kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании существует множество современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях 

Учебные занятия, которые  построены были мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и  взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что  организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность  ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков»

Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков. Казахский язык 9 класс . Тема «Наши места отдыха»

В современном образовании существует множество современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях [1].

Учебные занятия, которые построены были мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.

Для проведения серии последовательных уроков в период практики в школе я выбрала предмет казахский язык в 9 классе. В данном классе обучаются 14 учеников. Класс сильный, но недостаточно самостоятельный. Часто пропадает активность на уроке, интерес, появляется усталость и равнодушие. Цель урока состояла в том, чтобы сформировать знания учащихся о послеслогах и использование в диалоговой речи слов с падежным окончанием; определить уровень владения навыками диалоговой речи; повышение мотивации к обучению, развитие навыков самостоятельного обучения, взаимообучения, познавательности и навыков оценивания собственной деятельности.

Самым важным в проведении уроков, особенно в среднем звене, является поддержание мотивации учащихся на высоком уровне. Выходя из младшего звена, ученики попадают в другой мир, в котором игровая форма обучения заменяется на более серьезные традиционные уроки, что, в свою очередь, снижает мотивацию учащихся. Из личного наблюдения могу отметить, что большинство уроков в школах проходят в форме урока-лекции или урока-практикума. После таких уроков добиться заинтересованности учащихся очень трудно и таким образом, мы начинаем «терять учеников». Сначала это не выполненное домашнее задание, потом отсутствие интереса на уроке, в итоге получаем ребенка, который не заинтересован в том, чтобы учиться и развиваться. «Зачем учиться? Если есть более приятные и интересные способы времяпрепровождения». Именно поэтому очень важно проводить уроки интересно, занимательно. Ведь как приятно наблюдать, что ученикам нравится, как проходит урок, что они заинтересованы в своем развитии и обучении. Основная задача учителя должна заключаться в том, что ему необходимо создать такую образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно воспринимать информацию [1].

Для отчета я выбрала четвертый урок на тему «Наши места отдыха» из серии последовательных уроков. Урок был разделен на этапы и организован с применением идей семи модулей Программы.

На первом этапе урока я запланировал внедрить идею модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Урок начался с создания коллаборативной среды. На данном этапе я использовала игру «Мяч». Эта игра позволила повысить активность учащихся, а также получить позитивный настрой на начало урока. Применение игры на данном этапе позволило мне настроить учащихся к активному обучению. [фото 1]

Фото 1

На следующем этапе я решила начать внедрение модуля «Управление и лидерство». Суть заключалась в том, что учащиеся самостоятельно могли образовать группы. Я предполагала, детям взять из волшебного сундучка конфету по тому цвету, который им нравиться. Я знала, что произойдет разделение на группы. На данном этапе хорошо выделилось лидерство Софии, так как она сразу поняла, что у кого синие конфеты это ее группа и она стала формировать свою группу. Также на данном этапе урока учащиеся поработали с правилами работы в группе. Работу по внедрению семи модулей Программы я начал еще на предыдущих уроках, поэтому учащиеся могли проанализировать свою предыдущую групповую деятельность и дополнить или изменить некоторые правила. На данном этапе урока я подстегнула их деятельность вопросами:

«Какие бы правила Вы добавили?»

«Нужно ли изменить какое-нибудь правило?».

Результатом было добавление правила «Делать работу сообща» и «Не перебивать остальных»

Следующий этап урока я начала с внедрения модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении», так как полностью согласна с утверждением, что ИКТ является значимым инструментом, помогающим учителя в облегчении объяснения и обеспечении понимания многих понятий [1]. Суть заключалась в просмотре видеоролика «Курортные места Казахстана». Целью показа данного ролика, было напомнить учащимися, какие курортные места мы изучили. Также я считаю, что применение средств ИКТ позволяет повысить заинтересованность учащихся учебным процессом, и сконцентрировать внимание учащихся.

