Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса. Количество часов 68, из них 22 часа на всеобщую историю, 46 часов на историю России (10 часов из них выделено на национально-региональный компонент, изучение истории Татарстана). Программа ориентирована на учебники Алексашкиной "Всеобщая история" Данилова "История России".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса »
Программу разработал
Учитель 2 кв. к.
______/Гоголева И. В./
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/Пугачева Н. П./
Протокол №____
От «____» ________2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______/Шершнева В. Н./
От «___»_________2013 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ средняя
общеобразовательная школа №3
им. Т. Гиззата г. Агрыз
_________/ Фархутдинова Р.С./
«_____»____________2013 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
9 КЛАСС
Учитель: Гоголева Ирина Васильевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2013г.
2013-2014 учебный год
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По истории
Классы 9 «А», 9 «Б»
Учитель Гоголева Ирина Васильевна
Количество часов 68
Всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ_______,зачётов ____, тестов _____, практических работ _____.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений «История 6-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 г., с учётом Учебного плана МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3 им. Тази Гиззата г. Агрыз.
Учебник.
История России 9 класс. /А.А. Данилов, Л.Г.Косулина / М.: Просвещение, 2009 г.
Всеобщая история 9 класс /Л.Н. Алексашкина / М.: Мнемозина, 2008 г.
История Татарстана 9 класс / Б.Ф. Султанбеков / К.: Хэтер, 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427), Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
С учетом инструктивных писем:
1. «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях» письмо МО и Н РТ от 04.09.2008 №03-1905 г;
2. МО и Н РТ от 16.10.2009 года № 7831/9 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин»;
3. Приказа МО и Н РТ от 09.06.2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
4. Письма МО и Н РТ от 08.07.2014 г. № 11005/14 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году».
В соответствии с учебным планом школы на 2014/2015 учебного года, приказом школы от 26.08.2014 года № 417 «О» «Об утверждении учебного плана, рабочих программ, элективных курсов, дополнительных образовательных программ».
Программа ориентирована на учебники:
для общеобразовательных учреждений под редакцией Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история, 20-начало 21 века, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008.
Данилова А.А. История России, 20-начало21 века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение. 2009.
Султанбекова Б.Ф. История Татарстана : 20-21 века: учебное пособие для 9 класса основной школы.- Казань: Хэтер. 2006.
Программа 9 класса рассчитана на 68 ч. согласно учебному плану (2 ч. в неделю):
22 ч. на Всеобщую историю,
46ч. на Историю России ( из них 10 ч. на изучение материалов регионально-национального компонента – Историю Татарстана и татарского народа).
Основная цель-сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика курса отечественной истории.
Курс «История Татарстана» является одной из важнейших частей национально-регионального компонента, Базисного учебного плана. Он содержит единое и целостное, систематизированное изложение истории. Курс даёт представление о месте и роли этой истории в общих цивилизационных процессах, её своеобразии, о том вкладе, который внесли народы региона в материальную и духовную культуру Евразии. Содержание курса ориентировано не только на обеспечение предметного знакомства учащихся с историей, культурой народов Татарстана. Оно имеет и чётко выраженный воспитательный аспект. Одними из ключевых идей являются идеи творческого потенциала поликультурного, полиэтнического, поликонфессионального общества, значимости гуманистических ценностей, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания между народами, чувств межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам, верованиям людей вне зависимости от их этнокультурной принадлежности, искусства компромисса. А данном классе «История Татарстана» изучается в количестве 10 ч. и охватывает период «Татарстан в XX вв.».
Задачи:
Способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств у учащихся;
Содействовать формированию личностного отношения к истории;
Стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории;
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
Развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личности, саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности;
Формировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности ключевые компетенции, умение разделять процессы на этапы, звенья. Выделять характерные связи, сравнивать, сопоставлять;
Реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Программа предусматривает тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, составление планов, конспектов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование.
Программа предусматривает изучение истории блоками и последовательно.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ XX в.(36ч)
Россия в годы революции и Гражданской войны.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Распад Российской империи.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы. Политика «военного коммунизма». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Будённый. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.
