Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках истории
Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках истории
Обобщение педагогического опыта педагога муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина» Шарандиной В.В.
Тема опыта: Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках истории»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2015»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Шарандина Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 53»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО – ЭТО…
…технология, которая отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, ее характеризует развитие у учащихся таких когнитивных навыков и умений, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Халперн Д.
Из истории …
С 1997 г. технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России;
В западной педагогики одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д., Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Структура технологии урока
«Вызов»
«Осмысление содержания»
активизация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой информации;
постановка учеником собственных целей обучения
«Рефлексия»
получение новой информации;
корректировка учеником поставленных целей обучения
размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)
Функции трех стадий технологии развития критического мышления:
Вызов
мотивационная;
информационная;
коммуникационная.
Осмысление содержания
- информационная;
Рефлексия
систематизационная;
мотивационная.
коммуникационная;
информационная;
мотивационная;
оценочная.
Стадия «Вызова»
преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (либо цели будут самостоятельно поставлены учащимися);
необходимо проанализировать учащимися то, что им знакомо;
комбинирование индивидуальных и групповых форм работы;
допускаются все мнения (и правильные и неправильные);
проводится «свободная дискуссия»;
идет мотивация учащихся
Стадия «Осмысление содержания»
учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами;
поддержка активных учащихся;
осуществление контакта с новой информацией;
сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями;
акцент внимания на активный поиск ответов;
обращение внимания на неясности;
стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка …
подготовка к анализу и обсуждению услышанного, увиденного и прочитанного
Стадия «Рефлексии»
рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание и самооценку;
рефлексия учителя;
рефлексия учащегося;
«взаимопонимание» будущих целей и перспектив
Разные технологические методы и приемы в рамках технологии РКМЧП:
«Шесть шляп мышления»;
Кластеры ( выделение смысловых единиц текста ) ;
ИНСЕРТ ( маркировка текста значками:«√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос ) ;
Дерево предсказаний ( ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы ) ;
Чтение с остановками ( задать вопрос к блоку материала ) ;
Схема «Фишбоун», концептуальная таблица, таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал», денотатный граф ( графическое отображение полученной информации ) ;
«SWOT- анализ» важной проблемы;
Синквейн;
«Выглядит, как … звучит как …»
«Бортовой журнал» ( обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют ) ;
«Трехчастный дневник», «Гора успеха» и т.д.
Представление собственного педагогического опыта на различных уровнях:
Региональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образования»
2011 г.
Представление собственного педагогического опыта на различных уровнях:
Открытое внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию школьников
по теме «Что значит быть патриотом сегодня?» в рамках городского модуля «Духовно-нравственное воспитание»
2013 г.
Результативность реализации методической системы:
Участники Первой Курганской городской Олимпиады школьников по избирательному праву и избирательному процессу
2008 г.
Результативность реализации методической системы:
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество»
Победитель номинации
«Уважительное отношение к национальным и культурным ценностям»
2008 г.
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество»
Победитель номинации
«Лучший стендовый доклад»
2011 г.
Результативность реализации методической системы:
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество»