Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 10 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 10 класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель истории и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «История. История России и мира. 10 класс» - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК История с древнейших времен до конца XIX века. Сахаров А.Н.,Загладин Н.В. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок. В преподавании истории реализует системно-деятельностный подход и используются технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, технология постановки проблемных вопросов, проектная технология.
Формы контроля
Контрольная работа в 1полугодии. Промежуточный контроль в форме контрольной работы на конец учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры
Метапредметные
Познавательные:
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные
Ученик научится:
сформировать представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
овладеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества;
характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;
анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;
Ученик получит возможность научиться:
применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;
использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Региональный компонент
знать и объяснять особенности основных этапов истории Башкортостана.
знать природно-климатические особенности края, их влияние на хозяйственную деятельность людей
знать народы края и их историко-культурные характеристики в прошлом и современности
определять роль и место Республики Башкортостан в истории России в прошлом и современности
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу.
Темы регионального компонента подчеркнуты.
Раздел I. Пути и методы познания истории. (2 ч.)
Истоки исторической науки. Исторические источники. Принципы периодизации истории. Периодизация истории . Этапы развития человечества.
Оперировать принципами периодизации истории и знать этапы развития человечества.
Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации (6 часов).
Этапы становления человека. Появление человека современного тип. Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории. Архаическая Греция.. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. Римская гражданская община и ранняя республика. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу.
Уметь: - называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть их хронологические рамки.
- объяснять особенности познания прошлого.
- характеризовать теории исторического развития
- выявлять положительные и отрицательные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития
Знать: - античные цивилизации Средиземноморья. Знать: - особенности христианской средневековой цивилизации в Европе, динамику ее развития.
Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века (19 ч.)
Мир эпохи средневековья. Периодизация западноевропейского Средневековья. Великое переселение народов. Материальная культура западноевропейского Средневековья.
Византия — наследница античного мира. Восточное христианство. Власть и церковь в Византии. Культура Византии. Южные, западные и восточные славяне. Мир за пределами Европы в Средние века
Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян, имущественное расслоение. Древние башкиры. Складывание государства у восточных славян. Причины, предпосылки принятия христианства по образцу Византии.
Правление Ярослава Мудрого. Восстановление единства Руси. «Русская Правда». Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Возникновение феодальной земельной собственности.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Башкортостан в составе Золотой Орды.
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.
Уметь: - проследить процесс формирования системы крупного землевладения. Знать славянские племена и их соседей. Их культуру и быта, верования. Знать причины распада Руси, взаимоотношения князей в это время. Уметь работать с картой. Знать причины возрождения.
Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы.
Знать кем, когда и как были сделаны географические открытия. Уметь работать с картой.
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника.
Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени
(конец XV-XVII вв.) (11 часов)
Крестовые походы. Столкновение цивилизации. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война (герои Жанна Дарк), причины, ход, итоги и значение. Крестьянские восстания и национальное самосознание.
Эпоха Нового времени в мировой истории.
Предпосылки Великих географических открытий. Создание первых колониальных империй.
Иван III – государь всея Руси. Стояние на Угре. Падение монголо – татарского ига. Формирование органов центральной власти. Изменения в положении различных сословий России. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы.Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война: ее ход и результаты.
Условия принятия подданства башкирских племен в состав России и его историческое значение.
Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Итоги правления Ивана Грозного.
Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Создание первого и второго ополчений, освобождение страны от захватчиков. Избрание нового царя Михаила Романова на царство. Земский собор 1613 г. – восстановление самодержавия. Начало династии Романовых.
Анализировать исторический источник, уметь читать историческую карту.
Уметь: - определять особенности и противоречия раннего индустриального общества
Выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества - признаки промышленного переворота. Знать новые явления хозяйственной жизни, появление мануфактур.
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника.
Анализировать исторический источник, уметь читать историческую карту.
Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (9 часов)
Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция в Англии 1640 – 1653 гг. Установление диктатура Кромвеля. «Славная революция». «Билль о правах» 1689 г.
Великая французская революция. Первые шаги революции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Робеспьер. Дантон, Марат. Конвент. Термидорианская диктатура и Директория. Террор. Режим Наполеона Бонапарта. Революция во Франции и страны Европы.
Эпоха Просвещения и абсолютизма.
Война за независимость в Америке. Принятие Декларации независимости. Принятие Конституции. Билль о правах.
ПётрI. Северная война. Реформы армии и флота. Превращение России в международную державу. Провозглашение империи.
Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. новая система государственной власти и управления.
Башкирские восстания в ХVII в. Формирование чиновничье – бюрократического аппарата. Превращение дворянства в правящее сословие. Особенности складывания абсолютизма в России.
Эпоха дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещённый абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя.
Правление Екатерины Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Участие народов Башкортостана в Крестьянской войне. Великой. Просвещённый абсолютизм
Уметь писать хронологический и терминологический диктант, проводить графическую работу с картой, с историческим источником.
Участвовать в дискуссиях: умение оперировать терминами по разделу;
знать географические и климатические особенности изучаемого региона;
уметь формулировать несложные выводы в конце каждого ответа;
уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание основных исторических личностей по разделу.
Сравнивать деятельность государственных деятелей , выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Знать особенности первых десятилетий послепетровской эпохи, отступление от петровских планов и продолжение традиций ПетраI, основные тенденции соц.-политического и экономического развития страны. Внешняя политика: направления и результаты.
Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII- XIX в. (21 час)
Промышленный переворот в Англии. Промышленный переворот. Новые изобретения. Развитие английского общества. Тредюнионы. Причины роста промышленного производства. Проблемы социального развития промышленных стран. Изменение социальной структуры общества.
Либерализм. А. Смит, И. Бентам, Д. Рикардо, Сен-Симон. Консервативная идеология. Сисмонди, Т. Карлейль.
Объединение Германии. Объединение Италии. Создание Австро-Венгрии. Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в 1-й пол.XIX в. Гражданская война в США. Отмена рабства.
Колониальная система. Кризис традиционных обществ. Восточный вопрос. Индия под властью англичан. Восстание сипаев: причины и итоги. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Открытие Японии. Реформы Мэйдзи.
Начало правления Александра I. Реформы системы государственного управления, Негласный комитет. систематизация законодательства, деятельность М.М. Сперанского.
Отечественная война 1812 г.. Участие башкир в Отечественной войне 1812 г. Россия и создание Венской системы международных отношений. Священный союз.
Россия в послевоенный период. Движение декабристов. Северное и Южное общество, их программы. восстание 14 декабря 1825 г. Планы, требования, итоги и значение.
Внутренняя политика Николая 1. Внешняя политика Николая 1. Теория «Официальной народности». Славянофилы и западники: сходства и различия взглядов. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
Золотой век русской культуры.
Александр II. Отмена крепостного права; судебная земская, военная, городская реформы 1860-1870-х годов. Итоги и значение либеральных реформ.
Участвовать в дискуссиях: умение оперировать терминами по разделу;
знать географические и климатические особенности изучаемого региона;
уметь формулировать несложные выводы в конце каждого ответа;
уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание основных исторических личностей по разделу.
Сравнивать деятельность государственных деятелей , выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Знать либеральные начинания Александра I; замыслы и результаты. Противостояние консервативных и либеральных идей. Знать понятия: Россия и «Священный союз».»Восточный вопрос» в российской политике. Россия и революция в Западной Европе. Крымская война: значение, последствия.
Уметь объяснять значение реформ Александра II. Последствия его внешней политики. Знать причины контрреформ Александра III.
Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных работ.
Четверть
Количество часов в
семестре
Количество контрольных работ
I семестр
32
1
II семестр
35
1
Итого в год
67
2
Количество часов в неделю – 2 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
I.Введение. Познание истории (2 часа)
1.
Этапы развития исторического знания
4.09
2.
Основы исторической науки
5.09
II.От первобытной эпохи к цивилизации (6 часов)
1.
У истоков рода человеческого
11.09
2.
Государства древнего Востока
12.09
3.
Культура стран Древнего Востока
18.09
4.
Цивилизация древней Греции
19.09
5.
Древнеримская цивилизация
25.09
6.
Культурное и религиозное наследие античной цивилизации
26.09
III. Русь, Европа и Азия в Средние века (19 часов)
1.
Европа в эпоху раннего Средневековья
2.10
2.
Рождение исламской цивилизации
3.10
3.
Славяне в раннем Среденевековье
9.10
4.
Образование Древнерусского государства
10.10
5.
Расцвет Древней Руси. Ярослав Мудрый
16.10
6.
Социально-экономическое развитие Древней Руси
17.10
7.
Политическая раздробленность Руси.
23.10
8.
Культура Руси X-нач. XIIIвв. Российская цивилизация
24.10
16.
9.
Католический мир на подъеме
6.11
17.
10.
Государства Азии в период Средневековья. Падение Византии
7.11
18.
11.
Монгольское нашествие на Русь. Русь в составе Золотой Орды. Завоевания башкирских земель татаро-монголами.
13.11
19.
12.
Нашествие на Русь с Запада. Политика Александра Невского
14.11
20.
13.
Западная Европа в XIV-XV вв.
20.11
21.
14.
Европейская культура в средние века
21.11
22.
15.
Мир за пределами Европы в Средние века
27.11
23.
16.
Собирание русских земель вокруг Москвы
28.11
24.
17.
Эпоха Куликовской битвы. Дмитрий Донской
4.12
25.
18.
Междоусобная война на Руси 2-й четв. XVв.
5.12
26.
19.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «ИсторияРоссии с древнейших времен до XVв.». Контроль освоения программного материала.
11.12
Приложение 1
IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (к.XV-XVII вв.) (11 часов)
27.
1.
На заре новой эпохи.
12.12
28.
2.
Западная Европа: новый этап развития.
18.12
29.
3.
Тридцатилетняя война и первые революции в Европе.
19.12
30.
4.
Образование Российского централизованного государства. Иван III Великий
25.12
31.
5.
Правление Ивана IV Грозного. Условия принятия башкирами подданства в Российское государства и историческое значение присоединения.
26.12
32.
6.
Культура и быт России в XIV-XVI вв.
15.01
33.
7.
Смутное время в истории России.
16.01
34.
8.
Россия при первых Романовых
22.01
35.
9.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
23.01
36.
10.
Россия накануне петровских преобразований
29.01
37.
11.
Культура и быт России в XVII в.
30.01
V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (9 часов)
38.
1.
Промышленный переворот в Англии и его последствия.
5.02
39.
2.
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
6.02
40.
3.
Государства Азии в XVII-XVIII вв.
12.02
41.
4.
Эпоха преобразований Петра I. Политическое развитие России.
Башкирский край в эпоху петровкких преобразований.
13.02
42.
5.
Россия в период дворцовых переворотов
19.02
43.
6.
Эпоха Екатерины II: расцвет дворянской империи. Восстание Е. И. Пугачева. Участие башкир в Крестьянской войне под руководством С.Юлаева.
20.02
44.
7.
Внешнеполитические успехи России во 2-й пол. XVIII в.
26.02
45.
8.
Экономика и население России во 2-й пол. XVIII в.
27.02
46.
9.
Культура и быт России XVIII в.
5.03
VI. Россия и мир в конце XVIII-XIX вв. (21 час)
47.
1.
Война за независимость в Северной Америке
6.03
48.
2.
Великая Французская революция и ее последствия для Европы
12.03
49.
3.
Европа в эпоху наполеоновских войн
13.03
50.
4.
Российская империя в нач. XIX в. Отечественная война 1812 г. Участие башкир в Отечественной войне 1812 г.
19.03
51.
5.
Россия и Священный союз. Тайные общества.
20.03
52.
6.
Реакция и революции в Европе 1820-1840 гг.
2.04
53.
7.
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.
3.04
54.
8.
Гражданская война в США
9.04
55.
9.
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока
10.04
56.
10.
Российская империя при Николае I. Крымская война
16.04
57.
11.
Воссоединение Италии и объединение Германии
17.04
58.
12.
Эпоха великих реформ в России
23.04
59.
13.
Правление Александра III.
24.04
60.
14.
Общественно-политическое развитие стран Запада во 2-й пол. XIX в.
30.04
61.
15.
Власть и оппозиция в России в сер.-к. XIX в.
7.05
62.
16.
Наука и искусство в XVIII-XIX вв.
8.05
63.
17.
Золотой век русской культуры
14.05
64.
18.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в Новое время». Контроль освоения программного материала.
15.05
Приложение 2
65.
19.
Золотой век русской культуры
21.05
66.
20.
Россия на пороге новой эпохи.
22.05
67.
21.
Россия на пороге новой эпохи.
27.05
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по истории для 10Б класса
на 2018-2019 учебный год
Приложение №1
Контрольная работа «История России с древнейших времен до XV в.»
Вариант 1.
1. Первым правителем Руси, принявшим христианство был(а):
А) порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения
Б) штраф за совершенное преступление
В) единый свод законов
Г) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани
Д) народное собрание
12. Дайте определение: вотчина, ярлык, приказы.
13. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
ВОПРОСЫ:
Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с
Владимиром Мономахом и Александром Невским?
Вариант 2.
1. Основателем Древнерусского государства летописи называют:
А) Олега Б) Рюрика В) Игоря Г) Святослава
2. Основателем Московского княжества был:
А) Дмитрий Донской Б) Юрий Долгорукий
В) Даниил Александрович Г) Александр невский
3. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе онпроизошёл?
А) Киев Б) Любеч В) Новгород. Г) Москва
4. Кто из князей получил прозвище Святой:
А) Олег Б) Владимир В) Игорь Г) Иван
5. «Слово о полку Игореве» написано в:
А) 1147 г. Б) 1167 г. В) 1185 г. Г) 1198 г.
6. Волжская Булгария была захвачена войсками Батыя в:
А) 1232 г. Б) 1234 г. В) 1236 г. Г) 1237 г.
7. Титул государя и великого князя всея Руси принял:
А) Иван III Б) Василий III В) Иван IV (Грозный) Г) Василий II
8. Расположите исторические события в хронологической последовательности:
А) Невская битва Б) Стояние на реке Угре
В) Крещение Руси Г) Княжение Ивана III
9. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:
А) порядок назначения на должности в зависимости от знатности происхождения
Б) земельное владение, передаваемое по наследству
В) денежный сбор с крестьян при уходе в Юрьев день
Г) орган сословного представительства
Д) народное собрание
12. Дайте определение: поместье, баскак, барщина.
13. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
ВОПРОСЫ:
Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и Александром Невским?
Задания с 1 по 9 - с выбором ответа- можно набрать 9 баллов. Задания 10 и 11 на соотнесение - 8 баллов. Задание 12-за каждое верное определение по 1 баллу. Итого-3 балла. Задание 13 –максимум 4 балла. Итого максимальное число баллов – 24.
Оценка «5»- 24-22 «4»- 21-18 «3»- 17-14 «2»- 13 и менее
Приложение №2.
Контрольная работа « Россия в Новое время»
1. Создание Святейшего Синода привело к
1) церковному расколу 2) подчинение церкви государству
3) усилению самостоятельности церкви 4) секуляризации церковных земель.
2. Ассамблеями называли:
1) собрания-балы при Петре I 2) заседания правительства в XVII веке
3) съезды представителей сословий в XVI веке
4) совместные заседания Земского собора и Боярской думы.
3. Прочтите отрывок из сочинений В.О. Ключевского и определите, о ком идёт речь
«Человек тёмного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра I, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзову того же Б. Куракина, в милости у царя « до такого градуса дошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой силы фаворит, что разве только в римских гисториях находят». 1) Меншиков 2) Бирон 3) Шувалов 4) Потёмкин
4. Разрыв «Кондиций», засилье немцев при дворе относится к правлению
1) Екатерины I 2) Анны Иоановны 3) Елизаветы Петровны 4) Екатерины II
1) с Англией 2) с Пруссией 3) с Францией 4) со Швецией
7. Указ 1714 года о единонаследии определял:
1) новый порядок наследования царского престола
2) порядок замещения высших государственных постов
3) новый порядок наследования недвижимости дворянами 4) отмену местничества.
8. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось в XVIII веке: 1) фаворитом 2) кесарем 3) регентом 4) опричником. 9. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов? 1) Прекращение деятельности земских соборов 2) Создание прокуратуры 3) Ликвидация патриаршества в России 4) Изменение традиционной системы престолонаследия 10. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне? 1) Реформу Сената 2) Создание Государственного совета 3) Создание Святейшего Синода 4) Ограничение власти императрицы 11. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов? 1) Протекционизм 2) Благотворительность 3) Секуляризация 4) Просвещенный абсолютизм 12. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено: «.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …» 1) Приказы 2) Министерства 3) Коллегии 4) Комиссии 13. Какое из названных событий произошло раньше всех других? 1) Подписание Ништадского мира 2) Основание Санкт – Петербурга 3) Великое посольство Петра 4) «Нарвская конфузия»
14. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе 1) Создания полков иноземного строя 2) Набора рекрутов 3) Набора стрельцов 4) Создания дворянского ополчения 15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 1) Родовитость 2) Возрастной ценз 3) Личная выслуга 4) Имущественный ценз 16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? а) 1) 1770-1775гг. 2) 1773-1775гг. 3) 1773-1774гг.
Часть 2.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. «Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».
Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.
«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».
А) Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.
Б) Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.
4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.
Деятель
Родство
1. Екатерина I
А. Племянница
2. Екатерина II
Б. Первая жена
3. Анна Иоановна
В. Вторая жена
4. Елизавета
Г. Жена внука
Д. Дочь
Часть 3. 1 Рассмотрите схему и выполните задания
А) Назовите монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме. Б) Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.
Рассмотрите схему и выполните задания
А) Напишите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме.
Б) Укажите название крепости, указанной на схеме цифрой «2», взятие которой русскими войсками стало важным событием этой войны
Ответы:
Часть 1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
2
1
1
2
2
2
3
3
4
4
1
3
3
2
3
2
Часть 2.
1
Ломоносов М.В.
2
Пётр III
3
Анна Иоанновна; кондиции
4
1В 2Г 3А 4Д
Часть 3.
1
А) Екатерина II; б) Османская империя 1768-1774 гг.
2
А) Суворов (Очаков, Фокшаны); б) Измаил; в) 145
3
А) северная война; б) Пётр I
Критерии оценивания.
В части 1 за тестовые задания -16 баллов (за каждый правильный ответ- 1 балл).
В части 2 задание 1оценивается 2 баллами. Задание 2 – 2 балла .Задание 3- 4 балла(2+2) Задание 4 –за каждое верное соотнесение по 2 балла (всего 8 баллов).
В части 3 задание 1оценивается 4 баллами (2+2). Задание 2 – 6 баллами (2+2+2) .Задание 3- 4 баллами (2+2)
Максимальное число баллов – 46.
Оценка «5» - 46-38 Оценка «4»- 37-29 Оценка «3»- 28-18 Оценка «2»- 17 и менее