СССР в 1920-е г.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Переход к Новой экономической политике. План ГОЭРЛО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия нэпа. Борьба за власть в партии большевиков. Поиск путей построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свёртывание нэпа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных т национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х г.
СССР в 1930-е г.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциалы страны. Создание обороннойпромышленности.Социалистические соревнования. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1920-х-1930-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. СССР во Второй мировой войне. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая отечественная война 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Нападение Германии её союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной « войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождении Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К. Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Восток. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу.Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференция в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства . Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. «Холодная война». Начало вооружения. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны».
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начало 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953-1964 гг.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущёв. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Реформы второй половины 1950-х-1960-х гг. Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П.Королёв. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-х – начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневаяэкономика» и коррупция.Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения её эффективности. Ю.В. АндроповОппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений.Достижение военно-стратегическогопаритета с США. Разрядка и причины её срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачёв. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформы политической системы страны. Съезд народных депутатов СССР, РСФСР. Введение должности Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ иОВД. Завершение «холодной войны»
Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Августовские события 1991г. Распад СССР. Провозглашение Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г.Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв. Россия в СНГ. Российско- американские отношения.Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодёжной культуры.
История Татарстана и татарского народа (10 ч.)
Край в период революции 1917 г. Февраль 1917 г. Нарастание революционных настроений. Февральские революционные события и установление новой власти. Активизация общественно-политических сил в условиях падения самодержавия. Национальное движение после Февраля 1917 г. Казанский октябрь. Установление Советской власти. Проекты национально - государственного устройства. Край в годы гражданской войны. Социально – экономические меры новой власти и нарастание гражданского противостояния. Комуч и боевые действия август – сентябрь 1918 г. Политика «военного коммунизма». Крестьянские волнения. Национальный вопрос в деятельности губернских властей. Военные события на территории края весной 1919 г. «Вилочный мятеж». Образование ТАССР. Два подхода к вопросу о самоопределении татарского народа. Декрет об образовании ТАССР. Формирование новых органов власти. Экономика республики после окончания гражданской войны. Голод 1921-1922 г. и его последствия. Национальный вопрос в 20-е г. Дело Султан – Галиева. Перевод татарской письменности на латиницу.НЭП в республике. Общественно-политическая жизнь. Итоги восстановительного периода. Культура. Ликвидация безграмотности. Новая система высшего образования. Условия научной деятельности. Художественная культура татарского народа. Республика в условиях модернизации. Индустриализация. Коллективизация. На новом этапе культурной революции. Политические репрессии в республике. Республика в предвоенные годы.
Республика в годы Великой Отечественной войны. Перестройка жизни на военный лад. Мобилизация. Подготовка резервов, всеобуч. Сооружение «Казанского обвода». Жители республики на фронтах войны. В тылу врага. Промышленность и сельское хозяйство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Культура республики в годы войны.
Республика в послевоенный период. Послевоенные трудности. Развитие промышленности. Изменение индустриального облика республики. Сельское хозяйство. Повседневная жизнь городского и сельского населения. Ужесточение идеологического контроля. Политические репрессии. Развитие науки, образования и культуры. ТАССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. В условиях хозяйственных и социальных реформ. Общественно – политическое и культурное развитие республики. Республика во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Развитие индустрии. Формирование Нижнекамского ТПК.
Кризисные явления в промышленности. Неблагоприятные тенденции в развитии аграрного производства. Социальное развитие города и деревни. Проблемы национального развития. Духовная сфера и усиление процессов идеологизации. Переход к всеобщему среднему образованию. Республика в годы перестройки. На пути к суверенитету. Развитие РТ 90-е гг. Политика «мягкого» вхождения в рынок. Политическое развитие республики на рубеже веков. «Модель Татарстана». Культурная жизнь в республике.
Урок повторения и обобщения.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (22 часа)
Введение. Понятие «Новейшая и современная история».
Мир в 1920-1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций.
Революционный подъём в Европе и Азии, распад империи и образование новых государств. Международные последствия революции вРоссии. Революция 1918-1919 гг. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
Ведущие страны Запада в 1920-х-1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт.Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италия в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе и на Дальнем Востоке в 1939 г.
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях.Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине XX в.
«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины её срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии во второй половине XX в.. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя воФранции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х-начале 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф. Кубе. Ф Кастро. Э.Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образования независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX в. Мао Цзэдун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже XX-XXI вв.
Мир в начале XX в. Завершение «холодной войны» и распад «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и её противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие XX в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II . Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Итоговое повторение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 9 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
примечание
план
факт
1
Введение. Понятие «Новейшая и современная история».
1
02.09
Мир в 1920-1930-е гг.(7ч)
2
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций.
1
07.09
3
Революционный подъём в Европе и Азии, распад империи и образование новых государств. Международные последствия революции вРоссии. Революция 1918-1919 гг. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал
1
09.09
4.
Ведущие страны Запада в 1920-х-1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт.Кейнсианство. Социальный либерализм.
1
14.09
5.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг.
1
16.09
6.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен.
1
21.09
7.
Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
1
23.09
8.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италия в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе и на Дальнем Востоке в 1939 г.
1
28.09
Вторая мировая война. (3ч)
9.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане.
1
30.09
10.
Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях.Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
1
05.10
11.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН
1
07.10
Мировое развитие во второй половине XX в. (8ч)
12-13
1.«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис.
2.Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины её срыва.
2
12.10
14.10
14
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления».
1
19.10
15-16
1.Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые».
2.Изменение конституционного строя воФранции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
2
21.10
26.10
17.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х-начале 1990-х гг. Распад Югославии.
1
28.10
18.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф. Кубе. Ф Кастро. Э.Че Гевара. Чилийская модель развития.
1
02.11
19.
Распад колониальной системы и образования независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX в. Мао Цзэдун. Дэн Сяопин
1
11.11
Мир на рубеже XX-XXI вв. (2ч)
20.
Мир в начале XXI в. Завершение «холодной войны» и распад «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
1
16.11
21.
Глобализация и её противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
1
18.11
Культурное наследие XX в. (1ч)
22.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II . Экуменизм. Культурное наследие XX в. Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
1
23.11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИИ XX в. (36ч)
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
примечание
план
факт
1.
Россия в годы революции и Гражданской войны.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Распад Российской империи.
1
25.11
2.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
1
30.11
3.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
1
02.12
4.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы. Политика «военного коммунизма». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Будённый. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.
1
07.12
СССР в 1920-е г.
5-6
1.Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Переход к Новой экономической политике. План ГОЭРЛО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства.
2.Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия нэпа. Борьба за власть в партии большевиков. Поиск путей построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свёртывание нэпа.
2
09.12
14.12
7.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных т национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
1
16.12
8.
Многообразие культурной жизни в 1920-х г.
1
21.12
СССР в 1930-е г.
9-10.
1.Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциалы страны. Создание обороннойпромышленности.Социалистические соревнования. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты.
2.Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
2
23.12
13.01
11.
СССР в системе международных отношений в 1920-х-1930-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Россия во второй мировой войне. Расширение территории СССР.
1
18.01
12.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
1
20.01
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
13
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
1
25.01
14
Нападение Германии её союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной « войны. Московское сражение.
1
27.01
15
Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
1
03.02
16
Вклад Советского Союза в освобождении Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К. Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский
1
08.02
17
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Восток. Геноцид на оккупированной территории.Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу.Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
1
10.02
18
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференция в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во второй мировой войне.
1
15.02
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
19.
Послевоенное восстановление хозяйства . Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. «Холодная война». Начало вооружения. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны».
1
17.02
20
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начало 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
1
22.02
СССР в 1953-1964 гг.
21.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущёв. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Реформы второй половины 1950-х-1960-х гг. Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
1
24.02
22.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
1
03.03
23
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П.Королёв. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
1
08.03
СССР в 1960-х-начале 1980-х г.
24
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневаяэкономика» и коррупция.Обострение демографической ситуации.
1
10.03
25
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения её эффективности. Ю.В. Андропов
1
15.03
26.
Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
1
17.03
27.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений.Достижение военно-стратегическогопаритета с США. Разрядка и причины её срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
1
22.03
28
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
1
05.04
Советское общество в 1985-1991 гг.
29
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачёв. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
1
07.04
30
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформы политической системы страны. Съезд народных депутатов СССР, РСФСР. Введение должности Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ иОВД. Завершение «холодной войны»
1
12.04
Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
31
Августовские события 1991г. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
1
14.04
32
События октября 1993 г.Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
1
19.04
33
В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность.
1
21.04
34
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв. Россия в СНГ. Российско- американские отношения.Россия и Европейский Союз.
1
26.04
35
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодёжной культуры
1
28.04
36.
Повторение. Тестирование по истории России.
03.05
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА. XX –XXI века (10 ч.)
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
примечание
план
факт
1
Край в период революции 1917 г. Февраль 1917 г. Нарастание революционных настроений. Февральские революционные события и установление новой власти. Активизация общественно-политических сил в условиях падения самодержавия. Национальное движение после Февраля 1917 г. Казанский октябрь. Установление Советской власти. Проекты национально - государственного устройства.
1
05.05
2
Край в годы гражданской войны. Социально – экономические меры новой власти и нарастание гражданского противостояния. Комуч и боевые действия август – сентябрь 1918 г. Политика «военного коммунизма». Крестьянские волнения. Национальный вопрос в деятельности губернских властей. Военные события на территории края весной 1919 г. «Вилочный мятеж»
1
10.05
3
Образование ТАССР. Два подхода к вопросу о самоопределении татарского народа. Декрет об образовании ТАССР. Формирование новых органов власти. Экономика республики после окончания гражданской войны. Голод 1921-1922 г. и его последствия. Национальный вопрос в 20-е г. Дело Султан – Галиева. Перевод татарской письменности на латиницу.
НЭП в республике. Общественно-политическая жизнь. Итоги восстановительного периода. Культура. Ликвидация безграмотности. Новая система высшего образования. Условия научной деятельности. Художественная культура татарского народа.
1
12.05
4.
Республика в условиях модернизации. Индустриализация. Коллективизация. На новом этапе культурной революции. Политические репрессии в республике. Республика в предвоенные годы.
1
17.05
5.
Республика в годы Великой Отечественной войны. Перестройка жизни на военный лад. Мобилизация. Подготовка резервов, всеобуч. Сооружение «Казанского обвода». Жители республики на фронтах войны. В тылу врага. Промышленность и сельское хозяйство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Культура республики в годы войны.
1
19.05
6
Республика в послевоенный период. Послевоенные трудности. Развитие промышленности. Изменение индустриального облика республики. Сельское хозяйство. Повседневная жизнь городского и сельского населения. Ужесточение идеологического контроля. Политические репрессии. Развитие науки, образования и культуры.
1
24.05
7.
ТАССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. В условиях хозяйственных и социальных реформ. Общественно – политическое и культурное развитие республики.
1
8.
Республика во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Развитие индустрии. Формирование Нижнекамского ТПК. Кризисные явления в промышленности. Неблагоприятные тенденции в развитии аграрного производства. Социальное развитие города и деревни. Проблемы национального развития. Духовная сфера и усиление процессов идеологизации. Переход к всеобщему среднему образованию.
1
9
Республика в годы перестройки. На пути к суверенитету. Развитие РТ 90-е гг. Политика «мягкого» вхождения в рынок. Политическое развитие республики на рубеже веков. «Модель Татарстана». Культурная жизнь в республике.
1
10
Урок повторения и обобщения.
1
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 9 класса.
В результате изучения истории ученик должен знать/ помнить:
- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
- основные этапы и ключевые события истории России и мира до начала XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира ;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ.
Для учащихся:
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, XX – начало XXI века, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008 г.
Данилов А.А. История России, - начало XXI века, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.
Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: XX –начало XXI века: учебное пособие для 9 класса основной школы. - Казань: Хэтер, 2006.
Для учителя:
Данилов А.А. дополнительные материалы к учебнику Данилов А.А. История России, 20 век М.: просвещение, 2005.