Рефлективный отчет по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках биологии
Рефлективный отчет по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках биологии
В современном мире проводить традицинные уроки нельзя. Время не стоит на месте и требует от педагогов перемен в профессиональном направлении. Очень актуально проводить уроки, внедряя 7 Модулей Кембриджской Программы, которые позволяют ученику быть не объектом образовательного процесса, а субъектом. Одним из таких модулей является модуль "Обучение критическому мышлению".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках биологии»
Рефлективный отчет
по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению»
учителя биологии Боровских А.Н.
На мой взгляд, одним из наиболее интересных и эффективных модулей Кембриджской Программы является модуль «Обучение критическому мышлению». Потому, что при использовании данного модуля на своих уроках биологии, я увидела положительный результат, все дети были вовлечены в работу, а так же рассуждали, критически мыслили, обсуждали свои варианты предложений, синтезировали, анализировали и давали оценку.
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. [1]
На практике через проведение серии уроков в пятом классе: «Окружающая природная среда», «Влияние деятельности человека на окружающую среду», «Красная Книга», «Правила поведения в природе», а так же при проведении уроков в шестом классе на темы: «Размножение и индивидуальное развитие многоклеточных животных», «Нервная система животных» я использовала стратегии и идеи модуля «Обучение критическому мышлению».
На уроках биологии и естествознания я довольно часто использую данный модуль при изучении новой темы. И хочу показать возможности применения данного модуля на своих уроках. Сделав сравнение в проведенных мною уроках ранее и в последнее время, я заметила разницу. Так, например, проводя уроки ранее по естествознанию в 5 классе по теме «Окружающая природная среда» мне приходилось долго готовиться, с целью заинтересовать детей, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное опережающее задание одному-двум ученикам. И что на этот момент делали дети, чем они занимались? Выступали в роли зрителей или пассивных слушателей. А сейчас, познакомившись с модулем «Обучение критическому мышлению» я решила рискнуть и пойти другим путем, применить изученный модуль на своих уроках. И что я увидела? Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, я предложила им заполнить таблицу «Знаю – Хочу узнать - Узнал». Достаточно было записать 5 интересных представлений, затем каждый высказался, при этом старался не повторять высказывание предыдущего выступающего. Затем учащиеся заполнили вторую графу. И приступили к изучению новой темы. Вот здесь я их разбила на 4 группы, и каждой команде предложила решить свою проблему. Так, например, 1 группа решала вопрос «Как организмы приспосабливаются к водной среде обитания», 2 группа – «Как организмы приспосабливаются к наземно-воздушной среде обитания», 3 группа – «Как организмы приспосабливаются к почве?», 4 группа – «Как паразиты приспосабливаются к своему хозяину?». Конечно, им было дано опережающее задание плюс материал учебника, а это помогло при заполнении таблицы. В ходе поиска ответа на поставленную проблему, они критически мыслили, обсуждали, рассуждали, обменивались своим мнением и пытались найти общий ответ на вопрос. Одним из главных моментов, на мой взгляд, является то, что это их сплотило, все были заняты, никто не остался в стороне, каждый выражал свои мысли, и даже те, кто ранее себя не проявляли, это Решетняк Михаил, Калашников Михаил, Затула Данил стали работать активно. По окончанию задания, ребята обменялись мнением и заполнили 3 графу, оценили урок, себя и соклассников.
Я хочу обратить внимание на то, что я использовала данный модуль не только при проведении серии уроков в пятом классе, а так же и при проведении уроков в шестом. Так, при изучении темы «Нервная система позвоночных животных» тоже наблюдалось в прошлых годах, т.е. у учащихся отсутствовал интерес к данной теме, да и тема запоминалась тяжеловато. В этом же году, используя критическое мышление на данной теме, я увидела другую картину. Во-первых, я уже использовала групповую работу и работу в парах. Цель урока была научить учащихся мыслить критически, умению рассуждать, обмениваться мнениями и делать свои выводы. И так, учащиеся на уроке работали индивидуально, в паре и группе, пытаясь решить поставленную перед каждой группой проблему – 1- «Особенности нервной системы и строения головного мозга рыбы», 2 – «Особенности нервной системы и строения головного мозга земноводных», 3 – «Особенности нервной системы и строения головного мозга пресмыкающихся», 4 – «Особенности нервной системы и строения головного мозга птиц», 5 – «Особенности нервной системы и строения головного мозга млекопитающих», а это позволило каждому из группы рассуждать обмениваться мнениями, проявлять свои творческие способности при работе с постером, анализировать и сравнивать. Перед работой в группе, я предложила учащимся поработать индивидуально с учебником - дать определения понятиям нервная система, рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс и другие, а затем они обсуждали в парах, обменивались своим мнением (не на все понятия в учебнике были даны точные определения). А уже когда ребята работали в группе, они использовали постер. При создании постера я наблюдала за поведением Кусамбаева Али, это ученик у которого возникают трудности работы на уроке биологии, и что я увидела? Результат превзошел мои ожидания. Если в ходе диалогической беседы у Али возникали сложности в речевом плане, он затруднялся ответь на поставленные перед ним вопросы, то при использовании критического мышления и работы в группе он принимал активное участие и высказывал свое мнение. В конце урока я каждой команде раздала конверты, в которых лежали представители животных каждого класса, и 1 мозаика головного мозга, цель учеников заключалась в том, чтобы они собрали мозаику и определили, к какому представителю класса принадлежит получившийся рисунок головного мозга.
Я увидела, что, во-первых, у учащихся и 5 и 6 классов появилась мотивация к урокам, все поняли материал изученного урока, во-вторых, все рассуждали, критически мыслили, находили правильный ответ на поставленную проблему, в-третьих, формируются такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.
На протяжении своей практики я постоянно опиралась на треугольник Блума, который помог мне в решении многих сложных вопросов в реализации идей критического мышления.
Я сделала для себя вывод, что благодаря критическому мышлению, наши дети стали учиться рассуждать и не бояться отстаивать свою точку зрения, самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, говорить, критически мыслить, сотрудничать, обмениваться мнением, рассуждать и находить выход из проблемной ситуации.