kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая работа «Формирование у школьников универсальных учебных действий в процессе преподавания курсов отечественной истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится        обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.  Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Целью работы является  рассмотреть методы формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

Основные задачи проекта:

- раскрыть суть и разновидности УУД

- раскрыть приемы и методы формирования УУД на уроках истории и обществознания

-привести конкретные примеры применения данных методов в собственной педагогической деятельности

 -спроектировать возможные результаты использования педагогических технологий, формирующих УУД.

            В работе использованы материалы нормативно-правовой базы Министерства образования РФ, Концептуальные основы Программы развития универсальных учебных действий, разработки отечественных педагогов и психологов, собственный педагогический опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа «Формирование у школьников универсальных учебных действий в процессе преподавания курсов отечественной истории» »

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕННАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»













Курсовая работа

«Формирование у школьников универсальных учебных действий в процессе преподавания курсов отечественной истории»




Выполнила: учитель истории I категории

Дубовская Инна Анатольевна























С. Каменное

2014г.



Актуальность: Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Целью работы является рассмотреть методы формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

Основные задачи проекта:

- раскрыть суть и разновидности УУД

- раскрыть приемы и методы формирования УУД на уроках истории и обществознания

-привести конкретные примеры применения данных методов в собственной педагогической деятельности

-спроектировать возможные результаты использования педагогических технологий, формирующих УУД.

В работе использованы материалы нормативно-правовой базы Министерства образования РФ, Концептуальные основы Программы развития универсальных учебных действий, разработки отечественных педагогов и психологов, собственный педагогический опыт.

1.Общая характеристика проблемы.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как систематизирующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от структуры образования, определяющей его главные цели. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельностная структура образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений. Навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося. Но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетенции.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания, реализуемые на основе ценностно – смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценка – выделение осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

В блоке познавательных учебных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково – символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; определение основной и второстепенной информации; Выборочно передавать содержание текста и др.

Наряду с общеучебными также выделяют универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений и др.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

2.Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
•личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Для формирования личностных универсальных учебных действий я использую следующие виды заданий:

1) участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.

2)творческие задания;

3)дневники достижений: портфолио помогает учителю:

- создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; - формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;

- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию. 3)использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.

В своей работе использую составление технологических карт урока, где отражаю УУД, формируемые на уроке. Практически в каждом уроке присутствует элемент мотивации.

В конце изучения блока тем использую карточки выводы. Например:

Что получилось

Что не получилось

Пути коррекции

Данная таблица может заполняться как учителем, так и учениками.

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Методы формирования регулятивных универсальных учебных действий:

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.

Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач системы развивающего обучения является формирование в ученике средств контроля и оценки. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы, предусмотренные технологией: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
•выбирать средства для организации своего поведения;
•запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
•предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
•начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

В целях реализации данных УУД использую постановку учебной задачи (см. Приложение № 1), рецензирование работы одноклассника (алгоритм рецензии см. в Приложении № 2), «эмоциональное окрашивание» урока (смайлик или маркер определенного цвета, оставленный на доске).

2.3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
      Какие же технологии я применяю на уроках истории и обществознания, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

Примеры проблемных вопросов на уроках истории и обществознания:

- «Крестовые походы: освобождение или завоевание?» (6 класс, история средних веков)

- «Кто внес решающий вклад в разгром немецко – фашистских захватчиков: граждане СССР или союзников?» (11 класс, история России)

- «Рыночная экономика: за и против?» (10 класс, обществознание)

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

- Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

- Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

- В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- проектная деятельность;

- игровые технологии.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Заключение.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!

Приложение 1

Тема

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения


Образовательные
ресурсы

Презентация «Общество и общественные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://dmsuslin.narod.ru/club-licey4.htm

План

1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

2. Общество и природа.

3. Общество и культура.

4. Науки об обществе

Цель уроков

Создать условия для ознакомления учащихся с системным строением общества, его важнейшими институтами

Формы и методы
обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Социальные институты, страна, государство, общество

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность

Научатся: определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество», выделять его характерные признаки.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм, определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой



Технологическая карта уроков 1–2


Организация урока


Этапы
урока



Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя


Деятельность
учащихся


Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)


Формы контроля


1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


4

Работа
с учебником


Проверяет готовность обучающихся к уроку, знакомит с требованиями, предъявляемыми
к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями)

– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса. Сформулируйте задачи, которые вам предстоит достичь в ходе освоения предмета

Записывают тему и план урока в тетрадь; кратко конспектируют требования, на основе которых формулируют цели и задачи предмета; знакомятся с содержанием учебника,
с требованиями образовательных стандартов

Фронтальная


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу; проявляют умения ориентироваться в учебнике.

Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений)


Устный опрос


II. Актуализация знаний


7

Беседа
по теме «Что такое общество»


Вопросы:

– Сколько смыслов у слова «общество»?

– Можно ли отделить общество от природы?

– Бывают ли «некультурные» общества?


Высказывают свое мнение, обсуждают мнения одноклассников


Фронтальная


Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников)

Устный опрос


III. Изучение нового материала


17

1. Презентация «Общество и общественные отно-шения».



2. Работа
с терминами. Заполнение сравнительной таблицы

(см. Приложение 1
на с. 7)
.























3. Работа
с текстом учебника,
с. 7–15.





































4. Работа
с документом



5. Работа
с дополнительной литературой. Заполнение таблицы

1. Комментирует информацию презентации.









2. Организует работу со школьным справочником по определению новых терминов:

– Чтобы выяснить суть понятия «общество», необходимо различать понятия: «страна», «государство», «общество». Определите с помощью словаря трактовку понятий. Какое из понятий имеет несколько значений?

Заполните сравнительную таблицу.

3. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации.

– Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы:

– Чем характеризуется человеческая деятельность?

– Какие отношения называются общественными?

– Приведите примеры общественных отношений.

4. Формулирует задание, создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит беседу по вопросам:

– Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?

– Почему автор считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?

– Опишите характер социальных взаимоотношений

5. Формулирует проблему, которую необходимо решить, определяет группы учащихся:

1-я группа – «Общество охотников и собирателей»;

2-я группа – «Аграрное общество»;

3-я группа – «Индустриальное общество».

Организует работу по обобщению полученных результатов, дает оценку деятельности каждой группы учащихся


1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетрадь.





2. Работают
со словарем, определяют значение обществоведческих понятий, заполняют таблицу





























3. Разрабатыва

3. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.































4. Знакомятся
с документом, анализируют текст параграфа и текст документа, отвечают на вопросы.













5. Изучают дополнительный материал, объясняют назначение каждого типа общества. Заполняют таблицу по ходу выступления каждой группы

1. Индивидуальная.









2. Работа в парах.



































3.

Индивидуальная работа, фронтальная работа.

































4. Индивидуальная работа.





















5. Групповая работа


Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют
и расширяют имеющиеся знания
и представления об обществе и общественных отношениях.

Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу


1. Записи в тетради.











2. Записи в тетради.



































3. Записи в тетради, устные ответы.

































4. Устные ответы.





















5. Устные

ответы. Записи
в тетради






IV. Первичное осмысление и закрепление изученного


5

Выполнение заданий, с. 17


Создает условия для свободного выражения собственного мнения при решении практических заданий, организует дискуссию
по вопросам учебника

Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения


Индивидуальная


Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Задание
в рабочей тетради


V. Итоги урока. Рефлексия


5

Обобщающая беседа


Вопросы:

– Что следует понимать под «обществом» в узком и широком смысле слова?

– Какова взаимосвязь общества и природы?

– Какие отношения можно считать общественными?

– Какие науки изучают общество?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


Фронтальная


Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, получен-

ное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке


Оценивание учащихся
за работу на уроке


VI. Домашнее задание


2

§ 1, вопросы для самопроверки, с. 17

Конкретизирует домашнее
задание


Записывают домашнее
задание


Индивидуальная






Сравнение понятий


ОБЩЕСТВО

В широком смысле

В узком смысле






Типы человеческого общества (по Э. Тоффлеру)

Общество охотников
и собирателей

Аграрное общество

Индустриальное общество

Чем определяется организация жизни




Развитие




Характер общества




Тип преобладающей личности




Основные ценности





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рецензирование устного ответа одноклассников


1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий. 

2. Последовательность и доказательность изложения. 

3. Использование и объяснение новых исторических терминов. 

4. Использование карты, хронологии, цифровых данных. 

5. Речевые ошибки в ответе (повторы, длинноты, употребление слов-паразитов, бедность речи).

6. Оцени ответ, начиная с положительного и заканчивая перечнем недостатков

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выступление на тему:

« ЭОР в процессе формирования УУД на уроках истории и обществознания (познавательный компонент)»

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного освоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- личностный

- регулятивный

- познавательный

- коммуникативный.

