История тесно связана с другими учебными предметами, прежде всего с гуманитарными (русский язык, литература, МХК, обществознание), предметами естественного цикла (география, биология), а также с дисциплинами художественного цикла (музыка и изобразительное искусство). Единство этих дисциплин обеспечивает постижение истории как национально-культурной ценности. Вместе с этими предметами история обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 8 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2011 и «История России 6-9 классы» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2011.
Обучение проводится по учебникам А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной «Новая история, 1800-1917 гг.» - М.: Просвещение, 2010 и А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История РоссииXIX в.» – М.: Просвещение, 2010.
Возрастные особенности учащихся параллели 8 классов, в общем, соответствуют физическому и психическому развитию детей 13-14 лет. 8в, 8г классы в основном быстро понимают материал, имеют хороший словарный запас, умеют анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения. 8а, 8б классы мало проявляют интерес к предмету, возникают проблемы в усвоении материала.
Основная цель курса «Новая история, 1800-1917 гг.»: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Задачи:
- учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире в 1800-1917гг., о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества.
- учащиеся должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- учащиеся должны научиться анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- учащиеся должны научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки.
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.:
- периодизация Нового времени;
- особенности менталитета человека Нового времени;
- преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;
- причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества;
- дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
- бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;
- новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;
- дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
- использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;
- международные конфликты, приводившие к войнам;
- особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
- важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная цель курса «История России XIXв.»: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
Задачи:
- учащиеся должны получить знания о развитии России XIXв.
- учащиеся должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- учащиеся должны научиться анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- учащиеся должны научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки.
Учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, а также в других источниках;
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
- анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых темах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями, владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную точку зрения по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учащиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- критического восприятия получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими нормами социального поведения;
- осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе среднего общего образования являются:
* поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
* сравнение, сопоставление, классификация;
* самостоятельное выполнение различных творческих работ;
* способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
* осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
* владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
* составление плана, тезисов, конспекта;
* подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
*использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
* самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся».
История тесно связана с другими учебными предметами, прежде всего с гуманитарными (русский язык, литература, МХК, обществознание), предметами естественного цикла (география, биология), а также с дисциплинами художественного цикла (музыка и изобразительное искусство). Единство этих дисциплин обеспечивает постижение истории как национально-культурной ценности. Вместе с этими предметами история обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
При изучении истории формируются коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Содержание рабочей программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ, тестирования, зачетов. Промежуточная аттестация пройдет в виде тестирования.
При составлении программы учитывалось и использование различных средств обучения: карты, таблицы и схемы, дополнительные пособия и исторические документы, технические средства обучения.
Настоящая программа рассчитана на 70 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий – социальных движений, реформ и революций XIX в.
Называть: а) место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1 б; б) правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры XIX в..
Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
Описывать: а) условия жизни разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в XIX в., их влияние на труд и быт людей.
Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений XIX в.
Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства стран Европы, Америки, Востока; б) международных отношений XIX в.; в) развития духовной культуры стран Европы и Востока.
Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн XIX в.
Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры XIX в.
Знать основные даты и ключевые события истории России и мира XIX века (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г, 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 – 1814 гг., 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг.).
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений, машин, предметов быта, произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX в., положения разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX в.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Тематическое планирование учебного предмета
«Новая история, 1800-1917 гг.»
№ урока
Кол-во часов
Тема урока
1
1
Введение.
2
1
Индустриальная революция.
3
1
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
4
1
Входной контроль.
5
1
Наука: создание научной картины мира.
6
1
Художественная культура XIX в.
7
1
Идейные течения в обществознании.
8
1
Контрольная работа по теме «Становление индустриального общества».
9
1
Консульство и образование наполеоновской империи.
10
1
Англия: сложный путь к величию и процветанию.
11
1
Франция Бурбонов и Орлеанов.
12
1
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
13
1
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
14
1
Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна.
15
1
Контрольная работа по теме «Строительство новой Европы».
16
1
Германская империя в конце XIX – начале XX в.
17
1
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
18
1
Франция: Третья республика.
19
1
Италия. От Австрийской империи к Австро-Венгрии.
20
1
США в XIX в. Латинская Америка в XIX в.
21
1
Япония: на пути к модернизации.
22
1
Китай: сопротивление реформам.
23
1
Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
24
1
Международные отношения в последней трети XIX в.
25
1
Повторительно-обобщающий урок.
«История России с конца XVI в. до конца XVIII в.»
№ урока
Кол-во часов
Тема урока
1
1
Введение. Россия на рубеже веков.
2
1
Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806 гг.
3
1
Внешняя политика в 1801-1812 гг.
4
1
Реформы М.Сперанского. Отечественная война 1812 г.
5
1
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
6
1
Внутренняя политика Александра 1 в 1814-1825 гг.
7
1
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
8
1
Общественное движение при Александре 1.
9
1
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.
10
1
Внутренняя политика Александра 1.
11
1
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.
12
1
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Народы России.
13
1
Общественное движение 30-50-х гг.
14
1
Крымская война 1853-1856 гг.
15
1
Образование и наука первой половины XIX в.
16
1
Русские первооткрыватели и путешественники.
17
1
Художественная культура. Быт и обычаи.
18
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»
19
1
Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX в.»
20
1
Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861г.
21
1
Либеральные реформы 60-70-х гг.
22
1
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.
23
1
Общественное движение: либералы и консерваторы.
24-25
2
Революционное народничество.
26
1
Внешняя политика Александра II.
27
1
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
28-29
2
Внутренняя политика Александра III.
30
1
Экономическое развитие в 80-90-е гг.
31-32
2
Положение основных слоев российского общества.
33
1
Общественное движение в 80-90-х гг.
34
1
Внешняя политика Александра III.
35
1
Просвещение и наука.
36-37
2
Литература и изобразительное искусство.
38-39
2
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни.
40-41
2
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX в.».
42
1
Итоговый контроль.
43-45
3
Резервные уроки
Контроль уровня обученности
Входной контроль.
Контрольная работа по теме «Становление индустриального общества».
Контрольная работа по теме «Строительство новой Европы».
Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX в.».
Тест на тему «Общественное движение при Александре 1».
Тест на тему «Положение основных слоев российского общества».
Итоговый контроль.
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы среднего (полного) общего образования по истории.
Оценка качества знаний подготовки учащихся в основной школе. - М.: Просвещение, 2010
Программа «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2007.
А. Я. Юдовская и Л. М. Ванюшкина «Новая история, 1800-1917 гг.» Учебник для 8 класса. - М.: Просвещение, 2007
Программа «История России 6-9 классы» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2007.
А.А.Данилов и Л.Г.Косулина. История Россиис конца XVI в. до конца XVIII в. – М.: Просвещение, 2007.
Атласы.
Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб, 2009.
Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по Новой истории. – М., 1998.
Ивашко М.И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк, 2005.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Новая история.1800-1913гг.» (8 класс)
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Элементы дополнительного содержания
Основные понятия
Знания, умения
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения план/факт
1
Введение
1
Урок изучения нового материала
Периодизация истории. Временные рамки Новой истории, основные черты периода
Знать периодизацию истории.
Уметь определять главные черты нового времени
С.3-5
2
Индустриальная революция
1
Урок изучения нового материала
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая модернизация. Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции
Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономичес-ких кризисов перепроизводства. Уметь доказывать свою точку зрения. Решать проблемы
Проблемный вопрос: нужен ли обществу НТП, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы? Эссе
§1-2; ответить на вопросы
3
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
1
Комбинированный
Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников
Таблица
§3-4 таблица
4
Входной контроль
1
Контроль
Тестирование
5
Наука: создание научной картины мира
1
Комбинированный
Создание научной картины мира. Развитие образования. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Ученые
Радиоактивность, микрочастица, пастеризация
Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки
Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры
Взаимопроверка таблиц, подготовка рефератов
§6-8, рефераты, презентации
7
Идейные течения в обществознании
1
Комбинированный
Консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. I Интернационал.
Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи
Беседа, составление таблицы, решение логических задач
§9-10, таблица
8
Контрольная работа по теме «Становление индустриального общества»
1
Контроль
Контрольная работа
9
Консульство и образование наполеоновской империи
1
Комбинированный
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Наполеон Бонапарт
Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор
Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом
Работа с исторической картой, сравнительный анализ
§11-12, пересказ
10
Англия: сложный путь к величию и процветанию
1
Комбинированный
Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы. Англия – «мастерская мира». Внешняя политика Англии.
Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира»
Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом
Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию?
§13,
письменно ответить на вопрос
11
Франция Бурбонов и Орлеанов.
1
Комбинированный
Революция 1830 г. Июльская монархия. Кризис июльской монархии. Выступления лионских ткачей.
Познавательное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания
§14, отв. на вопросы
12
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя
1
Комбинированный
Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи
Авторитарный режим
Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи
Опрос
§15, учить даты и термины
13
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
1
Комбинированный
Вильгельм 1. Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза. Национальное объединение Италии
Канцлер, Северогерманский союз, карбонарий
Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей
Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданничества?
§16-17, кроссворд
14
Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна
1
Комбинированный
Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Франко-прусская война. Парижская Коммуна
Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений
Алгоритм военных действий
§18, хроника событий, подгот. к к/р
15
Контрольная работа по теме «Строительство новой Европы»
1
Контроль
Тестирование
16
Германская империя в конце XIX – начале XX в.
1
Урок изучения нового материала
Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. Особенности индустриального развития. Либеральные реформы. Вильгельм II – человек «больших неожиданностей». Национализм. Подготовка к войне.
Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм
Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии
Тест,
беседа с элементами дискуссии
§19, вопросы
17
Великобритания: конец Викторианской эпохи
1
Комбинированный
Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития. Колониальные захваты. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Внешняя политика.
Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
Беседа; сравнительная таблица
§20 пересказ
18
Франция: Третья республика
1
Комбинированный
Франция - светское
государство.
Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Коррупция государственного аппарата. Создание колониальной империи. Реваншизм.
Радикал, коррупция, атташе
Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
Экспресс-опрос
§21
19
Италия
От Австрийской империи к Австро-Венгрии
1
Комбинированный
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эра либерализма. Переход к реформам. Колониальные войны.
«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя
Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
Взаимопроверка таблиц
§22, 23;
Ответить на вопросы
20
США в XIX в.
Латинская Америка в XIX в.
1
Комбинированный
Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С.Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Положение негров-рабов. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. А.Линкольн – президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Победа северян.
С.Маккормик А.Линкольн
Называть особенности промышленного переворота. Называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны.
Уметь сжато излагать текст, писать рецензию, работать с картой.
§24-25,
26, конспект
21
Япония: на пути к модернизации
1
Комбинированный
Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Ямато, Мэйдзи
«Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сегун
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку
§27, уровн. задание
22
Китай: сопротивление реформам
1
Комбинированный
Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900гг. превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку
опрос
§28, сост. рассказ
23
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
1
Комбинированный
Особенности колониального режима Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение, голод, эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние».
Балгангадхар Тилак
Сипаи, индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные»
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку
опрос
§29-30, учить даты и термины
24
Международные отношения в последней трети XIX в.
1
Комбинированный
Отсутствие системы европейского равновесия в 19в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу 20в. Нарастание прлотиворечий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Пацифистское движение. 2 интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Знать причины усиления международной напряженности в конце 19 в. Объяснять противоречия между ведущими капиталистическими державами;
Уметь работать с картой.
§31, выписать основные события
25
Повторительно-обобщающий урок
1
Контроль
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» (8 класс)
№
Д.З
Колич.часов
Тема урока
Элементы содержания образования
Элементы дополнительного содержания
Знания
Умения
Понятийный аппарат
Измерители и формы контроля
Календарные сроки
1
С.4-5, пересказ
1ч.
Россия на рубеже веков
Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Сословия
Экономика
2
§1, 3, отв. на вопр.
1ч.
Внутренняя политика Александра 1в 1801-1806гг.
Реформы Сперанского М.М.
Переворот 11 марта 1801г. и первые преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народно просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Александр 1. Строганов Павел Александрович
Новосильцев Николай Николаевич
Чарторыйский Адам
Кочубей Виктор Павлович
Сперанский Михаил Михайлович
Знать годы царствования Александра 1; называть основные события внутренней политики Александра1. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского; причины их неполной реализации
Неприменный совет, Негласный комитет, конституция, вольные хлебопашцы, реформы, амнистия, идеолог, манифест, министерства
Таблица
3
§2, уровневое зад.
1ч.
Внешняя политика в 1801-1812гг.
Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Наполеон Бонапарт
Барклай-де-Толли М.Б.
Багратион П.И.
Кутузов М.И.
Тормасов А.П.
Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценивать результативность внешней политики
Внешняя политика, война, сейм
Работа с картой
4
§4
1ч.
Отечественная война 1812г.
Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Давыдов Д.В.
Фигнер А.С.
Курин Г.М.
Кожина В.
Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812г. , планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны.
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию.
Работать с картой.
Адъютант, бюджет, инфантерия, флеши, фураж, Отечественная война, партизаны, ополчение.
Сообщения
Работа с картой
5
§5, подг. к с/р
1ч.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг.
Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия – мировая держава.
Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814гг., называть основные направления внешней политики страны в новых условиях
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать
нужные средства для учебной деятельности
Заграничный поход
Священный союз
Битва народов
Восточный вопрос
Опрос, работа с картой
6
§6, уровневое задание
1ч.
Внутренняя политика в 1814 – 1825 гг.
Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра 1 в 1815-1820гг.
Иезуиты, мистицизм,
Гражданские свободы,
Автономия.
Опрос
7
§7, пересказ
1ч.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.
Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Аракчеев А.А.
Гурьев Д.А.
Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г., объяснять причины кризиса 1812-1815гг.
Военные поселения
Сообщения
Опрос
8
§8, таблица
1ч.
Общественные движения при Александре 1.
Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Муравьев А.Н. Трубецкой С.П.
Муравьевы-Апостолы М.И. и С.И. Лунин М.С.
Пестель П.И.
Пущин И.И. и др.
Называть причины возникновения общественного движения, основы идеологии, основные этапы развития общественного движения.
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Масоны
Тест
Таблица
9
§9, пересказ
1ч.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов.
Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Милорадович М.А.
Знать основные события. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов.
Определять и объяснять понятия. Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию.
Декабристы
10
§10, уровн. Зад.
1ч.
Внутренняя политика Николая I.
Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская Православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Киселев П.Д.
Бенкендорф А.Х.
Знать основные события внутренней политики Николая 1.
Охранительная политика, теория официальной народности, кодификация.
Опрос
11
§11, план
1ч.
Социально-экономическое развитие в 20-50гг.
Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов.
Канкрин Е.Ф.
Называть характерные черты социально-экономического развития, знать финансовую политику Канкрина Е.Ф.
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Ассигнация, веретено,
Классы, ростовщичество,
община
Опрос
12
§12, таблица
1ч.
Внешняя политика в 1826 – 1849 гг.
Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. (Движение Шамиля).
Витгенштейн П.Х.
Ермолов А.П.
Нессельроде К.В.
Называть основные направления внешней политики, события и итоги.
Мюридизм,
Имамат
Работа с картой
Тест
13
§13, сообщения
1ч.
Общественное движение 30-50-х гг.
Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. (Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев). Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Революционное движение (А.И. Герцен и Н.П. Огарев). Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Уваров С.С.
Соловьев С.М.
Петрашевский М.В.
Герцен А.И.
Называть особенности общественного движения 30-50 гг., сравнивать позиции направлений.
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Славянофилы
Западники
Революционеры
Таблица
14
§14, учить даты
1ч.
Крымская война 1853 – 1856 гг.
Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир1856 г. Итоги войны.
Нахимов П.С.
Корнилов В.А.
Знать хронологические рамки войны, ее причины и характер, итоги, показывать на карте места сражений
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Терминологический диктант
15
§15, презентации
1ч.
Образование и наука первой половины 19в.
Золотой век русской культуры. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия (главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества; историческая наука).
Пирогов Н.И.
Остроградский М.В.
Лобачевский Н.И.
Бэр К.М.
Называть выдающихся преставителей и достижения науки
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Сообщения
16
§16,доклады
1ч.
Русские первооткрыватели и путешественники.
Русские первооткрыватели и путешественники. (Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество).
Крузенштерн И.Ф.
Лисянский Ю.Ф.
Беллинсгаузен Ф.Ф.
Лазарев М.П.
Невельской Г.И.
Называть выдающихся преставителей и достижения науки
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Экспедиция
Сообщения
17
§17-18, таблица
1ч.
Художественная культура. Быт и обычаи.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература ((В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев). Золотой век русской поэзии (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Критический реализм Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)). Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. Музыка (становление русской национальной музыкальной школы). Живопись (К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.А. Иванов). Архитектура (Русский ампир. Ансамблевая застройка городов). Культура народов российской империи, взаимное обогащение культур.
Называть выдающихся преставителей и достижения культуры
Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Романтизм
Классицизм
Реализм
Ампир
Таблица
18
Подг.к К/Р
1ч.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине 19 в.»
19
1ч.
Контрольная работа по теме «Россия в первой половине 19 в.»
к/р
20
§19-20, пересказ
1ч.
Отмена крепостного права.
Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Князь Константин Николаевич
Давать характеристику социально-экономическому развитию страны перед отменой крепостного права. Называть предпосылки отмены крепостного права, итоги и значение реформы.
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, доклад
Недоимки
Рескрипт
Временнообязанные крестьяне
Отрезки
Уставные грамоты
Мировые посредники
Опрос
21
§21-22, учить даты
1ч.
Либеральные реформы 60 – 70-х гг.
Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70 – 80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Лорис-Меликов М.Т.
Знать основные положения реформ, оценивать реформы
Апелляция
Нигилизм
Присяжные
Террор
Опрос
22
§23, эссе
1ч.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.
Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Знать, как развивалось с/х, причины перестройки помещичьих хозяйств, финансовые реформы
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, доклад
Индустриализация
Тест
23
§24, отв. на вопр.
1ч.
Общественное движение: либералы и консерваторы
Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
М.Н.Катков
Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма
Общественное движение, либерализм, консерватизм
Опрос
24-25
§25-26, сост. схему
2ч.
Революционное народничество
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Основные направления внешней политики России 1860-1870-х гг. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
А.М.Горчаков,
М..Д.Скобелев
Называть цели, основные направления и события внешней политики России 60-70-х гг. XIXв.
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе.
Опрос
27
§28, работа с картой
1ч.
Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
М.Д. Скобелев. И.В. Гурко.
Знать даты, причины войны, характер, показывать на карте места военных действий, называть полководцев, причины победы России
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Тест
28-29
§29-30, учить даты и термины
2ч.
Внутренняя политика Александра III.
Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства.
К.П.Победоносцев
Н.П.Игнатьев
Знать об основных событиях внутренней политики и общественном движении в период царствования
Александра III
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию
Инспектор
Крамола
Реакция
Циркуляр
Опрос
30
§31, таблица
1ч.
Экономическое развитие в 80-90-е гг.
Общая характеристика экономической политики Александра 111. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Развитие промышленности и сельского хозяйства
Н.Х.Бунге
И.А.Вышнеградский
С.Ю.Витте
Называть основные черты экономической политики Александра 111. Сравнивать программы Н.Х.Бунге,
И.А.Вышнеградского,
С.Ю.Витте
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Акциз
Акция
Биржа
Винная монополия
Косвенные налоги
таблица
31-32
§32-33, доклады
2ч.
Положение основных слоев российского общества.
Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Процесс расслоения русского крестьянства. Казачество. Пролетариат.
Характеризовать положение основных слоев общества
Меценатство
Станица
Требник
Работа в группах
33
§34, отв.на вопр.
1ч.
Общественное движение в 80-90-х гг.
Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители
Г.В.Плеханов
Называть организации и участников общественного движения, называть черты идеологий.
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Марксизм
Либерализм
Консерватизм
Опрос
34
§35, уровн.зад.
1
Внешняя политика Александра III.
Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности российского государства на развитие экономики и культуры страны.
Знать об основных событиях внешней политики России
Сепаратный мир
Мобилизация
Тройственный союз
Опрос
35
§36, презент.
1ч.
Просвещение и наука.
Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 в. Школьная реформа. Развитие наук. Географы и путешественники.
Называть выдающихся представителей и достижений российской науки
Гуманитарные науки
Естественные науки
Доклады
36-37
§37, повт.темы
2ч.
Литература и изобразительное искусство.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников.
Называть выдающихся представителей и достижений российской литературы и живописи
Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе
Критический реализм передвижники
Доклады
38-39
§38
2ч.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни.
«Могучая кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр.
Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского трансп орта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан.. Изменения в деревенской жизни.
Называть выдающихся представителей и достижения в области архитектуры, музыки, театра.
Характеризовать жизнь и быт горожан и сельских жителей.
«Могучая кучка»
Доклады
40-41
Подгот.к/р
2ч.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX в.».