Просмотр содержимого документа
«рефлективный отчет по одному уроку»
Рефлективный отчет по одному уроку - 2055 слов.
учитель истории КГУ Средней школы имени П. Вихрева
Комекова Шахида Комунаровна
4 сентября 2015 года, в 10 классе мною был проведен урок на тему: "Неолитическая революция"
Цель урока: Назвать места, где были найдены памятники ашельского периода. Объяснить, почему памятники неолитического периода встречаются чаще именно в этих регионах и в чем отличие этих регионов Казахстана от других.
Раскрыть, по каким признакам памятники эпохи палеолита Казахстана делятся на две группы.
Воспитание познавательного интереса.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: стикеры, таблицы, схема, иллюстративный материал
Метод урока: работа в группе, разноуровневые задания
Ожидаемый результат: умение работать в группе, умение проводить формативное и суммативное оценивание.
Конечно же, не сразу всё получалось, так как учащиеся не были адаптированы после летних каникул. Нам пришлось снова вспоминать и отрабатывать все навыки работы в группах, но учащиеся постепенно перешли на рабочий лад.
На первом этапе уроке(организационный момент) я провела психологический настрой к уроку - притча "Всё в твоих руках",
- Сейчас я расскажу вам притчу.
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите: какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
и для развития критического мышления у учащихся провела небольшой опрос
- В чем смысл этой притчи?
- О чем думал парень, который хотел проверить мудреца?
- А как бы вы поступили на его месте?
- Какие выводы вы сделали для себя из этой притчи?
, . Делю на группы по цветным стикерам, при работе в группе, обращаю внимание на правила работы, которое сами разработали. Каждой группе даю задание, которые прорабатывают индивидуально, в паре и группой. Обучение в группе происходит на основе диалогической речи, диалог между учениками, учениками и учителем развивает мышление. Главной своей задачей считаю – добиться того, чтобы каждый ученик работал на уроке, самостоятельно получал знания. В процессе работы наблюдаю, кто как работает, кому даётся легко усвоение новой темы кто то просит помощи. Учащиеся выбирали для себя понравившийся цвет и занимали свои места. Разделившись на группы, распределили между собой функции репортера, тайм - менеджера, оценщика, секретаря группы и наблюдателя. Т.е. на первом этапе урока - организационном моменте мною было использованы два модуля: критическое мышление и новые подходы в преподавании и обучении.
Для создания групп использую различные способы:
пожалуйста, огляните класс и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;
выберите того, с кем вы еще не работали вместе;
выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;
примерно того же роста, как и вы;
выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.
На втором этапе урока - Актуализация опорных знаний у учащихся (опрос домашнего задания) я применила метод: "Мозговой штурм", где учащиеся активно отвечали на вопросы и вступали в диалог с учителем(диалоговое обучение). А именно :
Мозговой штурм
1. Что такое первобытное стадо?
2. Что такое плейстоцен?
3 Голоцен?
4. На какие периоды делится каменный век?
5. Назовите хронологические рамки каждого периода?
За работой учащихся наблюдали оценщики групп и выставляли определенные баллы за работу.
На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются. На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения. Для этого плавно перехожу на следующий этап урока
Конечно этих вопросов было недостаточно, чтобы охватить всех учащихся и я решила провести небольшой тест, который состоял из 15 вопросов. Здесь, чтобы выявить истинные знания у учащихся я составила вопросы на логическое мышление, для развития критического мышления . Например :
1. Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода, к палеолиту относится период 2,5 млн. - 12 тыс. лет до н. э. 2. Ученые делят каменный век на основные периоды и 2,5 млн. - 12 тыс. лет до н. э. относится к Палеолиту. 3. Период нижнего (раннего) палеолита охватывает время 2,5 млн. - 140 тыс. лет до н.э. 4. Ученые делят каменный век на основные периоды и 2,5 млн. - 140 тыс. лет до н.э. охватывает время Нижнего палеолита. 5. Период верхнего (позднего) палеолита охватывает время 40-12 тыс. лет до н.э. 6. Ученые делят каменный век на основные периоды и 40-12 тыс. лет до н.э. охватывает время Верхнего палеолита. 7. Период среднего палеолита (мустье) охватывает время 140-40 тыс. лет до н.э 8. Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода, к мезолиту относится период 12 - 5 тыс. лет до н. э. 9. Ученые делят каменный век на основные периоды и 12 - 5 тыс. лет до н. э. охватывает время Мезолита. 10. Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода, к неолиту относится период 5- 3 тыс. лет до н. э. 11. Ученые делят каменный век на основные периоды и 5- 3 тыс. лет до н. э. охватывает время Неолита. 12. Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад 13. Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад, таяние ледника началось примерно 13 тыс. лет назад. 14. Ученые-археологи датируют медно -каменный век (энеолит) периодом 3000-2800 лет до н.э. 15. Останки самого древнего человека были найдены в Кении. Для оценивания этой работы учащиеся должны были обменяться тетрадями для взаимооценивания.
Критерии оценивания были даны на доске
14-15 - "5"
11-13 - "4"
7-10 - "3"
ниже 6 баллов - "0" о своих собственных знаниях
Не случайно категория "оценивание" означает с латинского языка "Сидеть рядом", поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.( Руководство учителя)
Здесь я применила модули: Критическое мышление, Оценивание для обучения и оценивания обучения,
Диалоговое обучение, Взаимооценивание.
Для перехода на третий этап урока, я провела релаксацию "Бегемот и собачка", т.к мои ученики немного подустали и их на мой взгляд надо было немного взбодрить.
Изучение нового материала, я начала со вступительного слова и немного ввела их в курс . Далее, я распределяю задания по группам, где учащиеся должны на кластерах приготовить презентации по следующим темам.
1 группа - Казахстан в эпоху палеолита
2 группа - Казахстан в эпоху мезолита
3 группа - Эпоха неолита.
Учащиеся приступили к изучению нового материала, где работали в группе, изучали индивидуально , по парам, обсуждали в группе, вступали в диалог с учителем по непонятным им вопросам. Я считаю , что поисковая работа предоставляет простор фантазии, самостоятельной деятельности учащихся, и мне интересно использовать данный вид работы на своих уроках. Работая в группе, учащиеся раскрывают свои способности и таланты, чувствуют себя комфортно, не боятся, что неправильно ответят, знают, что ее поддержат одноклассники Диалоговое обучение на уроках истории занимает у меня центральное место на уроках. Следующим этапом последовало само выступление учащихся где они выступали по группам. При выступлении первой группы вторая и третья группы задавали им вопросы для точного усвоения материала - здесь был применен модуль критического мышления Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
Следующим этапом урока является "Презентация учащихся", где учащиеся мне должны представить свои работы.
Первой выступает группа - "Казахстан в эпоху палеолита",группа состоит из 5 человек - капитан команды Алиев Эльмурат ,
тайм - менеджер - Маликова Малика
секретарь - Фахратов Фарид
наблюдатель - Илахунова Амина
оценщик - Серещева Виктория.
Учащие первой группы изобразили на кластере карту, где известны три региона эпохи палеолита. Это Южный Казахстан(Каратау, Жетысу), Западный Казахстан(Мангыстау, Мугоджары) и Центральный Казахстан( Северный Балхаш, Сарыарка ). Так же указали памятники двух видов эпохи палеолита. Первый вид - это памятники, состоящие из нескольких культурных слоев. Второй вид - это памятники, находящиеся на открытой поверхности.
- Илахунова Амина назвала места, где были найдены памятники ашельского периода и объяснила, почему они встречаются чаще именно в этих регионах и в чем отличие этих регионов Казахстана от других.
Фахратов Фарид - назвал памятники позднего палеолита и об архиологических раскопках на реке Иртыш.
Итог о проделанной работе подвела Серещева Виктория и разъяснила , по каким признакам памятники эпохи палеолита Казахстана делятся на две группы.
Учащиеся других групп задавали возникшие вопросы, на которые они отвечали.
Следующей выступала вторая группа - " Казахстан в эпоху мезолита ". здесь учащиеся презентовали свою работу в виде хронологического указателя, работа была составлена грамотно и красочно оформлена.
Группа так же состояла из 5 человек - капитан команды Рахманов Рахмедин ,
тайм - менеджер Мухердин Малика
секретарь- Мамутхан Дильфуза
наблюдатель - Инипаев Расул
оценщик - Дукенбаева Жанель
В своей презентации учащиеся конкретно указали хронологические границы эпохи мезолита в Казахстане около 12 - 5 тыс. до н. э. Мухердин Малика рассказала о первой стоянке эпохи мезолита на территории Казахстана которая была открыта в 1948 г. археологом А. А. Формозовым. Позже, в 1970 - 1980 г. г. , так же проводились археологические исследования учеными В. Ф. Зайбертом, В. Н. Логвиным, А. Ю. Гиндиным.
Мамутхан Дильфуза - перечислила достижения людей в эпоху мезолита.
Инипаев Расул - перечислил виды каменных орудий руда и объяснил для чего они были нужны.
Итоги и выводы о проделанной работе в своей группы подвела Дукенбаева Жанель
И последней представили свою работу третья группа " Эпоха неолита "
Группа так же состояла из 5 учащихся - капитан команды Галиева Рамина ,
тайм - менеджер Сметанин Артем
секретарь- Гусева Юлия
наблюдатель - Рашид Лейла
оценщик - Шарипова Диана
Свою работу они презентовали в виде не дополненной таблицы
Хронология
Периоды каменного века
Виды каменных орудий труда
Палеолит
Мезолит
Неолит
Здесь они предложили учащимся дополнить незаполненные графы и вставить нужное. Учащиеся работали активно, каждый старался выдвинуть свои версии, тем самым развивая критическое мышление. И на вопрос что же дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.
Следующим этапом урока было закрепление. Здесь уделяю большое значение этому этапу урока, т. к. должна убедиться в том, что насколько учащиеся поняли пройденный материал. И даю им задание: составить тест из 10 вопросов по данной теме, регламент 5 минут. Учащиеся приступают к заданию, работают непосредственно в группе. Здесь уже выделяются одаренные и талантливые дети. Данный вид работы был направлен на участие в нем учащихся с более повышенным уровнем мотивации. ! Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учатся критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант. Составив тесты они должны были обменяться работами с другими группами, где каждый самостоятельно отвечал на вопросы. Работы оценивались по критериям оценивания данные учителем
10 - 9 - "5"
8 - 7 - "4"
6 - 5 - "3"
Шестым этапом урока я подвожу итоги работы учащихся, по оценочным листам оценивания капитанов команд и по критериальным оцениванием. Выслушиваю внимательно оценщиков групп, где они дают отчет о проделанной работе, какой ученик и почему он поставил ему данную оценку. Здесь я прослеживаю, на сколько оценщик объективно оценивал того или иного ученика.
Следующий этап урока - это домашнее задание. На дом я задаю проконспектировать данный параграф и пересказать. Ведь при письменной работе учащихся они осмысливают каждое слово, и не понятные им термины отдельно выписывают в тетрадях, что бы на следующий урок спросить у учителя.
И последним этапом урока я провожу рефлексию по следующим вопросам:
1. Я узнал...
2. Я затруднился...
3. Я хочу дополнительно узнать......
Учащиеся оставляют свои мнения на стикерах, где я внимательно наблюдаю и делаю вывод о прошедшем уроке. Я считаю это очень важным, т. к. мнение каждого ребенка для меня очень дорого. Для меня рефлексия равносильна тому, что посмотреть на себя со стороны и глазами моих учеников.