Более подробно остановлюсь на познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

И здесь на помощь педагогу и ученику могут прийти новые технологии. Моделирование урока с использованием ЭОР (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повысит интерес школьников к уроку, что, несомненно, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят.

Отдельно хочется остановиться на использовании некоторых компонентов образовательных комплексов ФЦИОР и ЕК ЦОР на уроках истории и обществознания. Прежде всего, это – мультимедийная составляющая учебных модулей: интерактивные карты и флэш-задания. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Кроме того, возможности образовательного комплекса могут использоваться и самими учениками в процессе активного обучения для подготовки собственных презентаций и подборок (метод проектов).

Перейдем к конкретным примерам.

Рассмотрим элементы проектно – исследовательского урока по истории России в 10 классе на тему «Смутное время».
Замысел урока сводится к организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание политических деятелей Смутного времени с позиции современников и историков. Они должны выработать свое отношение к их личности и действиям, представить последовательность происходивших событий, с тем, чтобы в итоге извлечь собственный смысл - значение Смутного времени в судьбе страны, то есть решить проблему.

Поэтапно разберем действия учителя и учеников с применением ЭОР.

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вид ЭОР

Стадия вызова

Постановка проблемного вопроса

Слушают проблему, выдвинутую учителем


Для ответа на вопрос ученики могут самостоятельно воспользоваться дополнительной информацией

Формулировка проблемного вопроса:

«Почему период начала XVII в.оценивается как «Смутное время»?»


( ЭУМ «Дискуссия о причинах и характере Смуты», www.fcior.edu.ru,

стр. 1)



Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вид ЭОР

Повторение знаний о Смуте

Закрепление знаний, полученных на прошлых уроках

Выполняют индивидуальные задания на интерактивной доске:

1.Тест «Причины и особенности Смуты» ( 2 стр. ЭУМ)

2. Заполнение таблицы по событиям Смуты (3 стр. ЭУМ)

Учитель направляет и руководит деятельностью учеников

( ЭУМ «Дискуссия о причинах и характере Смуты», www.fcior.edu.ru,

стр. 2, 3)



Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вид ЭОР

Исследование

Знакомство с высказываниями о Смуте историков различных периодов

    1. 1.Сопоставляют мнения историков с портретами авторов (3 стр. из ЭУМ)

    2. 2.Делают краткие сообщения о мыслях советских и современных историков о Смуте (из материалов домашней подготовки: И.И.Смирнов, В.И.Буганов, В.И.Корецкий; Р.Г.Скрынников, А.Л.Станиславский

3.Составление текста из «высказываний» Р.Г.Скрынникова (4 стр. ЭУМ)

Учитель направляет и руководит деятельностью учеников

( ЭУМ «Дискуссия о причинах и характере Смуты», www.fcior.edu.ru,

стр.3, 4)



Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вид ЭОР

Анализ и обобщение

Формулировка ответов на поставленную в начале урока проблему

Ученики формулирует собственные выводы

Учитель выслушивает и корректирует учеников




Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вид ЭОР

Рефлексия

Закрепление полученных знаний

1.Ученики записывают в тетрадь сформулированные выводы урока

2. Ученики слушают заключительную мини-лекцию из ЭУМ

1.Ученики записывают в тетрадь сформулированные выводы урока

2. Ученики слушают заключительную мини-лекцию из ЭУМ

( ЭУМ «Дискуссия о причинах и характере Смуты», www.fcior.edu.ru,

стр.7)



Таким образом, мы на примере элементов отдельного урока и ЭУМ продемонстрировали формирование познавательных УУД, таких как:

- анализ и фиксация результатов исторического процесса

- обоснованный выбор тестового материала

- воспроизведение информации по памяти

- применение различных источников для получения информации

- решение проблемного вопроса и др.

(график из работы)

Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. И в этом хорошим помощником выступают информационно-коммуникативные технологии, которые становятся необходимым компонентом уроков истории и обществознания в современной школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проекты учащихся

Групповой региональный метапредметный проект «Я- гражданин России».

Школьный Фестиваль наук «Непознанные грани».









Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

2. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли, М: «Просвещение», 2011

3.Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11

4.Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

6.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

7. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.

8. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.

9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.

10.Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла, М.: «Русское слово», 2012.


11.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания, М.: «Русское слово», 2012


12.Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/


13.Буйволова И.Ю. и др. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова, Волгоград: «Учитель», 2013























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ДУБОВСКАЯ ИННА АНАТОЛЬЕВНА

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства