Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 7 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по всеобщей истории на 2021/2022 учебный год для обучающихся 7-го класса МОУ Артюшкинская ОШ разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МОУ Артюшкинская ОШ от 31.08.2021 № -О;
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:
Для педагога:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5–9 классы. Изд. «Просвещение»;
Ведюшкин В.А. История. Новое время. Конец XV – конец XVIII веков. Поурочные методические рекомендации. 7 класс;
Уколова И.Е., Ведюшкин В.А. История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. Поурочное тематическое планирование. 7 класс;
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. 7 класс. Учебник;
Коваль Т.В., Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс;
Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс;
Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Учебное пособие;
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс. Электронная форма учебника;
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс. Учебник;
Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс;
Уколова И.Е. История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. Тетрадь-тренажер. 7 класс;
УМК «История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. 7 класс» (УМК Сферы). Электронное приложение;
Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И./Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы;
Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П. История Нового времени. Всеобщая история. 7 класс. Учебное пособие;
История. Новое время. Контурные карты. 7 класс;
История. Новое время. Атлас. 7 класс;
Агафонов С.В. Всеобщая и отечественная история в схемах и таблицах. 7 класс. Практикум.
Для обучающегося:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1700. 7 класс. Учебник;
Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс;
Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Учебное пособие;
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс. Электронная форма учебника;
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс. Учебник;
Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. История. Новое время. Конец XV – конец XVII века. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс;
Уколова И.Е. История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. Тетрадь-тренажер. 7 класс;
УМК «История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века. 7 класс» (УМК Сферы). Электронное приложение;
Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П. История Нового времени. Всеобщая история. 7 класс. Учебное пособие;
История. Новое время. Контурные карты. 7 класс;
История. Новое время. Атлас. 7 класс;
Агафонов С.В. Всеобщая и отечественная история в схемах и таблицах. 7 класс. Практикум.
Рабочая программа по всеобщей истории в 7-м классе составлена с учетом изучения предмета в объеме 2 часов в неделю и рассчитана на 28 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Ученик научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах Европы в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: экономического и социального развития стран в Новое время; эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); представлений о мире и общественных ценностях; художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие европейских стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности.
Содержание учебного предмета
Введение
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Раздел 1. Эпоха Великих географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка – встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Раздел 2. Старый порядок: экономика, общество, власть
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх – помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура – капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Раздел 3. Реформация в Западной Европе: причины, ход, итоги
Реформация и контрреформация в Европе. Реформация – борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер – вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII – «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон – король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция – сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел 4. Первые буржуазные революции. Международные отношения
Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды – «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гезы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика – самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII века. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 года и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии – создание условий для развития индустриального общества. Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI–XVII веках. Тридцатилетняя война – первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф – крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Раздел 5. Основные идеи культуры и науки XVI–XVII веков
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса – гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII века; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI–XVII веках и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Раздел 6. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Основные черты традиционного общества: государство – верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 года. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по всеобщей истории для 7-го класса разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ п/п
Тема/Раздел
Количество часов, отводимых на освоение темы
Введение
1
Новое время: понятие и хронологические рамки
1
Раздел 1. Эпоха Великих географических открытий
2
Великие географические открытия
1
3
Первые колониальные империи
1
Раздел 2. Старый порядок: экономика, общество, власть
4
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII века
1
5
Европейское общество в раннее Новое время. Сословные структуры европейского общества
1
6
Абсолютные монархии. Англия
1
7
Абсолютные монархии. Франция
1
8
Страны Центральной и Восточной Европы в раннее Новое время
1
9
Повторительно-обобщающий урок «Великие географические открытия и абсолютные монархии Европы»
1
Раздел 3. Реформация в Западной Европе: причины, ход, итоги
10
Причины Реформации и ее распространение в Европе
1
11
Начало Реформации. Мартин Лютер
1
12
Распространение протестантизма в Европе
1
13
Контрреформация – борьба католической церкви против реформационного движения
1
14
Королевская власть и Реформация в Англии
1
15
Повторительно-обобщающий урок «Реформация и Контрреформация в Европе»
1
Раздел 4. Первые буржуазные революции. Международные отношения
16
Нидерландская революция. Освободительная война
1
17
Рождение Республики Соединенных провинций
1
18
Великая английская революция. Парламент против короля
1
19
Международные отношения в XVI–XVIII веках
1
Раздел 5. Основные идеи культуры и науки XVI–XVII веков
20
Философия гуманизма. Развитие науки в XVI–XVII веках
1
21
Мир художественной культуры Возрождения
1
22
Северное Возрождение
1
23
Повторительно-обобщающий урок «Первые буржуазные революции. Искусство Возрождения»
1
Раздел 6. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
24
Могущество и упадок Османской империи
1
25
Индия: держава Великих Моголов. Начало проникновения англичан в Индию
1
26
Расцвет Китая в правление династии Мин. Империя Цин в Китае
1
27
Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии
1
28
Урок итогового повторения «Мир в раннее Новое время»
1
Итого:
28
Рабочая программа по истории России на 2021/2022 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания учебного предмета «История России», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения 23.10.2020;
УМК «История России» под редакцией Торкунова А.В. (6–10).
