Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса. Базовый уровень.
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса. Базовый уровень.
~~Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного образования по истории МО РФ 2004 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой", Г, М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История средних веков» (М.:Просвещение, 2012). Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков в которое так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса. Базовый уровень. »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного образования по истории МО РФ 2004 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой", Г, М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История средних веков» (М.:Просвещение, 2012). Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков в которое так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных
регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; умения анализировать материал,
определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так
и вещественные и изобразительные; . умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Формы организации образовательного процесса:
1. Урок-беседа
2. Урок-практикум
3. Урок-дискуссия
4. Урок-презентация
5. Школьная лекция с элементами беседы.
6. Работа с текстом учебника
7. Работа с историческими документами.
8. Вводная лекция в изучаемый курс.
9. Работа с историческими терминами (словарная работа).
Формы организации учебной деятельности:
I. Коллективные – урок, лекция, практические работы, творческие задания.
II. Групповые – беседы, дискуссии, учебные исследования.
III. Индивидуальные работы: собеседование, задания по определённым темам, консультации.
Формы контроля:
1. Самостоятельные работы (текущие).
2. Тестовый контроль.
3. Самоконтроль (взаимопроверка учащихся).
4. Опрос (фронтальный, индивидуальный).
5. Контрольные работы (полугодие, год.
Виды проведения контроля:
1. Составление плана текста параграфа (простой и сложный).
2. Разноуровневое тестирование. (А,В,С,).
3. Подготовка и защита сообщения учащимися.
4. Написание творческих работ – историческое эссе по заданной теме или по выбору учащихся.
Количество проверочных работ:
1. Контрольных работ -3
2. Самостоятельные работы (решение исторических задач, словарный исторический диктант, хронологические диктанты) - 9
Итого: 12.
Ключевые компетенции:
1. Нравственная - толерантность
1) способность учиться всю жизнь,
2) взаимосвязь знаний,
3) стремление заниматься исследовательской деятельностью,
4) умение работать с дополнительной литературой,
5) выдвижение собственных идей
2. Интеллектуальная -
1) владение письменным и устным общением,
2) способность работать в группах, парах,
3) способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в критических ситуациях
3. Коммуникативная -
Планирование по истории средних веков в 6 классе составлено на основенормативныхдокументов:
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории.
Программы по истории Средних веков в 6-х классах. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2007г., стр.42-48.
Закона об образовании,
Учебного план МОУ « СОШ № 14 на 2013-2014 учебный год.
СанПиН 2.4.2. № 1178-024, зарегистрированные в Минюсте России 28.11.02 г.
требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события всеобщей истории и истории России и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
Уметь
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Оценка знаний учащихся:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Учебно-методический комплект:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
2. Петрович В.Г.. Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012.
3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2012.
http://ginnungagap.narod.ru — религия народов древней Скандинавии.
http://bukvaa.narod.ru — электронная библиотека книг, посвящённых эпохе Крестовых походов, истории рыцарских орденов.
http://francegothic.boom.ru — готика во Франции.
http://china.worlds.ru — история и культура Китая.
http://mesoamerica.narod.ru — история Мезомерики.
http://www.goldenfish.nm.ru - загадки цивилизации майя. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. Интерактивный справочник. — М. : Новый диск, 2007 (CD).
Занимательная история. Часть 1. Зарубежная история. Древний мир и Средневековье. — М. : Новый диск, 2007 (CD).
История Древнего мира и Средних веков (5-6 классы) : Библиотека электронных наглядных пособий. — М. : ГУ ФЦ ЭМТО; Нью Медиа Дженерейшн, 2004 (CD).
История Средних веков. 6 класс. Электронный образовательный комплекс. — М. : 1С-Паблишинг, 2009 (CD).
Учебно-тематический план
№№
п.п.
Тема
Количество
часов
Введение
1
Глава I. Становление средневековой Европы (VI – XI века)
1
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках.
2
Христианская церковь в раннее Средневековье.
3
Возникновение и распад империи Карла Великого.
4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.
5
Англия в раннее Средневековье.
Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI веках.
6
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
7
Культура Византии
8
Образование славянских государств.
Глава III. Арабы в VI – XI веках.
9
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
10
Культура стран халифата
Глава IV: Феодалы и крестьяне.
11
Средневековая деревня и её обитатели.
12
В рыцарском замке.
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
13
Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
14
Торговля в Средние века.
15
Горожане и их образ жизни.
