Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 5 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 5 А, Б класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель истории и обществознания Ахметова Лариса Маратовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе авторской программы под редакцией Г. И. Годера, А. А. Вигасина, И.С.Свенцицкой «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2015 г.
Сведения об УМК
Учебник Вигасин А.А. « Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2016 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М. Дрофа, ДИК, 2017 г.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок. В преподавании истории реализует системно-деятельностный подход и используются технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, технология постановки проблемных вопросов, проектная технология.
Формы контроля
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний осуществляется посредством устного опроса, самостоятельных работ, тестирования и т.п. в рамках урока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные
регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
познавательные:
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Внесенных изменений в примерную (авторскую) программу нет.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи.
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка.
Умение работать со справочным аппаратом книги. Умение пересказывать содержание текста учебника.
Сравнивать и описывать изменения орудий труда и условий жизни, составлять не сложный рассказ по плану. Использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
Объяснять значение терминов, пересказывать текст учебника, делать не сложные выводы.
Раздел II. Древний Восток (18 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города.
Участвовать в дискуссиях: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.
Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ.
Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи. Раскрывать содержание иллюстрации.
Раздел III. Древняя Греция (19 часов)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков.
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет.
Участвовать в обще классных дискуссиях: географические и климатические особенности Древней Греции;
уметь правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела;
уметь на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; уметь делать выводы в конце каждого вопроса.
Уметь работать в группе посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов. Уметь определять и записывать века (римскими) и года (арабскими), знать прямой и обратный счёт времени по ленте времени.
Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы.
Раздел IV. Древний Рим (24 часов)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима.
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном.
Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Восстание Спартака.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю
Участвовать в общеклассных дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Оперировать знаниями основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.
Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Использовать исторические источники знаний; формулировать выводы.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Четверть
Количество часов в четверти
Количество самостоятельных работ
I четверть
16
II четверть
16
1
III четверть
20
IV четверть
16
1
Итого в год
68
2
Количество часов в неделю – 2 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
5А
5Б
планируемая
фактическая
планируемая
фактическая
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Введение. Увлекательный мир истории.
1.09
6.09
Древнейшие люди.
7.09
7.00
3.
Родовые общины охотников и собирателей.
8.09
13.09
4.
Искусство и религия первобытных людей.
14.09
14.09
5.
Возникновение земледелия и скотоводства
15.09
20.09
6.
Появление неравенства и знати.
21.09
21.09
7.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».
22.09
27.09
Раздел II. Древний Восток (18 часов)
Государство на берегах Нила.
28.09
28.09
Фараоны и пирамиды
29.09
4.10
Жизнь в Древнем Египте.
5.10
5.10
Завоевания фараонов.
6.10
12.10
Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Религия древних египтян.
12.10
12.10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»
13.10
18.10
Страна двух рек. Древнее Двуречье.
19.10
19.10
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
20.10
25.10
Финикийские мореплаватели.
26.10
26.10
Древнееврейское царство.
27.10
8.11
Ассирийская держава.
9.11
9.11
Победители Ассирии
10.11
15.11
Повторение по теме «Древний Вавилон, Финикия, Палестина и Ассирия»
16.11
16.11
Индия и Китай в древности.
17.11
22.11
Образование державы Маурьев в Индии
23.11
23.11
Объединение Китая.
24.11
29.11
Персидская держава «царя царей».
30.11
30.11
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток». Контроль освоения программного материала (Приложение № 1).
1.12
6.12
Раздел III. Древняя Греция (19 часов)
Греция и Крит в эпоху бронзы..
7.12
7.12
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
8.12
13.12
Боги и герои Эллады. Религия древних греков.
14.12
14.12
Греческие полисы и Великая колонизация.
15.12
20.12
Афинский полис.
21.12
21.12
Древняя Спарта.
22.12
27.12
Восток против Запада: Греко-персидские войны. Герои Марафонской битвы.
28.12
28.12
Нашествие персидских войск на Элладу.
29.12
17.01
Могущество и упадок Афин. Рассвет демократии в Афинах при Перикле.
18.01
18.01
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.
19.01
24.01
Пелопонесская война
25.01
25.01
Греческая культура. Граждане, учённые и атлеты Греции.
26.01
31.01
Архитекторы, скульпторы и поэты Греции.
1.02
1.02
Самостоятельная работа по теме «Древняя Греция»
2.02
7.02
Возвышение Македонии.
8.02
8.02
Поход Александра Македонского на Восток.
9.02
14.02
Греческий Восток.
15.02
15.02
Греческий Восток.
16.02
21.02
Проверочная работа по теме «Запад против Востока: македонские завоевания»
22.02
22.02
Раздел IV. Древний Рим (24 часа)
45.
Рим под властью царей.
1.03
28.02
46.
Республика римских граждан
2.03
1.03
47.
Рим во главе Италии.
9.03
7.03
48.
Римские завоевания в Средиземноморье. Первая Пуническая война
9.03
7.03
49.
Вторая Пуническая войны Рима с Карфагеном.
15.03
14.03
50.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
16.03
15.03
51.
Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов.
22.03
21.03
52.
Сулла – первый военный диктатор
23.03
22.03
53.
Восстание Спартака.
5.04
4.04
54.
Единовластие Цезаря.
6.04
5.04
55.
Почему пала республика.
12.04
11.04
56.
Расцвет и могущество Римской империи. Император Октавиан Август.
13.04
12.04
57.
Цезари Рима.
19.04
18.04
58.
Жизнь в Римской империи
20.04
19.04
59.
Закат античной цивилизации.
26.04
25.04
60.
Христианство. Первые христиане и их учение.
27.04
26.04
61.
Римская империя при Диоклетиане и Константине.
3.05
2.05
62.
Падение Западной Римской империи. Взятие Рима варварами.
4.05
3.05
63.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»
Контроль освоения программного материала (Приложение № 2).
Первые государства Древнего Востока появились примерно 5 тысяч лет назад в долине Нила и в Междуречье Тигра и Евфрата.
1) верно 2) неверно
Какая страна древности располагалась на восточном побережье Средиземного моря?
1)Китай 2) Индия 3) Персия 4) Финикия
Правителей Древнего Египта называли:
1)вельможами 2) фараонами 3) королями 4) вождями
Первым правителем единого Китая был:
1)Ашока 2) Конфуций 3) Кир Великий 4) Цинь Шихуан
В хозяйстве египтян для орошения полей применялись:
1)дротики 2) амулеты 3) шадуфы 4) иероглифы
Китай и Индия являются родиной
1)шёлка 2)шахмат 3) бумаги 4) монеты 5) чая
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
7.Какой памятник культуры был создан в Древнем Двуречье?
1)пирамида Хеопса 2)храм Бога Яхве 3) ворота богини Иштар 4) наскальные рисунки в пещере Альтамира
Какой народ мира придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?
1)индийцы 2) ассирийцы 3) персы 4) китайцы
Где впервые возникло единобожие?
1)в Египте 2) в Ассирии 3) в Мидии 4) в Израиле
Большое и сильное государство называется:
1)кастой 2) державой 3) общиной 4) колонией
Осирис, Шамаш, Иштар, Яхве – что их объединяет?
Это боги, которым поклонялись на Древнем Востоке
Это боги, которым поклонялись в Египте
Это боги, которым поклонялись в Двуречье
Каждое утро появляется он на востоке и медленно плывёт в великолепной лодке по небу. На голове его – ослепительный солнечный диск. Ночью его ждёт жестокая битва со свирепым змеем Апопом. Это:
1)Амон-Ра 2) Осирис 3) Гор
Правители Египта и государств Западной Азии:
1)Хаммурапи 2) Ашока 3) Дарий I 4) Тутмос III 5) Ашшурбанапал
Найдите и укажите номер правителя, лишнего в этом перечне.
Установите соответствие между мифом или сказанием и страной, в которой они были созданы. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
А) поэма «Рамаяма»
Б) миф о Ноевом ковчеге
В) сказание о Гильгамеше
Г) легенда о похищении женщин
1) Палестина
2) Финикия
3) Индия
4) Двуречье
Дайте определение следующим понятиям: Клинопись; фараон; оазис; колонии
Вариант 2
Верно ли следующее утверждение?
Государства в долинах рек Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы появились позже государств Двуречья.
1)верно 2) неверно
2. Какая страна древности располагалась в Южной Азии?
1)Египет 2) Индия 3) Китай 4) Финикия
Царских советников и военачальников в Древнем Египте называли:
1)фараонами 2) вождями 3) писцами 4) вельможами
Крупнейшие реки Китая:
1)Ганг и Инд 2) Нил и Иордан 3) Тигр и Евфрат 4) Хуанхэ и Янцзы
В египетской письменности использовались:
1)буквы 2) шадуфы 3) иероглифы 4) клинописные знаки
В Древнем Двуречье
1)возникла клинопись
2) был изобретён компас
3)возводили высокие ступенчатые башни-храмы
4) было установлено деление часа на 60
5)был составлен первый свод законов минут и окружности на 360 градусов
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
Какой памятник культуры был создан в Древнем Египте?
1)пирамида Хеопса 2) храм Бога Яхве 3) ворота богини Иштар4) наскальные рисунки в пещере Альтамира
В какой стране мира были изобретены бумага и компас?
1)в Египте 2) в Ассирии 3) в Палестине 4) в Китае
В какой стране была создана первая часть Библии?
1)в Индии 2) в Персии 3) в Китае 4) в Палестине
Группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству, называется:
1)кастой 2) общиной 3) рабами 4) колонией
Мемфис, Ниневия, Сарды, Персеполь – что их объединяет?
1)Это столицы государств Древнего Востока
2)Это главные торговые города Древнего Востока
3)Это торговые города Финикии
12. С этим богом люди заключили завет (договор), поклявшись соблюдать его заповеди. Он вручил им скрижали, повелев не лгать, не убивать, не красть. Люди в этой стране не признавали других богов, кроме него. Это:
1)Яхве 2) Осирис 3) Амон-Ра
Правители Персидской державы:
1)Дарий I 2) Крёз 3) Ксеркс 4) Кир
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
Установите соответствие между странами и характерными для них явлениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
А) Египет
Б) Индия
В) Финикия
Г) Израильское царство
1) алфавит
2) папирус
3) вера в переселение душ
4) единобожие
Дайте определение следующим понятиям: папирус; иероглифы; держава; дельта
Ключи
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
4
2
4
3
4
3
1
4
4
2
1
1
А3 Б1 В4 Г2
Фараон – правитель Древнего Египта.
Оазис–островок зелени в пустыне.
Колонии – поселения, основанные на чужой территории.
Клинопись – разновидность письменности, характерная для ДревнегоДвуречья.
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
4
4
3
4
1
4
4
1
1
1
2
А2 Б3 В1 Г4
Папирус – похожий на бумагу писчий материал.
Иероглифы – специальные знаки, используемые в письменности ряда стран Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай и др.).
Держава – большое и сильное государство.
Дельта – место впадения реки в море, где река разделялась на несколько рукавов
Критерии оценки тестового задания.
Вопросы с 1-13 - за каждый правильный ответ- 1 балл (всего 13 б.)
Вопрос 14 - за каждое верное соотношение по 2 балла (всего 8 б. )
Вопрос 15 –за каждое верное определение 2 балла, за неполное - 1 балл (всего 8 баллов)