данная рабочая программа по истории для 9 класса состоит из 2-х частей. программа по истории России 19-начала 20 векаи программы по всемирной истории 20 века. также программа включает тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по истории для 9 класса района разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), (ред. от 29.12.2014 г.).
Примерной программы основного общего образования. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012 г.
«Всеобщая история. Программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - Сороко - Цюпы. 5-9 классы». М.: Просвещение, 2014.
Цели курса:
1. образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
2. усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; проявления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а так же их места в истории мировой цивилизации;
2. формирование исторического мышления, целостного представления об историческом пути России, об основных этапах, событиях российской истории XIX – начало XX в.,. вв
Задачи курса:
формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации. Определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
воспитание толерантности, уважения интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время.
овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
овладение учащимися основными знаниями по истории России в XIX – начало XX в., воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX – начало XX в. и гордости за героические свершения предков;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории;
формирование у школьников умения применять знания по истории России XIX – начало XX вв., в. для осмысления сущности современных общественных явлений.
Данная параграмма изучается на основе следующего учебно-методического комплекса (УМК):
Учебник: «История России: XIX – начало XX в. 9 класс» Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– 3-е изд., - М.: Дрофа, 2018
Учебник: Всеобщая история. Новая история XIX- начала XX в. 8 класс А.Я., Юдовская, Л.М.. Ванюшкина – М.: Просвещение, 2013 г.,
Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику «История России: XIX – начало XX в. 9 класс» Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– М.: Дрофа, 2017.
История России — http://histrf.ru
Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Петр I в русской литературе XVIII века — http://www. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторические источники по истории России XVIII — начала XX в. — http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. История российского государства в XII—XIX в музеях Московского Кремля —http:// school-collection.edu.ru/catalog/rubr/lb243cac-bbl2-488f-926f-7a645751dclf
Россия в подлиннике — http://www.runivers.ru
Хронос. Всемирная история в Интернете — http://hrono.info/.ru
Материалы для изучения русской истории — http://magister.msk.ru/ library/history
Отечество — http://ote4estvo.ru
Российское военно-историческое общество — http://histrf.ru/ru/rvio
Библиотекарь. Ру. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. — http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Российский государственный архив древних актов — rgada.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — school- collection.edu.ru
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Место учебного предмета
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5–8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, 33 учебных недели (68 часов). На курс «Всеобщая история. Новейшая история» отводится 24 часа. Истории России: XIX – начало XX в.– 44 часа (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
планируемые результаты изучения учебного предмета (Описание ценностных ориентиров)
ФГОС предполагает формирование у учащихся определенных учебных умений и навыков.
Личностные результаты:
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.
– воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности, знание основ культурного наследия народов России и человечества;
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
– готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты:
– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
– формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно – практических и учебно – познавательных задач;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Оценкаличностныхрезультатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление личности, которая гордится и любит свою Родину, народ, историю;
Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны свое личности;
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
Морально – этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:
Сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
Сформированности основ гражданской позиции – чувств гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
Сформированности самооценки, включая осознания своих возможностей в учении способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;
Способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Способом оценки личностных результатов учащихся является портфолио, способствующее формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты учащихся на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежит итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценкаметапредметныхрезультатов.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся(регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею. К ним относятся:
-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-способность к осуществлению логических операций сравнений, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы.
Оценкапредметныхрезультатов.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме папки достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для продолжения образования.
В учебном процессе оценка предметных результатов поводится с помощью диагностических работ(промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
№ раздела
Тема раздела
Кол-во часов
Контроль
Истории России: XIX-начало XX века.
44
1
Введение. XIX столетие – особый этап в истории России.
1
2
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.
2
3
Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг.
5
4
Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг.
4
5
Начало золотого века русской культуры
4
1
6
Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.
5
1
7
Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг.
4
8
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.
3
9
Продолжение золотого века русской культуры
3
10
Россия в конце XIX- начале XX века.
13
2
44
Всеобщая история. Новейшая история
24
11
Новейшая история. Первая половина ХХ в.
12
1
12
Новейшая история. Вторая половина ХХ в. – начало ХХ1 в.
12
1
Итого
68
6
Истории России: XIX-начало XX века.– 44 часа
Введение. XIX столетие – особый этап в истории России (1 час.).
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (2 ч.).
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Новые веяния в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства.
Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг. (5 ч.).
Внутренняя политика в 1801- 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I . проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных хлебопашцах» реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов.» учреждение государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоедиение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.). Партизанское движение. Гибель «Великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии.
Внешняя политика в 1813- 1825 гг. Начало заграничных походов, их цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава. Внутренняя политика в 1814- 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг.
Основные итоги внутренней политики Александра I. Социально- экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1825. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг. (4 ч.).
Внутренняя политика Николая I. Идеологическое обоснование внутренней политики Николая I. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые Явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 г. Русско- турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война.
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы, планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Общественно-политическая жизнь 1830-1840-х гг. 30-50-х годов. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. «Теория официальной народности». С.С. Уварова. Либеральное движение.
Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Развитие революционного направления в общественном движении. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Начало золотого века русской культуры (4 ч.).
Изменения в системе российского образования. Научные открытия. Открытия в биологии. И.А. Двигубского, К.М. Бэра. Дядьковского. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и Э.Х. Ленца. А.А. Воскресенский, Н.И. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Л.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре. (Романтизм, классицизм, реализм.)
Литература первой половины XIX века. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.И. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов. А.А. Алябев. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Живопись. К.П. Брюлов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства.) А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей, ансамбль дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Литература и художественная культура народов России. Взаимное обогащение культур.
Повторение и обобщение «Россия на пороге перемен».
Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. (5 ч.).
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Социально-экономические развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60-70 гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. XIX в. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания народов Украины и Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-начала 60-х годов.. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев Народнические организации второй половины 1860-1870 –х. гг. «Хождение в народ», «Земля и Воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и Воля». «Народная воля» Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870- х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины и ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко.
Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг.(4 ч.).
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиции дворянства. наступление на местное самоуправление. Национальная религиозная политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80-90 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. в либеральном движении. Общественное движение в 80-90 –х гг.
Кризис революционного народничества. Усиление позиции консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления во внешней политике Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века. (3 ч.).
Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность и транспорт в пореформенное время. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Политика министров финансов Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского: цели, мероприятия и результаты.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль Духовенства. Разночинная интеллигенция. крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Новшества в жизни городских обывателей.
Продолжение золотого века русской культуры. (3 ч.).
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Усиление контроля за системой образования. Развитие естественных и общественных наук. Успехи в сфере образования и книгоиздания. Достижения российской науки. Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Литература народов России. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Новые течения архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке. Искусство. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль Русской культуры в развитии мировой культуры. Художественная культура народов России.
Россия в конце XIX- начале XX века. (13 ч.).
Россия в системе мирового социального - экономического развития.Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Социальные, религиозные и национальные отношения в империи. Разложение сословных структур: дворянство и крестьянство. Формирование новых социальных страт: буржуазии, рабочих, средних городских слоев. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос.
Николай II. и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных настроений. Борьба профессиональных революционеров против самодержавия.
Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Рабочее движение. Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Основные государственные законы 1906 г. Начало многопартийности. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Особенности революционных выступлений 1906-1907 гг.
Столыпинская программа социальных преобразований и ее реализация. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.
Особенности развития российской культуры в начале XX в. Развитие научной мысли. Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
Художественная культура: Серебряный век. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Итоговое повторение и обобщение. Истории России: XIX-начало XX века.
Всеобщая история. Новейшая история. – 24 часа.
Раздел 1. Новейшая история. Первая половина ХХ в. (12 час.)
Введение (1ч.)
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Мир в первой половине ХХ в.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина ХХ в. – начало ХХ1 в. (12 час.)
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Итоговое повторение (1 час).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Истории России: XIX-начало XX века.
(44 ч.)
Раздел и тема урока
Кол-во час.
Дата
проведения
Основные виды деятельности
Д/З
1
Введение. XIX столетие – особый этап в истории России.
1
Актуализировать знания по курсу
истории России XVIII в.
Планировать деятельность
по изучению истории России
XIX — начала ХХ в. Характеризовать источники
по российской истории XIX — начала ХХ в.
Характеризовать территорию
и геополитическое положение
Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту)
Рассказывать о положении отдельных слоев населения империи
С.5-7 вопросы и задания
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
2 ч.
2
Сельское хозяйство.
1
Подтверждать с помощью конкретных фактов тезис о кризисе крепостнической системы в первой половине XIX в.
