Рефлективный отчет по проведенному уроку
«Мощность»
Цель урока: К концу урока учащиеся знают связь между величинами в формуле мощности и могут вычислять механическую мощность, решая задачи.
Так как урок стоял первым в расписании, в начале я решил провести с учащимися зарядку. Из коллектива добровольно вышла Дирксен Дарья, которая показывала движения разминки, ориентируясь на презентацию. Дети оживились, проснулись, развеселились. В целях повышения уровня жизненного оптимизма, сближения коллектива, создания хорошего настроя на работу, в начале урока я провёл тренинг «Что ты видишь в человеке хорошего». Сегодня тренинг прошёл гораздо лучше, чем в первый раз. Высказывались все учащиеся, даже те, которые молчат на всех уроках. Сегодня меня удивил Кажимукан. Мальчик очень застенчив и не многословен, но даже он выступил с мыслями о том, что же он увидел хорошего в своей однокласснице Алине.
После объявления учителем темы и цели урока я опять предложил учащимся составить критерии успеха, которых они должны будут достигнуть к концу урока. Сегодня получилось намного лучше, чем на прошлом уроке, так как учащиеся уже знали, что им необходимо сделать. Активно высказывали свои мысли Анита, Дарья, Настя, Александра. Справились с составлением критериев успеха мы гораздо быстрее, чем на прошлом уроке.
Для проверки домашнего задания я применил приём «Горячий стул». Этот вид работы для учащихся является тоже новым, и в начале я с трудом определил ученика, который сел на Горячий стул – это была Даша. Учащиеся задавали вопросы, которые они готовили дома. Все вопросы также были на первые три ступени таксономии Блума. После Даши на Горячий стул по собственному желанию села Анита Майбах. Дети начали задавать опять простые тонкие вопросы, и тут подняла руку Акмарал – девочка со средними образовательными способностями, занимающаяся на 3. Я никогда бы не подумал, что Акмарал задаст толстый вопрос. Честно говоря, я даже не придал этому сразу значения, и только после урока я понял – она задала сложный вопрос: «Приведите пример механической работы, совершаемой животными и человеком». Это очень хороший вопрос, ведь в учебнике нет такого материала, и она составила его сама, на основе своих мыслей. А в целом – проблема формирования вопросов пока остаётся открытой – учащиеся не могут правильно формулировать вопросы, не усеют выделять главную мысль текста для составления вопроса, говорят тихо, неуверенно. Я надеюсь, что в дальнейшем мне удастся решить эту проблему.
Для изучения нового материала я предложил детям разделиться на группы способом «Собери картинку». Получилось три группы (пять, пять, четыре). Перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: «При подъёме на 5 этаж дома мешка с песком лифт выполняет эту работу за считанные секунды, а человек, идя по лестнице – десятки минут. В обоих случаях будет выполнена одна и та же работа, но за разное время. Почему же лифт делает её быстрее всех?» учащимся было предложено в парах обсудить предложенную ситуацию и предложить ответ. Для самостоятельного изучения новой темы я предложил использовать использовать технику «Диалогическая беседа». Ребята в группе должны были разделить материал параграфа на части, и каждый учащийся должен был изучить доставшуюся ему часть. После этого каждый учащийся объяснял группе тот материал, который он изучил. В результате обучения каждая группа должна быть готова отвечать на вопросы, предложенные учителем на слайде. Работали в форме диалога Учитель – Ученик – Ученик. Честно говоря, я даже сам не ожидал, что ребята так прекрасно подготовятся отвечать на мои вопросы самостоятельно. Если кто-то отвечал на вопрос не правильно, тут же его поправляли другие ученики, вступая в дебаты. Этот метод я также использую впервые, но на удивление всё получилось так, как будто мы занимались работой такого вида постоянно.
После изучения новой темы я дал ребятам время для выполнения записей в рабочих тетрадях по новой теме (формулы, определения)
Следующим этапом урока явилось закрепление новой темы – а именно –решение трёх задач, предложенных мною на слайде. Одна задача была на повторение темы «Работа силы», а две другие – на закрепление новой темы. Дети решали задачи в группе – в каждой группе был назначен эксперт из числа сильных учащихся, который направлял учащихся по слабее при решении, помогал вывести рабочую формулу и т.д. Так как на прошлом уроке я допустил ошибку – критерии оценивания были розданы после решения задач, то сейчас я распечатал каждому критерии оценивания, мы вклеили их в тетрадку, и они останутся с ними до конца учебного года.
После решения задач я опять применил способ взаимооценивания работ в парах. Учащимся нужно было обменяться тетрадкой с партнёром, проверить решённые задачи по критериям оценивания, сверить ход решения и ответ с правильно решённой задачей на слайде и поставить отметку своему однокласснику (суммативное), также указав простым карандашом на ошибки в решении, для того чтобы дома ученик мог разобраться и правильно выполнить задание.
В конце урока я предложил учащимся домашнее задание: П. 52, составить и решить две задачи по темам Работа и Мощность, подобные тем, что решали в классе (оформить задачи на листе А4), Упражнение 31, задача №2.
По результатам обучения я предложил учащимся ответить на вопросы рефлексии: 1) Что нового я узнал сегодня на уроке? 2) Что мне было особенно сложно (легко) выполнить? 3) Оцените работу своей группы?
При проведении урока были использованы модули: Новые подходы в обучении, Новые подходы в обучении, Критическое мышление, ОДО и ОО, ИКТ. Весь урок сопровождался электронной презентацией PowerPoint.