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Для педагога:
Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6–9 классы.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А.В. Торкунова. История России. 7 класс. В 2-х частях. Учебник.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Учебник.
Вовина В.Г., Баранов П.А., Пашкова Т.Н. и др.; под ред. Тишкова В.А. История России. 7 класс. Учебник.
Артасов И.А. История. Россия в XVII–XVIII веках. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс.
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 7 класс.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Лукутин А.В. История России. Рабочая тетрадь. 7 класс.
Тороп В.В. История России. Контурные карты. 7 класс.
История России. Атлас. 7 класс. Автор-сост. Курукин И.В. / Под ред. Данилова А.А.
История России. Сборник рассказов. 7 класс (Линия УМК под ред. Торкунова А.В.).
Чернова М.Н., Макарова М.И. История России. Тетрадь проектов и творческих работ. 7 класс (Линия УМК под ред. Торкунова А.В.).
Черникова Т.В., Пазин Р.В. История России. 7 класс. Учебное пособие.
История России. XVII–XVIII века. 7 класс. Атлас с контурными картами (ФГОС).
Клоков В.А., Симонова Е.В. История России. 7 класс. Рабочая тетрадь.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Учебник.
Для обучающихся:
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А.В. Торкунова. История России. 7 класс. В 2-х частях. Учебник.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Учебник.
Вовина В.Г., Баранов П.А., Пашкова Т.Н. и др.; под ред. Тишкова В.А. История России. 7 класс. Учебник.
Черникова Т.В., Пазин Р.В. История России. 7 класс. Учебное пособие.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Лукутин А.В. История России. Рабочая тетрадь. 7 класс.
Артасов И.А. История. России. Контрольные работы. 7 класс.
Тороп В.В. История России. Контурные карты. 7 класс.
Автор-сост. Курукин И.В. / Под ред. Данилова А.А. История России. Атлас. 7 класс.
История России. Сборник рассказов. 7 класс (Линия УМК под ред. Торкунова А.В.).
Чернова М.Н., Макарова М.И. История России. Тетрадь проектов и творческих работ. 7 класс (Линия УМК под ред. Торкунова А.В.).
История России. XVII–XVIII века. 7 класс. Атлас с контурными картами (ФГОС).
Клоков В.А., Симонова Е.В. История России. 7 класс. Рабочая тетрадь.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 40 часов в год из 68 часов, отведенных на изучение истории в 7-м классе (из расчета на 34 учебные недели в учебном году).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII веках;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII веков и о судьбах населяющих ее народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в период Нового времени, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление ее результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Ученик научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Российской истории нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Россия в XVI веке
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI века «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 года. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI века. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 года и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI века. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 года. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 году. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Раздел 2. Смутное время. Россия при первых Романовых
Династический кризис. Земский собор 1598 года и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601–1603 годов и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII века, дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 года и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 года и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 году.
Земский собор 1613 года и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII веке. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регион
Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII веке. Городские восстания середины XVII века. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 года. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII веке. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 годов. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 годов и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII веках и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре.
Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII века.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по истории России для 7-го класса разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ п/п
Тема/раздел
Количество часов, отводимых на освоение темы
Раздел 1. Россия в XVI веке
1
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
1
2
Территория, население и хозяйство России в начале XVI века
1
3
Формирование единых государств в Европе и России
1
4
Российское государство в первой трети XVI века
1
5
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века
1
6
Обобщающее повторение по теме «Россия в первой трети XVI века»
1
7
Начало правления Ивана IV
1
8
Реформы Избранной рады
1
9
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века
1
10
Ливонская война 1558–1583 годов
1
11
Внешняя политика России во второй половине XVI века
1
12
Российское общество XVI веке: «служилые» и «тяглые»
1
13
Опричнина
1
14
Итоги правления Ивана IV Грозного
1
15
Россия в конце XVI века
1
16
Повторительно-обобщающий урок «Правление Ивана Грозного»
1
17
Церковь и государство в XVI веке
1
18
Культура народов России в XVI веке
1
19
Повседневная жизнь народов России в XVI веке
1
20
Повторительно-обобщающий урок «Духовная жизнь и культура России в XVI веке»
1
Раздел 2. Смутное время. Россия в при первых Романовых
21
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века
1
22
Смута в Российском государстве. Борис Годунов. Лжедмитрий I
1
23
Смута в Российском государстве. Лжедмитрий II. Василий Шуйский
1
24
Окончание Смутного времени
1
25
Повторительно-обобщающий урок «Смута в Российском государстве»
1
26
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
1
27
Изменения в социальной структуре российского общества
1
28
Экономическое развитие России в XVII веке
1
29
Народные движения в XVII веке. Восстание Степана Разина
1
30
Россия в системе международных отношений
1
31
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
1
32
Повторительно-обобщающий урок «Бунташный век»
1
33
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
1
34
Культура народов России в XVII веке
1
35
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке
1
36
Развитие научных представлений в России в XVII веке. Литература
1
37
Зодчество и иконопись в XVII веке
1
38
Повторительно-обобщающий урок «Культура XVII века»
1
39
Русские путешественники и первопроходцы XVII века
1
40
Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVII веке»
1
Итого
40
4. Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Кол-во часов
Дата план.
Дата факт.
От Средневековья к Новому времени
1
Технические открытия и выход к Мировому океану
1
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
1
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
1
Дух предринимательства преобразует экономику
1
Европейское общество в ранее Новое время.
1
Повседневная жизнь
1
Великие гуманисты Европы
1
Мир художественной культуры Возрождения
1
Рождение новой европейской науки
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
1
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
1
Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях
1
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций
1
Парламент против короля. Революция в Англии
1
Путь к парламентской монархии
1
Международные отношения в конце XV-XVII в.
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка
1
Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1
Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Введение
1
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
1
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
1
Формирование единых государств в Европе и России
1
Российское государство в первой трети XVI в.
1
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады
1
Государства Поволжья. Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
1
Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI в.
1
Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI в.
1
Российское общество XVI в.: служилые и тяглые
1
Народы России во второй половине XVI в.
1
Опричнина
1
Россия в конце XVI в.
1
Церковь и государство в XVI в.
1
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII вв.
1
Смута в Российском государстве
1
Смута в Российском государстве
1
Окончание Смутного времени
1
Контрольно-обобщающий урок
1
Экономическое развитие России в XVII в.
1
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
1
Изменения в социальной структуре росиийского общества
1
Народные движения в XVII в.
1
Россия в системе международных отношений
1
Россия в системе международных отношений
1
"Под рукой" российского государя: вхождение Украины в состав России
1
Русская православная церковь в XVII в. Реформы патриарха Никона.
1
Народы России в XVII в.
1
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
1
Культура народов России в XVII в.
1
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
1
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
1
Контрольно-обобщающий урок
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.
1
История Симбирского края с древности до конца XVII в.