Характеризовать функции
сельской общины и объяснять ее значение в жизни крестьян
Уметь обосновать выбор вариантов ответа на главный вопрос
§ 1, вопросы и задания
3
Развитие промышленности, транспорта и торговли.
1
Характеризовать развитие промышленности России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами)
Использовать историческую карту для характеристики промышленного развития России
Давать определение понятия промышленный переворот, соотносить его с рядоположенными понятиями
Рассказывать о начале промышленного переворота и его последствиях
Объяснять связь между социальным расслоением крестьянства и развитием в России капитализма
§ 2, вопросы и задания.
подготовить проект
Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг.
5 ч.
4
Внутренняя и внешняя политика в 1801- 1811 гг.
1
Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.
Давать определения понятий:
министерство, вольные хлебопашцы, Государственный совет, либеральные реформы
Обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского
Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра I
Характеризовать основные цели
и задачи внешней политики России в начале XIX в.
Обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.
Объяснять причины и последствия участия России в антифранцузских коалициях
Характеризовать Тильзитский
мир, указывая его положительные и отрицательные последствия для России
Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, Турцией, Ираном
Систематизировать данные о войнах России (в форме таблицы)
§ 3 вопросы и задания.
5
Героический 1812 г.
1
Рассказывать об основных событиях войны 1812 г., называть и характеризовать ее этапы (используя историческую карту)
Готовить сообщение об одном из участников Отечественной
войны 1812 г. (по выбору) (используя научно-популярную литературу, материалы интернет-сайта «1812 год»: http://www.museum.ru/museum/1812/index.html и др.). Объяснять, в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества
Объяснять причины победы России над Наполеоном
.§ 4, вопросы и задания
6
Внутренняя и внешняя политика в Александра I. 1816-1825 гг.
1
Обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815—1825 гг.
Показывать на исторической карте территориальные приобретения
России по решениям Венского конгресса
Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации
Давать определение понятия военные поселения
Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса
Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра I
§ 5, вопросы и задания.
Виртуальн. экскурсия
по Санкт-Петербургу, выставка книг о куль-
туре первой четверти XVIII в.
7
Общественная жизнь в России.
1
Характеризовать взгляды
Н. М. Карамзина
на прошлое и настоящее
России. Давать определения понятий:
консерватизм, декабризм, радикализм, либерализм; соотносить их с рядоположенными понятиями
Раскрывать предпосылки и цели
движения декабристов
Составлять биографическую
справку об участнике декабристского движения (по выбору), (используя научно-популярную
литературу, материалы интернет-сайта «Виртуальный музей
декабристов»: http://decemb.
hobby.ru/ и др.)
§ 6, подготовить выставку книг о куль-
туре первой четверти XVIII в.
8
Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов.
1
Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия
Характеризовать цели выступления декабристов
Раскрывать причины неудачи
восстания декабристов
Излагать оценки движения декабристов, определять свое отношение к декабристам и аргументировать оценку их деятельности
§ 7, вопросы и задания.
Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг.
4 ч.
9
Охранительный курс Николая I. во внутренней политике.
1
Составлять характеристику
(исторический портрет) Николая I
Характеризовать основные
положения официальной идеологии («уваровскую триаду»)
Рассказывать о преобразованиях в области государственного
управления, осуществленных во
второй четверти XIX в., оценивать их последствия
Давать определения понятий:
кодификация законов, жандармерия
Давать оценку деятельности
М. М. Сперанского, С. С. Уварова, А. Х. Бенкендорфа
§ 8, вопросы и задания.
10
Политика правительства в социально-экономической сфере.
1
Характеризовать социальную
политику Николая I, сравнивать ее с социальной политикой Петра I и Екатерины II, выявляя сходство и различия
Давать оценку деятельности
Е. Ф. Канкрина и П. Д. Киселева
Объяснять причины отказа Николая I отменить крепостное право
§ 9, вопросы и задания.
11
Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война 1853-1856 гг.
1
Характеризовать основные
направления внешней политики России во второй четверти XIX в.
Рассказывать о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне (используя историческую карту)
Давать определения понятий: мюридизм, имамат
Объяснять причины Крымской войны
Рассказывать о Крымской войне, характеризовать ее итоги (используя историческую карту)
Составлять характеристику
защитников Севастополя
Объяснять причины поражения России в Крымской войне
§ 10, вопросы и задания.
Проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
12
Общественно-политическая жизнь 1830-1840-х гг.
1
Давать определения понятий: западники, славянофилы
Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты
Раскрывать историческое значение либеральных кружков 1830— 1840-х годов
Объяснять причины начала проникновения социалистических идей в Россию
Раскрывать основные положения «русского (общинного) социализма» А. И. Герцена
Составлять характеристику (исторический портрет) А. И. Герцена
§ 11, вопросы и задания.
Начало золотого века русской культуры
4 ч.
13
Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.
1
Характеризовать достижения
отечественной науки рассматриваемого периода
Готовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы)
Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках
рассматриваемого периода
§ 12, вопросы и задания.
14
Литература как главное действующее лицо российской культуры.
1
Характеризовать особенности сентиментализма и романтизма как художественных стилей и методов
Объяснять причины важной роли русской литературы и журналистики в общественной жизни России
Готовить сообщение о деятеле русской литературы и/или журналистики первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно- популярную литературу и интернет-ресурсы)
§ 13, вопросы и задания.
Проект «Прогрессивные идеи
М. М. Щербатова (Н. И. Новикова, А. Н. Радищева)»
15
Живопись, театр, музыка, архитектура.
1
Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода
Составлять описание памятников
культуры первой половины XIX в.
(в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства
Готовить сообщение о представителе художественной культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы)
Проводить поиск информации
о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении и т. д.
§ 14, вопросы и задания.
16
Обобщающий урок по теме «Российская империя в первой половине XIX века».
1
Систематизировать исторический
материал по изученной теме
Характеризовать общие черты и особенности развития культуры
России и государств Западной Европы в первой половине XIХ в.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории культуры России первой половины XIХ в. (по образцу ОГЭ)
Решать предлагаемые проблемные задачи по теме
Подводить итоги проектной
деятельности
вопросы и задания с. 131.
Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.
5 ч.
17
«Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г.
1
Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права
Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра II
Систематизировать материал по подготовке отмены крепостного права (в форме хронологической таблицы)
Называть основные положения крестьянской реформы
Давать определения понятий: временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники
Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку
§ 15, вопросы и задания. Проект на тему:
«
18
Последующие реформы
1
Давать определения понятий:
мировой суд, земства,
городские управы, адвокатура
Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х гг.
Называть основные положения
реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения
Характеризовать политическую
деятельность М. Т. Лорис-Меликова
Давать оценку реформ Александра II, обосновывать/опровергать
правомерность использования
наименования «великие» применительно к этим реформам
§ 15, вопросы и задания.
19
Внешняя политика России в 1850-1880-х гг.
1
Характеризовать основные цели и направления внешней политики
России во второй половине XIX в.
Объяснять отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е годы
Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать ее итоги (используя историческую карту)
Объяснять причины победы России в войне
Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса
Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.
§ 17, вопросы и задания.
20
Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870-х гг.
1
Раскрывать существенные черты идеологии либерализма (с привлечением сведений из всеобщей истории)
Характеризовать особенности российского либерализма
Объяснять, в чем заключалась эволюция революционного движения
в конце 1850-х — 1860-е годы
§ 18, вопросы и задания.
21
Основные направления в народничестве 1870-х - 1880-х гг.
1
Раскрывать существенные черты идеологии народничества
Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве
Давать характеристику участников народнического движения (используя учебник, дополнительную литературу, материалы интернет-сайта «Народная воля»: http://www.
narovol.narod.ru/ и др.)
Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать свое отношение к нему
Систематизировать информацию
о революционных организациях (в форме таблицы)
§ 19 вопросы и задания.
Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг.
4 ч.
22
Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы.
1
Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III
Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие
Излагать различные оценки
деятельности Александра III,
высказывать и аргументировать свою оценку
Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III,
Николая I и Александра III
§ 20 вопросы и задания.
23
Внешняя политика России в 1880-х - 1890-х гг.
1
Характеризовать основные
направления внешней политики Александра III
Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III
Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско- французского союза
§ 21 вопросы и задания.
24
Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890 –х гг.
1
Характеризовать взгляды консерваторов и либералов 1870—1880-х годов, сравнивать их, выявляя общие черты и различия Объяснять причины роста рабочего движения в России Сравнивать народничество и марксизм, выявляя общие черты и различия Объяснять причины распространения марксизма в России Составлять характеристику(исторический портрет) Г. В. Плеханова
§ 22 вопросы и задания.
25
Религиозная политика в России в XIX в.
1
Характеризовать взаимоотношения Русской православной церкви - с государством в XIX в.
Сравнивать церковную и религиозную политику четырех российских императоров, выявляя черты сходства и различия
Объяснять падение авторитета Русской православной церкви среди интеллигенции во второй половине XIX в.
§ 23 вопросы и задания.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.
3 ч.
26
Развитие сельского хозяйства.
1
Характеризовать развитие сельского хозяйства России в пореформенные десятилетия (используя историческую карту). Расслоение крестьянства.
Объяснять, что мешало развитию сельского хозяйства
хозяйства в новых условиях.
Сравнивать различные пути развития капитализма в сельском хозяйстве, выявляя их преимущества. Отработочная система. Успехи и трудности и недостатки в развитии сельского хозяйства
§ 24 вопросы и задания.
27
Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт.
1
Характеризовать промышленное
развитие России в первые
пореформенные десятилетия
(используя историческую карту)
Объяснять причины промышленного подъема
Раскрывать цели, содержание
и результаты экономических
реформ последней трети XIX в. Давать общую характеристику
экономической политики
Александра III
Характеризовать экономическую
политику И. А. Вышнеградского
§ 25 вопросы и задания.
28
Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX веке.
1
Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села)в конце XIX в. (используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники)
Сравнивать условия жизни
различных слоев населения
§ 26 вопросы и задания.
Продолжение золотого века русской культуры.
3 ч.
29
Просвещение и наука
1
Сравнивать развитие образования
в первой и во второй половине XIX в.
Характеризовать правительственную политику в сфере образования; сравнивать деятельность
А. В. Головнина и Д. А. Толстого на посту министра народного
просвещения
Готовить сообщения об особенностях обучения в классических
гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях и учебных
заведениях других типов.
Характеризовать достижения
отечественной науки рассматриваемого периода
Готовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору)
Высказывать оценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку.
§ 27 вопросы и задания.
30
Периодическая печать и литература
1
Характеризовать достижения русских писателей второй половины XIX в.
Готовить сообщение о творчестве известного писателя второй
половины XIX в.
Высказывать оценку вклада русских писателей второй половины XIX в. в мировую культуру
§ 28, вопросы и задания
31
Новые течения архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке
1
Характеризовать достижения российских деятелей культуры второй половины XIX в.
Готовить сообщение о творчестве известного художника, скульптора, зодчего, композитора, актера второй половины XIX в.(по выбору)
Высказывать оценку вклада деятелей русской культуры второй половины XIX в. в мировую культуру
§ 29, вопросы и задания
Россия в конце XIX- начале XX века.
13 ч.
32
Экономическое развитие России: город и деревня.
1
Характеризовать особенности процесса модернизации в России
в сравнении с развитыми странами Запада. Давать характеристику экономического развития России в начале XX в. (используя историческую
карту). Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства, связь экономического развития и обострения социальных противоречий.
§ 30, вопросы и задания
33
Социальные, религиозные и национальные отношения в империи.
1
Выявлять и объяснять особенности территориальной и демографической структуры Российской империи в начале ХХ в.
Выявлять и представлять в наглядной форме особенности религиозного и национального состава населения; объяснять падение авторитета Русской православной церкви и обострение этноконфессиональных противоречий в начале
ХХ в. Обосновывать/опровергать точку зрения о колониальном характере Российской империи
Характеризовать положение, образ жизни основных социальных групп в России в начале XX в. Выявлять причины роста недовольства крестьян и рабочих
Раскрывать сущность аграрного и рабочего вопросов
Сравнивать положение основных слоев русского общества с положением рабочих, крестьян, предпринимателей в развитых странах Запада
§ 31, вопросы и задания
34
35
Государство и общество на рубеже XIX- начале XX века.
Внешняя политика России в начале ХХ века
2
Характеризовать особенности
государственного строя империи
и ее бюрократического аппарата
Начать составление характеристики (исторического портрета) Николая II.
Выявлять общее и особенное
В деятельности оппозиционных
общественных сил в России
Характеризовать причины русско-японской войны, планы сторон; рассказывать о ходе боевых действий, об условиях Портсмутского мира
Готовить сообщение / презентацию об одном из сражений русско-японской войны (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)
Раскрывать причины, по которым
война не пользовалась популярностью в русском обществе
Объяснять причины поражения
России в войне
§ 32 вопросы и задания
§ 33 вопросы и задания
36
1905 год: революция и самодержавие.
1
Рассказывать о ключевых событиях 1905 г., их участниках, о причинах и последствиях
Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике; формулировать и аргументировать свою оценку
Анализировать текст Манифеста
17 октября, обосновывать его значение в истории России Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Николая II
§ 34 вопросы и задания
37
Начало многопартийности.
1
Систематизировать материал о создании и деятельности политических партий в России в начале ХХ в. (в форме таблицы)
Сравнивать черносотенцев,
либералов и радикалов;
социал-демократов и эсеров;
большевиков и меньшевиков;
кадетов и октябристов, выявляя
сходство и различия между ними
Составлять характеристики
(исторические портреты) лидеров
политических партий (по выбору)
Высказывать свое отношение к политическим партиям начала ХХ в. и аргументировать его
§ 35, вопросы и задания.
38
Завершающий период революции 1905-1907 гг.
1
Сравнивать состав и деятельность I и II Государственной думы,
объяснять причины различий
Начать систематизировать информацию о деятельности Государственной думы (в форме таблицы).
Характеризовать изменения в законодательстве и политическом строе России, произошедшие в ходе революции 1905—1907 гг., и оценивать эти изменения
Объяснять, почему Первая
российская революция не привела к падению царизма
§ 36, вопросы и задания.
39
Общество и власть после Первой российской революции
1
Давать определения понятий: труб, хутор, переселенческая
политика
Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, оценивать ее итоги и значение
Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина (используя учебник и дополнительную информацию)
Характеризовать отношение различных политических сил
к реформаторской деятельности П. А. Столыпина
Давать оценку аграрной реформы и ее последствий, подтверждая все конкретными фактами
Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий
§ 37, вопросы и задания.
40
41
Серебряный век российской культуры
2
Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения
Представлять биографическую информацию, обзор творчества
известных деятелей российской культуры (используя справочные
и изобразительные материалы)
Составлять описание произведений и памятников культуры рассматри ваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять ее в устном сообщении / презентации (с использованием изобрази-
тельных материалов)
Готовить сообщение / презентацию об особенностях развития в рассматриваемый период сферы духовной жизни (по выбору учащегося).
§ 38-39, вопросы и задания
42
Повторение и контроль
1
Систематизировать исторический
материал по изученной теме
Характеризовать общие черты
и особенности развития России
и государств Западной Европы
в начале ХХ в.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России начала ХХ в. (по образцу ОГЭ).
Решать предлагаемые проблемные задачи по теме
Подводить итоги проектной
деятельности
Под-
готовить сообщения о жизни и деятельности художников,
архитекторов, скульпторов, писателей и поэтов, а также
доклады «История одного шедевра»
43 –
44
Итоговое повторение и обобщение. Истории России: XIX-начало XX века.
2
Систематизировать исторический
материал по истории России XIX — начала ХХ в.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XIX — начала ХХ в. (по образцу ОГЭ).
Подготовка к контрольному тестированию
Всего
44
Всеобщая история (24 ч)
№
Наименование раздела и тема урока
Кл-во часов
Дата проведения
Основные виды деятельности
Д/З
1
Экономическое и политическое развитие стран в начале XX века
1
Вводная
Лекция
Знать:Лига наций. Версальский мир. Компромисс. Мандаты. Плебисцит. Демилитаризованная зона. Ратификация. Вашингтонская конференция. Ограничение морских вооружений.
Уметь: Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников, соотносить даты событий истории с веком
§1-4
вопросы и задания
2–4
Первая мировая война и ее итоги 3
3
Лекция с элементами проблемной беседы. Дискуссия
Военно-политические блоки воюющих государств, театры военных действий, причины войны и цели стран, причины вступления в войну России, основные события на фронтах положение населения в воюющих странах, итоги I мировой войны Аннексия, контрибуция, сепаратный мир,
Уметь:
Анализировать причины, ход и итоги войны ( по схеме ), выделять значение войны для дальнейшего развития стран- участниц войны, показывать по карте места сражений, работать с тестовыми заданиями Объяснять причины подписания сепаратного мира и возникновения гражданского противостояния
§5-6
вопросы и задания
5
Страны Европы и США в 20-е годы
1
Проблемная беседа
Знать: Процветание по-американски, Веймарская республика, коалиционное правительство, «Национальный блок »,национальное единение во Франции
Уметь: Определять особенности эк. и пол. развития крупнейших мировых держав
§7-8
вопросы и задания
6
Мировой экономический кризис
1
Работа с текстом источника
Знать: План Дауэса, мировой экономический кризис, пути выхода
Уметь: Характеризовать особенности экономического кризиса 1929-1934 годов, причины ,ход, итоги, причины установления различных политических режимов в Европе
§ 9-10
вопросы и задания
7-8
США, Великобритания, Франция в 30-е годы
2
Проблемная беседа
Уметь: Определять особенности экономического и политического развития крупнейших мировых держав
§ 11
вопросы и задания
9-10
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Фашизм
2
Проблемная беседа
Знать:
Тоталитаризм и причины его установления в Италии, Германии, Испании; фашизм
Уметь:
Характеризовать причины утверждения авторитарных и тоталитарных режимов в Европе
§ 12-13
вопросы и задания
11
Восток в первой половине XX века
1
Работа с текстом
§14-15
задания
12
Новейшая история: вторая половина XX века
1
Лекция проблемной беседы
§16-17 вопросы и задания
13-15
Международные отношения в 30-е годы.
Вторая мировая война и ее итоги
3
Знать:
Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, система коллективной безопасности
Уметь:
Характеризовать причины краха Версальско-Вашингтонской системы и бессилия Лиги Наций против военно- политических блоков
§ 18
вопросы и задания
16
«Холодная война». Военно-политические блоки
1
Практикум
Знать: умиротворение агрессора, блицкриг, «странная война», театры боевых действий.
Уметь: выделять причины войны, цели стран-участниц, показать на карте театры военных действий
§19
вопросы и задания
17
Завершение эпохи индустриального общества. Становления информационного общества
1
Работа с текстом источника
Знать: Характеризовать особенности восстановления экономики после войны, НТР, постиндустриальное ( информационное) общество, глобализация
Уметь: основные процессы и их последствия (формирование информационного общества и глобализацию )
§20-21
вопросы и задания
18-19
США, Великобритания, Франция во второй половине XX века
2
Проблемная беседа
Знать: характеризовать особенности внутри- и внешнеполитического развития США при разных президентах, особенности положения США на международной арене
Уметь: США как центр мировой политики, анализировать деятельность президентов Америки, итоги развития США к концу ХХ века
§22-24
вопросы и задания
20
Германия: раскол и объединение
1
Лекция с проблемной беседы
Знать: характеризовать особенности развития Англии и Франции во второй половине ХХ века, деятельность премьер-министров и президентов; внутри- и внешнеполитическое развитие Италии и Германии ( экономическое чудо)
Уметь: характеризовать внутри- и внешнеполитическое развитие Англии и Франции, называть причины « экономического чуда» Италии и Германии, особенности политического и социального развития, социальные противоречия
§25-28
вопросы и задания
21
Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945–1999 гг.
1
Работа с текстом и документами
Знать: характеризовать особенности строительства социализма в странах Восточной Европы, тоталитарный социализм, социалистическое содружество,
Уметь: причины формирования « социалистического лагеря».
§29-30
вопросы и задания
22
Япония, Индия, Китай в современном мире
1
Работа с текстом
Знать: японское экономическое чудо, политические реформы; « большой скачок», рыночные преобразования; капиталистическая модернизация. причины революций 1989-1990-х годов, общие принципы социально-экономических преобразований ( « шоковая терапия», этнические конфликты)
Уметь: анализировать социально-экономическое развитие стран, причины преобразований и их последствия, : выделять главные направления социалистических преобразований, умение публично представлять свою точку зрения
§31-33
вопросы и задания
23
Глобализация в конце XX века. Обобщение
1
Глобализация. Глобальные проблемы современности. Институты международного сотрудничества: ООН,ЭКОСОС, ВТО, МВФ, ЕС, НАФТА
Знать: новое в общественной мысли, Интернет, идеи « информационного общества», реализм, модернизм ( экзистенционализм), абстрактный экспрессионизм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм, хайтек
Уметь: характеризовать основные стили и течения в культуре ; уметь публично выступать
§34
вопросы и задания
24
Повторительно-обобщающий урок по курсы «Новая история»
1
Систематизировать исторический
материал по новейшей истории
Выполнять контрольные тестовые задания по истории ХХ в. (по образцу ОГЭ).
создание мультимедийной презентации; заполнение таблицы;