На следующем этапе я запланировал использовать идеи модулей «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение критическому мышлению». На данном этапе я предложила учащимся найти связь между просмотренным роликом и составление рассказа о курорте с использование послеслогов в своем рассказе. С помощью некоторых вопросов и заданий учащиеся были вовлечены в диалог и подведены к теме урока:

Как Вы думаете, что из просмотренного ролика подходит к вашему рассказу о курорте, который вы будете презентовать в конце урока?

Как Вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

На данном этапе я проанализировал вовлеченность учащихся в обсуждение, через вопросы высокого порядка, оценила их знания и смогла проследить активность учеников. Я предполагала, что более активными будут учащиеся более сильные. Мои предположения оправдались, но для меня было также открытием как дети слабые участвовали в диалоге. (фото2 )

Фото 2

Следующим этапом урока было формулирование цели урока и критериев успеха. Для этого я использовала идеи модуля «Обучение критическому мышлению», применив вопросы высокого порядка, которые помогли учащимся, определится с целью и возможностями ее достижения.

Как Вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Предположите, какова цель нашего урока?

Сформулируйте, что Вы будете знать, понимать и уметь после того, как Вы изучите данную тему?

На этапе обсуждения критериев успеха в диалог были вовлечены все учащиеся, это позволило мне сделать вывод, что идеи модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» о стимулировании процесса саморегулированного обучения были запущены в действие. Для фиксирования цели и критериев успеха использовался ноутбук, где дети быстро все оформили, что дало нам возможность вернуться к поставленной цели и разработанным критериям на этапе рефлексии урока. На проведение этого этапа было затрачено много учебного времени, это вынуждает меня сделать вывод о том, что вопросы к подведению к цели урока и критериям успеха должны быть мною тщательно продумываться и для более лучшего целеполагания учащимся необходим опыт. Также использованные идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: комментирование и обратная связь с учениками, позволили мне определить отправные точки знаний учащихся.

Следующим этапом было задание для групп, которое заключалось в том, что они должны были ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Наши места отдыха». В тексте было много примеров описания природы мест отдыха в Казахстане. От учеников требовалось познакомиться с предоставленной информацией и помочь своим одноклассникам в группе соотнести картинку с текстом. Свое внимание я обратила на учеников сильных в группе и наблюдала затем, как они пытаются объяснить почему именно так необходимо соотнести.(фото3)

Сильные учащиеся группы активно помогали другим учащимся группы в осмыслении теоретической информации. Именно на этом этапе урока я проследила действенность научных исследований Мерсера и Литлтона о центральном месте диалога [1].

Фото 3

Для закрепления материала использовались практические задания. От этой стандартной схемы я не отходила, единственно, что для выполнения этой работы я продолжила использовать идею Мерсера и Литлтона о совместной работе учащихся, которая описывается в модуле «Новые подходы в обучении и преподавании»[1] и над этим заданием они работали группой. Целью этого задания было не только закрепление, но и организация диалогического обучения для учащихся. Заключалось оно в том, что на данном этапе учащиеся, которые не совсем усвоили теоретический материал, могли разобраться, с помощью более талантливых учеников, на примерах данного задания. Задание было на разделение предложений по имеющемуся значению: предложения с использованием послеслогов и предложения составленные с помощью падежных окончаний. На данном этапе возникла проблема, учащиеся должны были вырезать предложения из листа и вклеить их, исходя из смысла, в колонку, но при этом произошло разделение групп на подгруппы. Получилось, что половина учащихся отрезает предложения, а оставшаяся половина клеит их в таблицу, не обсудив с остальными участниками группы. Отсюда следует, что диалог происходил вначале только между двумя учащимися, так как остальные были заняты вырезанием предложений.

Среагировав на неправильную форму работы (фото 4) учеников, я совместно с учащимися ввела некоторые корректировки в их работу, по которым они должны были сначала вырезать все предложения, а только потом совместно решать в какую колонку поместить данное предложение. По итогам данного этапа я сделала вывод о том, что необходимо более тщательно продумывать каждый этап урока, что бы в дальнейшем не произошли такие заминки в ходе урока.

Фото 4

На следующем этапе я использовал идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Суть заключалась в организации процесса взаимопроверки и взаимооценивания. Я предложила группам обменяться тетрадями между собой (фото 5).

Фото 5

Первым шагом была проверка работы другой группы, а вторым этапом я представила правильные ответы на слайде для проверки и критерии оценивания работ. При проверке и оценивании группами работ, я заметила интерес учащихся к этому процессу, что подтвердило значимость включения учащегося в процесс оценивания. Учащиеся, поняв, что они могут поставить оценку за выполненное задание другой группе, ответственно подошли к выполнению, показав на своем примере практическую значимость взаимооценивания между учениками. У групп прослеживалась обратная связь, образование которой помогло учащимся определить свои пробелы в понимании темы урока.

На следующем этапе я использовал идеи модуля «Обучение критическому мышлению». Я предложила учащимся проанализировать всю полученную информацию и презентовать курортные места таким образом, чтоб все присутствующие, захотели там побывать. (фото6)

Таким образом, я хотела проследить возможности учащихся по синтезу и анализу информации, а также по умению делать вывод, так как развитие этих навыков является одной из задач критического мышления [1]. Это позволило мне определить отправные точки по развитию навыков критического мышления с помощью идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Фото 6

На следующем этапе я применила идеи модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников» и «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Результатом работы на данном этапе было выполнение дифференцированных заданий по группам. Для определения талантливых и одаренных учеников в классе я рассматривала не только работы учащихся, а также критерии, которые привели Монтгомери и Фриман[1]. Данные критерии помогли мне понять, как действительно можно определить талантливость и одаренность у учеников. Для себя я сделала вывод, необходимо прослеживать деятельность талантливых и одаренных детей на каждом этапе урока. Выполненное задание на данном этапе позволило мне вывести суммативную оценку всей деятельности учащихся на уроке, так как работа являлась строго индивидуальной и проверяла как учащиеся поняли тему.

Заключительным этапом урока была рефлексия урока. Основная идея рефлексии прослеживается в модуле «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Понимание того, что учащиеся знали, что хотят узнать и что узнали было записано при помощи стикеров которые висели на доске. Взяв определенный стикер я уже понимала на каком этапе находится ученик, и таким образом мы смогли вернуться к слайду, на котором описывали цель нашего урока, и критерии успеха. Ученики определили, насколько была достигнута цель урока и были ли реализованы критерии успеха. На данном этапе я повторно дала возможность оценить свои успехи учащимися. Добавив стикер самооценивания и взаимооценивание участников группы по достижению критериев успеха. На данном этапе я планировала оценить объективность в выставлении оценок учащимися. Понаблюдав за процессом оценивания, я удостоверилась в правильности выводов Александера о значимости не только оценки учителя, но и важности самооценки, способностей и усилий учеников [1].

Использование 7 модулей Программы позволило мне повысить мотивацию учащихся, их интерес к познанию и начать развивать их самостоятельность и критическое мышление. Данная Программа позволила мне понять, что теория Мерсера о совместной работе действительно способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Также я убедилась в том, что создание коллаборативной среды определяет, как продуктивно будут работать учащиеся на протяжении всего урока и то, что следующий урок они будут ждать с нетерпением, так как он не будет похож на скучные уроки, которые они обязаны постоянно посещать в школе. Идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» помогли мне осознать, как можно действительно выявить сильных учеников, что важность здесь заключается не только в выполнение очень сложных заданий, а в том, как этот ученик думает, как он выражает свои мысли и как подходит к решению различных проблем и сложностей. Идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» также важны, ведь многие учителя пытаются нагрузить учащихся заданиями, которые просто не выполнимы для них, поэтому такие задания необходимо сразу отсекать от процесса обучения. А внедрение идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» помогло мне и моим ученикам наладить обратную связь, в ходе которой учащиеся начали понимать, как они могут регулировать свой процесс обучения.

Внедрение семи модулей Программы я считаю особенно важным и значительным решением проблем преподавания. Новые методики принесли много интересного и полезного в процесс школьного образования, предоставили учителю свободу творческого поиска. Современный учитель должен всегда искать эффективные приемы обучения, и в течении всей своей практики формировать свой единственный педагогический стиль.




Список использованной литературы.

  1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2015 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков

Автор: Ахметова Динара Нурмакановна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства