаемые путешествия, как способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.
      • Сравнительный анализ результатов показал, что качество картографических знаний, умений и навыков в 5Б классе значительно превосходит качество в 5В классе
      • Данные показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов и форм картографического характера в процессе изучения истории способствует повышению качества знаний и положительно влияет на познавательную деятельность учащихся
      • Необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории игровые ситуации, воображаемые путешествия, как способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: История

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 8 класс

      Скачать
      Картографическая наглядность на уроках истории

      Автор: Прядицкая Юлия Викторовна

      Дата: 30.03.2015

      Номер свидетельства: 193711

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#855 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
          ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
          ["file_id"] => string(6) "249370"
          ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1446891066"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#877 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(34) "урок энциклопедия "
          ["seo_title"] => string(20) "urok-entsiklopiediia"
          ["file_id"] => string(6) "178620"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1424861875"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#855 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(120) "конспект урока по истории Возникновение ислама. Арабский халифат"
          ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat"
          ["file_id"] => string(6) "263132"
          ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1449492103"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#877 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме"Рельеф России" "
          ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-riel-ief-rossii"
          ["file_id"] => string(6) "211097"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1431538770"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#855 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(127) "Культурные и торговые пути. Аль-Фараби выдающийся мыслитель востока. "
          ["seo_title"] => string(73) "kul-turnyie-i-torghovyie-puti-al-farabi-vydaiushchiisia-myslitiel-vostoka"
          ["file_id"] => string(6) "186098"
          ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1426271571"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства