Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Патриот" 9 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО:
_________________ Литвиненко Е.В.
Протокол №1 от 27.08.2020г.
Согласовано:
Зам.директора по УВР
_____________________Т.В. Юшкова
Утверждено:
Решение педагогического совета
от 28 августа 2020 года
Директор МБОУ «СОШ №16»
______________ Е.С. Сиденко
Рабочая программа
Кружка «Патриот»
Срок реализации программы, учебный год-2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю – 3 часа, в год-120 часов
Составитель: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории - Литвиненко Е.В.
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.
Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013)
Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
«О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»
ФГОС ОО (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. №337).
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416
«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537
Актуальность программы: в реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных ОУ целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности и подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни.
Цель программы:
Развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи программы:
1. Формирование, у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
2. Получения знаний в области военной службы и гражданской обороны.
3. Пропаганда главных ценностей в системе духовно-нравственного воспитания.
4.Формирование стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления деятельности:
1.Патриотическое воспитание
2. Воспитание гражданского сознания
3. Формирование стремления к здоровому образу жизни
4. Развитие эстетических способностей
5. Интеллектуальное развитие учащихся
Ожидаемыми личностными результатами программы являются:
направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам, как высшей ценности;
убежденность в важности для общества верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 11-17 лет
Срок реализации дополнительной образовательной комплексной программы рассчитан на 1 год, 120 часов.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы «Патриот»
Ожидаемые результаты — в результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные действия
- соблюдать дисциплину;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
- осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива;
- способность к самооценке своих действий и поступков;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
- усвоить гуманистические, демократически и традиционные ценности многонационального российского общества;
- принять чувство ответственности и долга перед Родиной
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные
- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
-уметь работать с информацией.
Коммуникативные
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
-работать индивидуально и в группе;
-сознавать ответственность за общее дело;
- выделять моральное содержание ситуации.
Предметные универсальные учебные действия
знать:
- меры безопасности во время занятий;
-воинские традиции Советской и российской армии;
-символы воинской чести;
-государственную символику России;
-элементы строя и обязанности в строю;
-материальную часть автомата Калашникова;
-требования к личному и групповому снаряжению;
- организацию привалов и ночлегов;
- принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
уметь:
-выполнять строевые команды на месте и в движении;
-выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
-выполнять приемы рукопашного боя;
- организовать ночлег в полевых условиях;
- ориентироваться на местности;
- выполнять комплексы физических упражнений;
- оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;
- оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.
Педагогические принципы программы:
-деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы;
-добровольность участия в данном виде деятельности;
-доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка; - ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность) - креативности (воспитание в творческой обстановке); - доступности; - наглядности.
Информационное обеспечение: - отдельное помещение; - музыкальная аппаратура; - плакаты; - компьютер и выход в Интернет.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на возрастную категорию 11-17 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Всего – 120 часов в год.
Модули программы
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Введение
2
2.
Часть 1. История вооруженных сил России
4
3.
Часть 2. Наш край в истории
12
4.
Часть 3. В час великих испытаний
42
5.
Часть 4. Виды вооружений
12
6.
Часть 5 . Их именами названы улицы
6
7.
Часть 6. Память, высеченная в камне
11
8.
Часть 7. Я и моё отечество, 22 часов
29
9.
Часть 8. Обобщение и подведение итогов работы за год
2
10.
Итого:
120
Содержание программы
Введение 2 часа.
Знакомство учащихся со структурой и документацией кружка. Распределение обязанностей. Характеристика основных понятий «патриот» и «гражданин».
Часть 1. История вооруженных сил России.Виды вооруженных сил. Виды и рода войск ВС РФ. Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Воинские профессии. Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для девушек.
Часть 2. Наш край в истории. Понятие “ Малая Родина”. Знакомство со Ставропольским краем: климат; памятники природы; растительный мир; животный мир; население. Характеристика основных природных памятников края. Шпаковский район- один из районов Ставропольского края. Знакомство с историей с.Дубовка, изучение его окрестностей.
Часть 3. В час великих испытаний. Изучение истории ВОВ. Техника и оружие советских солдат. Основные и значимые битвы ВОВ. Мемориалы и обелиски Ставропольского края, Шпаковского района и с.Дубовка. Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны. Земляки – Герои Советского Союза. Дети войны. Пионеры-герои. Полководцы победы.
Часть 4. Виды вооружений. История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения. Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Автомат Калашникова. АКМ-74.Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Часть 5. Их именами названы улицы. Знакомство с автобиографиями исторических деятелей, в честь которых были названы улицы в г.Ставрополе, г.Михайловске и с.Дубовка.
Часть 6. Память, высеченная в камне. История создания и изменения Мемориального комплекса Экскурсия к Мемориальному комплексу г. Ставрополя
Часть 7. Я и моё отечество. Символы России. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. Знакомство с военной службой и военной обязанностью в РФ. Кто такие воины-интернационалисты.
Обобщение и подведение итогов работы за год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках– М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе И.А.Агапова. — М.: Айрис-пресс, 2002. – 150 с.
Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп. образования Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. — 2002. — С.11-12.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» – М., 2005.
Зеленин А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военно-спортивных игр, конкурсов и соревнований А.А.Зеленин,С.И.Мешкова, А.В.Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-163с.
Иванова, И. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра И. Иванова // Военные знания. — 2003. — №2.
Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. — 2003. — №1. — С.52-54.
Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности Н.В.Мазыкина // Внешкольник . -2002. — №5. — С.5-8.
Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Рожков, С. В. «Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе С.Рожков // Педагогический вестик. — 2003. — №12.- С.7
Салихова, Р. Воспитание гражданина Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2003 . — №1. — С.2-8.
Список литературы для обучающихся
Бонингтон, К. В поисках приключений . – М.: Прогресс, 1987.- 400 с.
Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды В.Г.Волович. – М.: Мысль, 1990. – 205 с.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития- Воспитание школьников.-2002.-№7.-С.8-10.
Жиренко О.Е., Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
Сафонов, В.И. 10 писем Робинзону В.И.Сафонов.- М.: Физкультура и спорт,1983. – 78 с.
Календарно-тематический план.
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Кол-во
уроков
Дата
Введение, 2 часа.
1
Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка.
1
2
Что означают слова «патриот»и «гражданин»
1
Часть 1. История вооруженных сил, 4 часа
1
Виды вооруженных сил. Армия России на современном этапе.
1
2
Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия.
1
3
Полководцы и герои.
1
4
Воинские профессии. Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для девушек.