Глава VI. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы.
16
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
17
Крестовые походы.
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV веках).
18
Как происходило объединение Франции
19
Что англичане считают началом своих свобод
20
Столетняя война
21
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции.
22
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейским полуострове.
23
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века.
26
Образование и философия.
27
Средневековая литература.
28
Средневековое искусство.
29
Культура раннего Возрождения в Италии.
30
Научные открытия и изобретения.
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
31
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
32
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Итого:
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщая история.
«История Средних веков» (6 класс)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требование к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата проведе-ния план/факт
1
Вводный урок
1
Урок-беседа
Что изучает история Средних веков. Источники знаний об истории Средних веков.
Называть хронологические рамки «средневековья».
Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира
Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья».
Работа с лентой времени
Учебник с. 5-11
Глава I. Становление средневековой Европы (VI—XI века)
2
Образование варварских королевств. Государство франков
в VI—VIII веках
1
Урок изучения нового материала
Франки захватывают Галлию. Конец Западной Римской империи и Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Государство франков
Как Хлодвиг управлял государством. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела.
Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга
§1
3
Христианская церковь в раннее Средневековье
1
Урок изучения нового материала
Хлодвиг и христианская церковь.
Духовенство и миряне
Монастыри. Искусство рукописной книги
Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос
Сравнить власть короля и власть духовенства
§2
4
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
Урок применения знаний
(практикум) •
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.
Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий
В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности
§3
5
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках
1
Комбинированный урок
«Нет войны без пожаров и крови».
Сеньоры и вассалы.
Феодальная лестница.
Слабость королевской власти во Франции
Образование Священной Римской Империи.
Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории
Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему?
§4
6
Англия в раннее Средневековье
1
Урок применения знаний (практикум)
Легенда и быль в истории Англии.
Кто такие норманны.
Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.
Уметь работать с различными источниками дополнительной информации
Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе
§5
Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI веках.
7
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними
врагами
Урок изучения нового материала
Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.
Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий
§6
8
Культура Византии
1
Развитие образования.
Научные знания.
Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.
Уметь анализировать и сравнивать исторические факты
Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе \/1-Х1 вв.
1
§7
8
Образование славянских государств
1
Урок применения знаний (практикум)
Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности
Образование славянских государств.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план
Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)
§8
Глава III. Арабы в VI—XI веках
9
Возникновение ислама.
Арабский халифат и его распад
1
Урок изучения нового материала
Природа и занятия населения Аравии.
Племена бедуинов.
Мохаммед – основатель ислама.
Мораль и право. Завоевательные войны арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата.
Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата
Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы
§9
10
Культура стран халифата
1
Урок применения знаний и формирования умений (практикум)
Образование, литература, искусство, медицина.
Значение культуры халифата.
Рассказывать о развитии культуры в странах халифата
Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного)
§10
Глава IV. Феодалы и крестьяне
11
Средневековая деревня и её обитатели
1
Урок применения знаний и формирования умений
Господская земля и крестьянские наделы.Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Натуральное хозяйство.
Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина
Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина
§11
12
В рыцарском замке
1
Урок применения знаний и формирования умений
Замок феодала. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей.. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Гербы.
Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала
Составить рассказ «День феодала»
§ 12
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
13
Формирование средневековых городов. Городское ремесло
1
Урок применения знаний и формирования умений
Изменения в общественной жизни.
Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами.
Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.
Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе
Описать средневековый город, городские ремёсла.
Цеха, как союзы ремесленников.
Устав и продажная цена.
§13
14
Торговля в Средние века
1
Урок изучения нового материала
Расширение торговых связей. Купеческие гильдии. Ярмарки и банки
Иметь понятие о средневековой торговле, её организации и порядке.
Знать назначение и порядок деятельности средневековых купеческих гильдий.
§14
15
Горожане и их образ жизни
1
Комбинированный урок
Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.
Объяснить причины возникновения городов, их устройство. Описать образ жизни горожан.
§15
Гпава VI. Католическая церковь в Х1-Х1II вв. Крестовые походы
16
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
1
Урок-беседа
Разделение церквей. Германские императоры и церковь.
Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов
Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви.
Раскрывать причины возникновения ереси
Установить последовательность и длительность событий
§16
17
Крестовые походы
1
Урок изучения нового материала
Освобождение гроба господня. Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев.
Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.
Раскрывать причины и последствия крестовых походов.
Объяснять появление государств крестоносцев на Ближнем Востоке
Знать количество крестовых походов.
Определять участников всех крестовых походов.
§17
Гпава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-ХV вв.)
17
Как происходило
объединение*
Франции
1
Комбинированный урок
Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.
Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии
Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции
18
Что англичане считают началом своих свобод
1
Комбинированный урок
Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы.».
Английский парламент и его влияние на дела в государстве.
Называть:
последствия нормандского завоевания Англии.
Изменения в стране в ходе реформ Генриха II.
Объяснять работу английского парламента.
Выявить общее и особенное в сословно- представи- тельной монархии Франции и Англии
§18
19
Столетняя война
1
Комбинированный урок
Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск.
Продолжение войны. Захваты англичан во Франции. Жанна ДАрк. Конец Столетней войны.
Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность. Уметь подвести итоги Столетней войны.
Установить последовательность и длительность Столетней войны.
§20
20
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии
1
Комбинированный урок
•
Завершение объединения Франции. Франция централи-зованное государство. Война Алой и Белой розы.
Правление Генриха VII.
Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии
Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии
§21
21
Реконкиста
и образование
централизованных
государств
на Пиренейском
полуострове
1
Урок изучения нового материала
Мусульманская Испания. Реконкиста.
Образование Испанского королевства. Евреи в Испании. Инквизиция в Испании.
Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия
Сравнить
английский
парламент,
Генеральные
штаты
и Кортес
§22
22
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.
Урок изучения нового материала
Почему Германия не объединилась в единое государство ?
Князья становятся независимыми правителями. Лев и Медведь.
Городские республики в Италии.
Гвельфы и гибеллины.
Правление Медичи.
Гпава VIII. Славянские государства и Византия в ХМ-ХУ вв.
24
Гуситское движение в Чехии
1
Урок изучения нового материала
Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооружённой борьбы. Гуситы. Конец Гуситских войн.
Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения
Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки
§24
25
Завоевание турками- османами Балканского полуострова
1
Урок применения знаний и формирования умений
Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Уметь работать с текстом учебника
Почему Восточная Римская империя смогла просущест-вовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя
§25
Гпава IX. Культура Западной Европы в Средние века.
26
Образование и философия.
2
Урок применения знаний и формирования умений
Представление Средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века.
«Удивительный доктор».
Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи
Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения
§26
27
Средневековая литература.
1
Урок применения знаний и формирования умений
Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература
Городская литература
Данте.
Уметь работать с различными источниками информации
§29
28
Средневековое искусство
1
Урок применения знаний и формирования умений
Архитектура.
Скульптура.
Живопись
Уметь работать с различными источниками информации
Определять : романский и готический стили в архитектуре..
§30
29
Культура раннего Возрождения в Италии
1
Урок формирования навыков.
«Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Гуманисты.
Искусство раннего возрождения.
Уметь работать с различными источниками информации, понятиями о человеке, и его природе. Воспитание гуманизма.
Зарождение в Италии новой культуры – Возрождения.
30
Научные открытия и изобретения.
1
Урок изучения нового
материала
Развитие практичес-ких знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.
Развитие мореплавания и кораблестроения.
Изобретение книгопечатания.
Понимать значение географических открытий.
Появления огнестрельного оружия
Книгопечатания для мировой культуры
Знать знаменитых мореплавателей и их открытия.
Основоположников книгопечатания
Гпава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
31
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1
Урок изучения нового
материала
•
Правление династий Тан и Сунн в Китае.
Китай под властью монголов. Великие изобретения Китая. Образование и научные знания.
Литература и искусство Китая.
Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство Средневековой Индии.
Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.
Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Та и 15унн. Объяснять причины колониальных вторжения в Китай, Японию, Индию.
Рассказывать о культуре и искусстве Китая, Индии, Японии, их общечеловеческой значимости
Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры
§31
32
Государства и народы доко- лумбовой Америки
1
Комбинированный урок
Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков.
Народы и государства Африки.
Культура народов Африки.
Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, ацтеков о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев
Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков.
Народов Африки
§32
33
Наследие истории Средних веков в истории человечества
1
Повтори- тельно- обобщаю- щий урок
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
Выполнение тестов, написание эссе
34 -35
Наследие истории Средних веков в истории человечества
2
Итоговые уроки
Закрепление полученных знаний.
Викторина, решение кроссвордов, исторических задач
Контрольная работа № 1 (входной контроль)
Вариант I
1. По данным археологов, люди появились на Земле:
1) более 2 млн лет назад
2) 40 тысяч лет назад
3) 10 тысяч лет назад
4) в 4 тысячелетии до н. э.
2. В соседской общине в отличие от родовой:
1) люди были равны между собой
2) люди вели совместное хозяйство
3) лучшие земли доставались старейшинам и вождям
4) существовало разделение труда между женщинами и мужчинами
3. Какое государство располагалось в Западной Азии?
1) Италия 2) Египет 3) Ассирия 4) Индия
4. К истории странствований Одиссея относится крылатое выражение:
1) между Сциллой и Харибдой
2) авгиевы конюшни
3) валтасаров пир
4) нить Ариадны
5. Причиной создания законов Солона стало недовольство демоса:
1) роспуском ареопага
2) поражением в Троянской войне
3) отменой законов Драконта
4) существованием долгового рабства
6. Во II в. до н. э. Рим установил господство над:
8. Какие события относятся к истории Греции и Рима? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) восстание Спартака 3) разделение людей на касты
2) появление первой монеты 4) назначение Перикла стратегом
5) создание библиотеки глиняных книг
Ответ: _________________________________
9. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) взятие Трои Б) захват Ниневии В) битва при Каннах Г) взятие Рима готами
10. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
Определение
А) колоны
Б) преторианцы
В) гладиаторы
1) победители Олимпийских игр
2) личная стража римского императора
3) земледельцы, арендовавшие землю на несколько лет
4) специально подготовленные и обученные рабы-воины, выступавшие на публике
Ответ:
Вариант II
1. Прародиной человечества является:
1) Азия 2) Австралия 3) Европа 4) Восточная Африка
2. В соседской общине в отличие от родовой:
1) жили кровные родственники
2) люди изготавливали орудия труда
3) общинники совместно добывали пищу
4) общинники делились на знатных и незнатных
3. На юге Азии располагалась:
1) Индия 2) Греция 3) Персия 4) Финикия
4. К истории Троянской войны относится крылатое выражение:
1)яблоко раздора 3) иерихонская труба
2) жребий брошен 4) запретный плод сладок
5. Причиной создания законов Солона было:
1) восстание демоса 3) начало Троянской войны
2) стихийное бедствие 4) знакомство Солона с Хаммурапи
6. В работе Афинского Народного собрания участвовали:
8. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Орудие труда, оружие
Занятие
F) мотыга
Б) копье
D) ткацкий станок
1) рыболовство
2) ремесло
3) охота
4) земледелие
Ответ:
А
Б
В
9. Какие события относятся к истории стран Древнего Востока? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) создание театра 3) создание бумаги и шелка
2) военные походы Тутмоса 4) установление демократии
5) основание Ольвии и Херсонеса
Ответ:
10. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) правление Хеопса
Б) правление Перикла
В) правление Хаммурапи
Г) правление Октавиана Августа
Ответ:
Текущий контроль
I вариант.
1.Где проживали древние германцы?
а) в Африке; б) в Европе и на Скандинавском полуострове; в) в Америке.
2. Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг?
а) Капетинги; б) Меровинги; в) Каролинги.
3. Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось:
а) участком; б) феодом; в) наделом.
4. Карл Великий возглавил Франкское королевство
а) в 768г. б) в 656г. в) в 1011г.
5. Славянские племена делились на три ветви: западную, южную и __________.
6. Какой европейский город был самым крупным в XIV веке?
а) Париж; б) Милан; в) Брюгге.
7. Хозяином мастерской считался :
а) подмастерье; б) феодал; в) мастер.
8. Христианская церковь разделилась на западную и восточную в
а) 1054г. б) 998г. в) 1198г.
9. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передаваемые по наследству назывались:
А) родственники; б) сословия ; в) сородичи.
10. Соотнесите понятия:
А) рыцарь 1) работает
Б) монах 2) воюет
В) крестьянин 3) молится
11. Первый крестовый поход за освобождение гроба господнего начался
а) в X веке; б) в конце XI века; в) в начале XII века.
12. Оброк – это …. Ярмарка – это……….
Сословная монархия – это…………..
II вариант.
1. Как называлась королевская династия, основателем которой стал Карл Великий?
а) Каролинги; б) Меровинги; в) Капетинги.
2. Карл Великий стал Римским императором
а) в 768г. б) в 800г. в) в 1011г.
3. Восточные славяне были предками русских, украинцев и ___________.
4. Чтобы стать мастером подмастерье обязан выполнить