Тема учебного занятия
«Рельеф России» 8 класс.
Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности на основе современных педтехнологий с ориентацией на предметную, коммуникативную и информационную компетенции.
Образовательная цель:
Базовый уровень: сформировать представление о рельефе России.
Повышенный уровень: выявить причины разнообразия рельефа.
Углублённый уровень: выявить закономерности, особенности рельефа.
Развивающая цель:
Базовый уровень: уметь показывать по карте рельеф России.
Повышенный уровень: сравнивать основные формы рельефа.
Углублённый уровень: доказывать разнообразие рельефа России.
Воспитательная цель: способствовать развитию активной жизненной по-
зиции, чувство патриотизма, коммуникативных навыков и уважения друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: репродуктивный, исследования, словесные, наглядные.
ФОУД: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Приёмы: картографический, сравнение, анализ карт, наложение карт.
Средства обучения: физическая карта России, мультимедийный проектор, атласы, контурные карты, учебник УМК «Сфера»
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Информационное сопровождение
1.оргмомент
Проверяет комфортность рабочего места ученика, приветствует учащихся.
Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
2.целеполагание и мотивация
1)Читает стихотворение
Назовите тему сегоднешнего урока.
2)предлагает сформулировать цели урока
3)просит зачитать цели 2-3 человек.
1)Сообщают тему урока.
2)записывают в тетради.
3)формулируют цели, пользуясь рубрикой «вы узнаете».
4)вносят поправки и дополнения.
3.актуализация
Предлагает обратить внимание на рубрику «вспомните»
1.какие горы называют складчатыми, а какие складчато-глыбовыми?
2.как горы различаются по высоте?
3.какие равнины называют низменными, возвышенными, плоскогорьями?
4.как называется самая высокая вершина и самая глубокая континентальная впадина?
Работают с учебником в парах, отвечая на вопросы рубрики «вспомните».
4.изучение нового материала
Ребята, давайте с вами отправимся в “путешествие” по просторам нашей необъятной Родины. Путь наш будет пролегать по бескрайним равнинам, низменностям, возвышенностям. То, поднимаясь в горы, то, пересекая плоскогорья и системы нагорий, мы увидим всю красоту нашей Родины, познакомимся с историей формирования рельефа и его характерными чертами. Итак, “путешествие” начинается!
В ходе путешествия проведите исследование, ответив на вопрос:
почему рельеф России разнообразен?
1.Что называют «каркасом природы»?
2.Какие крупнейшие формы рельефа выделяют на суше?
3.В чём различие гор и равнин?
4.Можно ли определить особенности рельефа по физической карте России? Какие из них проявляются зримо и наглядно?
5.Какие формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории?
6.Установите зависимость распространения крупнейших форм рельефа от особенностей строения земной коры.
1 группа.
1)Сформулируйте понятие что такое равнина?
2)Составьте схему «Деление равнин по высоте и по характеру».
3)Составьте характеристику равнин:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, используя атлас с.10-11.
4)Нанесите на к/к.
5)Сделайте вывод по равнинам, приведите доказательства в защиту равнин.
6)Заполните таблицу, собрав доказательства, подтверждающие разнообразие рельефа России.
7)Какими формами представлен рельеф нашей местности?
2 группа.
1)сформулируйте понятие что такое горы?
2)составьте схему «Деление гор по высоте».
3)составьте характеристику гор: Кавказ, Горы Южной Сибири, Горный пояс востока и северо-востока России
4)нанесите на к/к
5)сделайте вывод по горным системам России, приведите доказательства в защиту гор.
6)заполните таблицу, собрав доказательства, подтверждающие разнообразие рельефа России.
7)какими формами представлен рельеф Кировской области?
Сделайте вывод: почему рельеф России разнообразен?
Работают в группах, по инструктивным карточкам, отвечают на вопросы.
Работают с рубрикой
«Мои географические исследования».
Находят равнины в атласе, отвечают на вопросы, работая в тетради.
Читают учебник с.38,составляют краткое описание равнин, отвечают
Наносят равнины в контурной карте.
Находят горы в атласе, отвечают на вопросы, работая в тетради.
Читают учебник с.38,составляют краткое описание гор, отвечают
Наносят горы в контурной карте.
Подводят итог урока делают вывод. слайд 3,4 атлас с.10-11
учебник с.39. атлас с.10-13
Инструктивная карточка
атлас с.10-11. учебник с.38-39, с
инструктивная карточка
атлас с.10-11,учебник с.38-39.
5.закрепление
Решите тест
Решают тест на проверку усвоенных знаний. Самопроверка.
6.рефлексия
1)что узнали?
2)что понравилось?
3)что не получилось?
4)что меня удивило?
5)что можно сделать, чтобы повысить результат.
Отвечают на вопросы
инструктивная карточка
7.домашнее задание
Выберите уровень домашнего задания с инструктивной карточки.
Выбирают для себя уровень дом.задания.
инструктивная карточка