Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 7 класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель истории и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Авторская программа по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6 9 классы) ). – М. : Просвещение, 2016.; авторская программа Г. И. Годера ,А.А. Вигасина - «Всеобщая история,5-9 кл.», М. «Просвещение», 2015 г.
Сведения об УМК
УМК Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – / О.В. Дмитриева. – 5-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2017.
Торкунов А.В. История России .7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.Просвещение.2017
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок. В преподавании истории реализует системно-деятельностный подход и используются технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, технология постановки проблемных вопросов, проектная технология.
Формы контроля
Контрольная работа в 1полугодии. Промежуточный контроль в форме контрольной работы на конец учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
понимание роли социально активной личности в истории;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Метапредметные
Познавательные:
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.
Региональный компонент
знать и объяснять особенности основных этапов истории Башкортостана.
знать природно-климатические особенности края, их влияние на хозяйственную деятельность людей
знать народы края и их историко-культурные характеристики в прошлом и современности
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу.
Темы регионального компонента подчеркнуты.
Раздел I. Раннее Новое время. Конец XV- первая половина XVII века. (17 часов)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои, последствия(крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события и последствия (образование колоний и колониальных империй).
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели, достижения.
Реформация: причины, основные события и лидеры. Контрреформация.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени.
Уметь давать историческую оценку Великим географическим открытиям. Знать основные достижения западноевропейской цивилизации. Умение анализировать значение Реформации и Контрреформации для Европы, уметь вычленять в них общее и особенное.
Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.
Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.
Давать объективную оценку Нидерландской буржуазной революции (конец XVI века).
Раздел II.Новое время. Вторая половина XVII- XVIII век. (12 часов)
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая)..
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.),
Эпоха Просвещения: основные идеи и идеологии. Формирование основ научной картины мира. Стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции. Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Давать историческую оценку Великой Французской революции.
Уметь работать в группе посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов
Уметь работать со справочным аппаратом книги.
Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.
Уметь пересказывать содержание текста учебника
Сравнивать ход и итоги Английской и Французской революций.
Объяснять значение терминов, пересказывать текст учебника, делать не сложные выводы.
Раздел III. Россия в XVI веке. (17часов)
Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество). Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности «Избранная рада». Реформы середины XVI века. Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.) Условия принятия башкирами подданства в Российское государства и историческое значение присоединения. Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика.
Участвовать в дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу;
знать географические и климатические особенности изучаемого региона;
уметь формулировать несложные выводы в конце каждого ответа;
уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников;
знать основные исторические личности по разделу; знать основное содержание периода правления Ивана Грозного и связанных с этим изменений в государственном устройстве России.
Знать основные достижения российской цивилизации.
Уметь анализировать правления русских царей и вычленять в них общее и особенное.
Раздел IV.Смутное время. Россия при первых Романовых. (21 час) Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I).
Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Правление первых Романовых -Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).
Политика царского правительства в Башкортостане. Башкирские восстания в 1660-1680 гг. Внешняя политика России в XVII в.Церковный раскол. Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII в.
Давать объективную оценку Смуте.Систематизировать исторический материал ( в виде хронологической таблицы «Смутное время в России») Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты.
Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17в.
Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в 17 в., ход войн и направления военных походов.
Давать оценку избрания первых Романовых.
Характеризовать личность царя Алексея Михайловича.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных работ.
Четверть
Количество часов в четверти
Количество контрольных
работ
I четверть
16
II четверть
16
1
III четверть
20
IV четверть
15
1
Итого в год
67
2
Количество часов в неделю – 2 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
Раздел I. Раннее Новое время.
Конец XV- первая половина XVII века. (17 часов)
Начало Великих географических открытий
4.09
2.
Новый и Старый Свет: время перемен
7.09
3.
Развитие техники
11.09
4.
Рождение капитализма
14.09
5.
Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII в.в.
18.09
6.
Культура Высокого Возрождения в Италии
21.09
7.
Гуманизм за Альпами
25.09
8.
Реформация и Крестьянская война в Германии
28.09
9.
Реформация и Контрреформация в XVI в.
2.10
10.
Итоги Реформации.
5.10
11.
Могущество и упадок империи, в которой «никогда не заходило солнце»
9.10
12.
Нидерланды против Испании
12.10
13.
Англия при Тюдорах
16.10
14.
Франция на пути к абсолютизму
19.10
15.
Международные отношения в 16-17 вв.
23.10
16.
Начало революции в естествознании
26.10
17.
Литература и искусство на рубеже 16-17вв.
6.11
Раздел II.Новое время. Вторая половина XVII- XVIII век (12 часов)
1.
Французская монархия в зените: Людовик 14-й «король-солнце»
9.11
2.
Революция в Англии
13.11
3.
Становление английской парламентской монархии
16.11
4.
Идеи и общество эпохи Просвещения
20.11
5.
Борьба за передел Европы и мира
23.11
6.
Промышленный переворот в Англии
27.11
7.
Война за независимость и образование США
30.11
8.
Начало Французской революции
4.12
9.
От диктатуры якобинцев к Директории
7.12
10.
Великие державы Азии в 16-18вв
11.12
11.
«Запретные страны»: Китай и Япония в XVI-XVIII вв
14.12
12.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее Новое время». Контроль освоения программного материала.
18.12
Приложение № 1
Раздел III. Россия в XVI веке. (17часов)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
21.12
Территория, население и хозяйство России в нач. XVI в.
25.12
Формирование единых государств в Европе и России
28.12
Российское государство в первой трети XVI в.
15.01
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
18.01
Начало правления Ивана IV.Реформы Избранной Рады
22.01
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в серед.16 в.
25.01
Внешняя политика России во втор.пол.XVI в. Условия принятия башкирами подданства в Российское государства и историческое значение присоединения.
29.01
Внешняя политика России во втор.пол.XVIв
1.02
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
5.02
Народы России во второй половине XVI в.
8.02
Опричнина
12.02
Опричнина
15.02
Россия в конце XVI в.
19.02
Церковь и государство в XVI в.
22.02
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
26.02
Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в XVI в.
1.03
Раздел IV.Смутное время. Россия при первых Романовых. (21 час)
1.
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-нач.XVII в.
5.03
2.
Смута в Российском государстве
12.03
3.
Смута в Российском государстве
15.03
4.
Окончание Смутного времени
19.03
5.
Экономическое развитие России в XVII в.
22.03
6.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
2.04
7.
Изменения в социальной структуре российского общества
5.04
8.
Россия в системе международных отношений.
9.04
9.
Россия в системе международных отношений.
12.04
10.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
16.04
11.
Русская православная церковь в XVII в. Реформы патриарха Никона и Раскол
19.04
12.
Народы России в XVII в.
23.04
13.
Политика царского правительства в Башкортостане. Башкирские восстания в 1660-1680 гг.
26.04
14.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
30.04
15.
Изменения на карте России в XVII в.
3.05
16.
Культура народов России в XVII в.
7.05
17.
Культура народов России в XVII в.
10.05
18.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Российское государство в XVI-XVII вв». Контроль освоения программного материала .
14.05
Приложение
№ 2
19.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVIII в. Проектная деятельность учащихся.
17.05
20.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв
21.05
21.
Итоговое повторение: Российское государство в XVI-XVII вв.
24.05
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по истории для 7Г класса
на 2018-2019 учебный год
Приложение 1.
Контрольная работа по разделу «Раннее Новое время».
Вариант -1
1.Какая страна была лидером по исследованию новых земель:
1).Англия, 2)Франция , 3) Португалия, 4) Италия
2.Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию:
1) Б. Диаш, 2) Ф. Магеллан, 3) Васко да Гама,4) А.Веспуччи
3.Какой город в Европе называли « воротами Европы»:
1) Лондон, 2) Париж, 3) Берлин , 4) Антверпен
4.Выбери из предложенного списка художников эпохи Возрождения:
1)Т.Мор,2)Ф.Рабле,3)Леонардо да Винчи,4)Сервантес, 5)А.Дюрер,6)Д.Веласкес
5.Какой из перечисленных ученых был знаменитым врачом:
1)Н.Коперник,2)Д.Брунно,3)Г.Галилей,4)У.Гарвей
6.В каком году началась Реформация в Европе:
1) 1517г., 2) 1520г.,3) 1525 г., 4) 1530 г.
7.Назовите год создания ордена иезуитов:
1)1530 г,,2)1540 г,3) 1550 г.,4) 1555 г.
8. С какой страной Англия боролась за морское первенство:
1) Францией,2) Испанией, 3) Голландией, 4)Данией
9.Какой французский король получил прозвище «славный и добрый»:
1)Карл Х, 2) Генрих II , 3) Генрих III , 4) Генрих IV
10.Ришелье был :
1) первым министром ,2) крупным адмиралом,3)банкиром,4) промышленником
11.Установите соответствие между деятелем культуры и областью в которой он творил
ДЕЯТЕЛЬ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Э.РОТТЕРДАМСКИЙ А. ЖИВОПИСЬ
2.У. ШЕКСПИР Б. ЛИТЕРАТУРА
3. МИКЕЛАНДЖЕЛО В. ФИЛОСОФИЯ
4.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Г. СКУЛЬПТОРА
12.Какие четыре из перечисленных событий имели отношение к реформации:
13. Дайте определение понятиям :Мануфактура, аутодафе, эдикт
14.Вставьте пропущенные слова в текст: « Дух (1)_________ преобразует и общество. Увеличивается численность и богатство буржуазии. Значительная часть городского населения работает по (2)______________ . Это наемные рабочие.
15. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?
Вариант -2
1.Какая страна была лидером по исследованию новых стран :
1)1) Франция ,2) Англия), 3)Испания, 4) Италия
2.Кто из мореплавателей первым совершил кругосветное путешествие:
8. С какой страной Испания вела борьбу за морское владычество в ХVI веке:
1) Италия, 2) Франция, 3) Англия ,4) Германия
9. В каком году был во Франции был подписан Нантский эдикт :
1)1558 г., 2) 1568, 3) 1588 г, 4) 1598 г
10.Что из перечисленного имеет отношение к Ришелье :
1) был ярым противником реформ
2)поддержка гугенотов во Франции
3)поощрял развитие промышленности ,торговли ,судоходства
4) поощрял дуэли между дворянами
11.Установите соответствие именами ученых и их открытиями
УЧЕНЫЕ ОТКРЫТИЯ
1.И.Ньютон А.разработал учение о естественных правах человека
2.Г.Галилей Б. закон всемирного тяготения
3.У.Гарвей В.открыл спутники Юпитера
4. Д.Локк Г. представление о кровообращении
12.Какие три из перечисленных события имеют отношения к правлению английской королевы Елизаветы I :
1) Англия добилась успехов в развитии торговли и мореплавании
2) провозгласила протестантскую церковь
3)обожала пиры и праздники
4)преследовала пуритан
5)была ласковой и доброй правительницей
6) не поддерживала корсаров (пиратов)
13. Дайте определения понятиям :Биржа, гугенот,талья
14.Вставьте пропущенные слова в тексте : «..Однако оставалось и старое(1)_______ , не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои (2)____________ и старый хозяйственный уклад.
15.Почему именно в конце ХV -начале Х VI века стали возможны Великие географические открытия?
13.:Мануфактура-крупное предприятие, где существует разделение труда и ручной труд
Аутодафе-приведение в действие приговора инквизиции
Эдикт- особо важный указ короля
14. 1-предпринимательства
2-найму
15.Развитие внутренней торговли, создание международных торговых компаний,бирж свидетельствуют о развитии рыночного хозяйства. Развитие мануфактур , использование наёмного труда.
15. К ХV веку население городов Европы сильно выросло. Быстро развиваются ремесла, торговля, международгная торговля. Изобретение новых типов кораблей-каравеллы ,позволило совершать более далекие путешествия при минимуме экипажа и большой вместимости корабля. Появление огнестрельного оружия обезопасило эти путешествия .Больших успехов достигла картография ,карты стали более точными ,а в навигации успешно применяются приборы:компасы и астролябия.
Критерии оценки тестового задания.
За тестовую часть задания-16 баллов. Задания 13 и 14 :за развернутые, полные и точные ответы- по 2 балла, имеет представление – 1 балл, нет ответа- 0.Максимум -10 баллов. Задание 15 предполагает развернутый ответ-рассуждение. Максимум 4 баллов. Назвал основные причины, но не все- 3 балла. Назвал 1-2 основных понятий -2 балла. Имеет общие понятия, нет основных терминов-1 балла. Нет ответа -0 баллов.
Итого максимум:30 баллов «5» - 30-27 б. «4» - 26-21 б. «3»- 20-16 «2» - 15-0 б.
Приложение 2
Контрольная работа «Российское государство в 16-17 вв.»
ВАРИАНТ 1
1.Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике:
а) мастерская б) цех в) мануфактура г) фабрика
2. Какие новые черты появляются в экономике России в 17 веке:
а) подсечное земледелие
б) натуральное хозяйство
в) мелкотоварное производство
г) ремесленное производство
3. Что из названного относится к причинам Смутного времени?
а) недовольство крестьян введением рекрутской повинности
б) пресечение династии Рюриковичей
в) введение правила Юрьева дня
г) реформы Избранной Рады
4. Прозвище «Тушинский вор» получил:
а) Иван Болотников б) Василий Шуйский в )Андрей Курбский г) Лжедмитрий II
5. Что было причиной создания второго ополчения
а) приглашение на престол королевича Владислава
б) ликвидация феодального угнетения
в) освобождение Москвы и территории России от иностранных захватчиков
г) установление республиканского строя
6. Кто был избран новым царём в Земском соборе 1613 г.:
а) Василий Шуйский б) Михаил Фёдорович Романов в) польский королевич Владислав г) Алексей Михайлович Романов
7. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
а) Судебник б) Закон государства Российского
в) Русская правда г) Соборное уложение
8.Желание поставить «священство выше царства» стало причиной конфликта между: