Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы основного общего образования по биологии 8-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова – М.: Дрофа 2010. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В соответствии с федеральным базисным учебном планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю) из федерального компонент.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", М.:Дрофа, 2012г.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии растительных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Используются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые фронтальные формы работы. Формы контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Название раздела программы | № урока | Тема урока | Лабораторные работы | Основные понятия темы | Требование к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Информационно-методическое обеспечение | Д/з |
Введение (2 часа) | 1.(1) | Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. | | Биология. Биосфера. Экология. | Знать: значение растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Уметь: объяснять необходимость бережного отношения к растениям, природе; называть основные царства живых организмов | Устный опрос | Таблица "Царства живых организмов" | Стр 9-12 |
2.(2) | Связь организмов со средой обитания. взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана | | Среда обитания. Факторы среды. Фенология | Знать: основные среды обитания. Уметь: проводить фенологические наблюдения за растениями | Устный опрос | Демонстрация Фотографий и рисунков деревьев и кустарников | подгот. сообщение |
Клеточное строение организмов (4 часа) | 1.(3) | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) | Л/р №1 "Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. | Световой микроскоп. Ручная лупа. Штативная лупа. | Знать: устройство лупы и микроскопа; правила пользования оптическими приборами. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе; понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив, предметное стекло. микропрепарат. | Биологический диктант | Ручные лупы, микроскопы | §1 |
2.(4) | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. | Л/р №2 "Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом" | Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Вакуоль. Клеточный сок. Пластиды. Хлоропласты. Хлорофилл. | Знать: основные структуры клетки. Уметь: готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь | Биологический диктант | Таблица "Строение растительной клетки" | §2 |
3.(5) | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост | | Хромосомы. Межклетники. Межклеточное вещество. | Знать: состав и функции цитоплазмы; значение межклеточного вещества; иметь элементарные представления о делении клеток; разницу в строении молодых и старых клеток. Уметь: описывать по рисунку деление клетки; называть роль хромосом | Устный опрос | Таблица "Деление клетки" | §3 |
4.(6) | Ткани | | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | Знать: определение и значение термина "ткань"; основные виды тканей растительного организма; Уметь: узнавать типы тканей на рисунках и микропрепаратах | Фронтальный опрос | Таблицы и микропрепараты растительных тканей | §4 |
Царства Бактерии и Грибы (4 часа) | 1.(7) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. | | Бактерии. Цианобактерии. Сапрофиты. Паразиты. Спора.Симбиоз. Клубеньковые бактерии. | Знать: строение бактериальной клетки; способы питания и существования при неблагоприятных условиях Уметь: перечислять роль бактерий в природе и жизни человека. | Тест "Клеточное строение организмов" | Таблицы "Строение клетки бактерии", "Формы бактериальных клеток" | §5,6 |
2.(8) | Общая характеристика грибов и их значение в природе. Шляпочные грибы | | Грибница. Мицелий. Микориза. | Знать: особенности строения и способы питания, значение грибов а природе и жизни человека. Уметь : узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы; соблюдать правила сбора грибов | Устный опрос | Таблица "Строение шляпочного гриба", муляжи грибов, рисунки съедобных и ядовитых грибов | §7,8 |
3.(9) | Плесневые грибы. Грибы – паразиты. | | Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Грибы – паразиты. Головня. Спорынья. Гриб трутовик | Знать: процессы жизнедеятельности, условия и особенности среды обитания; использование плесневых грибов человеком. Уметь: различать грибы-сапрофиты и грибы-паразиты | Устный опрос | Таблицы "Плесневые грибы" "Грибы паразиты", пробирки с дрожжами, микроскоп, лупы, культуры белой и голубой плесени, плодовые тела трутовиков | §9,10 |
4.(10) | Лишайники, общая характеристика и значение в природе. | | Кустистые. Листоватые. Накипные | Знать: строение, способы размножения. значение в природе Уметь: различать кустистые, листоватые, накипные; объяснять явление симбиоза. | Фронтальный опрос | Таблицы " Кустистые, листоватые, накипные лишайники", "Строение лишайника", коллекций лишайников | §13 |
Царство Растения (5часов) | 1.(11) | Общая характеристика растительного царства. многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | | Низшие растения. Высшие растения. Таллом | Знать: где на Земле встречаются растения; о многообразии, значении растений в природе и в жизнедеятельности человека; меры по охране растений. Уметь: различать низшие и высшие растения, называть их признаки. | Проверочная работа "Царства Бактерии и Грибы" | Таблицы "Природное сообщество .леса", "Одноклеточные и многоклеточные водоросли", "Мхи" "Папоротники, хвощи и плауны", "Голосеменные", "Покрытосеменные", гербарии. | §11 |
2.(12) | Водоросли. Многообразие, среда обитания, строение и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | | Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария | Знать: водоросли самые древние низшие растения на Земле; строение, размножение, значение Уметь: называть признаки характерные для водорослей | Устный опрос | Таблицы "Одноклеточные и многоклеточные водоросли" | §12 |
3.(13) | Мхи, папоротники, хвощи , плауны, их строение. многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. | | Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник. | Знать: условия жизни, особенности строения, размножения, значение в природе и жизни человека мхов, папоротников, хвощей , плаунов. Уметь: различать зеленые и белые мхи; называть признаки характерные для папоротников, хвощей , плаунов. | Устный опрос | Таблицы "Мох кукушкин лен", "Мох сфагнум", "Папоротники, хвощи и плауны", коллекция мхов, гербарии папоротников, хвощей и плаунов | §14,15 |
4.(14) | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. | | Голосеменные. Семя. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка | Знать: особенности строения, цикл развития, значение голосеменных. Уметь: различать виды хвойных растений; называть характерные признаки голосеменных растений. | Устный опрос | Таблица "Хвойные растения", гербарии, коллекции шишек хвойных растений | §16 |
5.(15) | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. | | Покрытосеменные, или цветковые, растения. Плод, деревья, кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние. | Знать: цветок – орган семенного размножения; органы покрытосеменных растений: корень, побег, цветок, плод Уметь: называть признаки отличия покрытосеменных от других групп растений; характеризовать однолетние, двулетние многолетние растения. | Устный опрос | Таблица "Покрытосеменные растения", комнатные растения, гербарии | §17 |
Строение и многообразие покрыто-семенных растений. (8часов) | 1.(16) | Строение семян однодольных и двудольных растений | | Однодольные. Двудольные. Семядоля. Эндосперм. Зародыш. Семенная кожура. Семяножка. Микропиле. | Знать: строение семян однодольных и двудольных растений; значение слов семядоля, эндосперм микропиле, рубчик. Уметь: называть признаки отличия однодольных от двудольных семян; приводить примеры однодольных и двудольных семян | Тест "Царство растения" | Таблицы "Строение семян однодольных и двудольных растений", коллекции семян, набухшие семена фасоли | §18 |
2.(17) | Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней | | Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. корнеплоды. Корневые клубни. Воздушные корни. Дыхательные корни. | Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными; характерные особенности стержневой и мочковатой корневой системы. Уметь: объяснять значение окучивания для культурных растений; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни | Таблица | Таблицы "Виды корней" "Типы корневых систем", гербарии | §19, таблица |
3.(18) | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | | Побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение | Знать: определения темы; строение побега, почки, за счет чего происходит рост побега Уметь: различать верхушечные и пазушные почки; определять вегетативные и генеративные почки и виды листорасположения; объяснять причины роста побега в длину. | Устный опрос | Таблицы "Строение побега", "Строение вегетативной и генеративной почек" , комнатные растения с различным листорасположением | §22 |
4.(19) | Строение листа. Видоизменение листьев | | Листовая пластинка, черешок. Листья черешковые и сидячие. Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое, параллельное, дуговое. Световые и теневые листья. | Знать: функции, части листа; признаки простых и сложных листьев; отличия между черешковыми и сидячими листьями; особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования. Уметь: определять сложные и простые, сидячие и черешковые листья, жилкование листьев; отличать световые листья от теневых; объяснять черты приспособленности листьев к условиям окружающей среды | Таблица | Таблицы "Простые листья", "Сложные листья", гербарии и комнатные растения с различным жилкованием листьев с простыми и сложными листьями, | §23,таблица |
5.(20) | Многообразие стеблей. Видоизменение побегов | | Травянистый и деревянистый стебли. Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли. Чечевички. Пробка. Кора. Луб. Ситовидные трубки. Лубяные волокна. Камбий. Древесина. Сердцевинные лучи. Видоизмененный побег. Корневище. Клубень. Луковица. | Знать: функции стебля; типы стеблей по направлению роста; функции отделов стебля; механизм образования годичных колец; функции выполняемые видоизмененными побегами Уметь: определять возраст дерева по годичным кольцам; приводить примеры растений размножающихся видоизмененными побегами | Таблица | Таблицы "Строение стебля", " Видоизменение побегов" Спилы стеблей и кустарников | §26, таблица |
6.(21) | Цветок и его строение | Л.р. №3 "Изучение строения цветк". | Пестик. Тычинка. Лепестки. Венчик. Чашелистики. Чашечка. Цветоножка. Цветоложе. Околоцветник: простой, двойной. Тычиночная нить. Пыльник. Рыльце. Завязь. Семязачаток. Растения однодомные и двудомные. | Знать: строение цветка; признаки правильных и неправильных, с простым и двойным околоцветником, обоеполых и раздельнополых цветков; признаки однодомных и двудомных растений; роль семязачатка в формировании семян. Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки; отличать обоеполые цветки от раздельнополых; выделять из знакомых растений однодомные и двудомные. | биологический диктант | Таблица "Строение цветка", гербарный материал | §28 |
7.(22) | Соцветия | Л.р. №4 "Ознакомление с различными видами соцветий" | Соцветие. Виды соцветий. | Знать: биологическое значение соцветий; наиболее часто встречающиеся виды соцветий. Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия4 называть растения, обладающие определенным соцветием. | биологический диктант | Таблицы "Простые соцветия" "Сложные соцветия" | §29 |
8.(23) | Плоды и их классификация | Л.р. №5 "Ознакомление с сухими и сочными плодами". | Околоплодник. Плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка. Соплодие. | Знать: строение и классификацию плодов; признаки сухих и сочных плодов; растения имеющие ягодовидные, костянковидные, ореховидные, коробочковидные плоды. Уметь: различать простые и сборные плоды, соплодия; определять односемянные и многосемянные плоды. | Таблица | Таблицы "Сухие плоды" "Сочные плоды", муляжи плодов, | §30 |
Жизнь растений (7 часов) | 1.(24) | Минеральное питание растений | | Минеральное питание. Корневое давление. Почва. Плодородие. Удобрение. | Знать: вещества необходимые для минерального питания; как растение поглощает питательные вещества; органические и минеральные удобрения, их способы внесения в почву Уметь: объяснять значение корневого давления. | Проверочная работа "Строение и многообразие покрытосеменных растений" | Коллекции почв, минеральных удобрений | §33 |
2.(25) | Фотосинтез | | Фотосинтез.. | Знать: фотосинтез - воздушное питание; способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений; условия. необходимые для протекания фотосинтеза; необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. Уметь: объяснять роль фотосинтеза в природе | Устный опрос | Демонстрация опытов: получение вытяжки хлорофилла; доказывающих поглощение растениями углекислого газа; выделение кислорода на свету; образование крахмала. | §34 |
3.(26) | Дыхание растений | | Дыхание. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Знать: значение дыхания; роль межклетников в процессе дыхания. Уметь: объяснять взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | Таблица | Демонстрация опыта: дыхание растений | §35 |
4.(27) | Испарение воды растениями | | Испарение. Листопад. Сосудистые пучки. Запасание питательных веществ. | Знать: роль воды в жизни растений; роль устьиц в транспирации; Уметь: объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями | Устный опрос | Демонстрация опыта: испарение воды листьями | §36 |
5.(28) | Рост растений | | Проросток.. Фазы развития. Этапы развития. Зародыш. Молодое растение. Взрослое растение. Размножение. Старение | Знать: условия необходимые для прорастания семян; зависимость глубины заделки семян от их размеров и от свойств почвы; особенности роста и питания проростка Уметь: называть этапы развития растений | Фронтальный опрос | Таблицы "Фазы развития зародыша", " Стадии развития проростков пшеницы", "Развитие проростков фасоли" | §38 |
6.(29) | Размножение споровых растений | | Размножение. Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. Зигота. Заросток. Предросток. Зооспора. Спорангий. | Знать: особенности полового и бесполого размножения водорослей; особенности размножения мхов, папоротников. Уметь: описывать этапы размножения и развития водорослей мхов и папоротников. | Устный опрос | Таблицы "Цикл развития хламидомонады", "Развитие нитчатой водоросли", "Цикл развития мха", "Цикл развития папоротника" | §41 |
7.(30) | Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. | | Пыльцевой мешочек. Пыльца. Пыльцевая трубка. Вегетативное размножение. Половое размножение. Двойное оплодотворение. Опыление. Ветроопыляемые и несекомоопыляемырастения. | Знать: цикл развития голосеменных растений; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян и плодов; способы вегетативного размножения Уметь: описывать этапы размножения и развития голосеменных и покрытосеменных растений. | Устный опрос | Таблици "Вегетативное размножение растений","Цикл развития сосны", "Оплодотворение у цветковых растений" | §43, схемы |
Природные сообщества (3 часа) | 1.(31) | Основные экологические факторы и их влияние на растения | | Экологические факторы. Экологические группы растений. Светолюбивые. Тенелюбивые. Теневыносливые. Растения живущие при достаточных условиях увлажнения, избыточно увлажненных и сухих мест обитания. | Знать: факторы живой и неживой природы; о влиянии света, температуры, влажности, минеральных веществ, живых организмов и человека на растения Уметь: объяснять влияние экологических факторов на растения | Тест "Жизнь растений" | Таблицы " Растения различных экологических групп" | §54 |
2.(32) | Характеристика основных экологических групп растений | Л/р №6 "Изучение особенностей строения растений различных экологических групп" | Воздухоносная ткань. Гидатоды. | Знать: приспособленность светолюбивых, растений к условиям обитания; признаки тенелюбивых растений и растений сухих мест обитания; приспособленность к среде растений водных и избыточно увлажненных мест обитания; Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп. | Фронтальный опрос | Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп | §55 |
3.(33) | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. | | Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. | Знать: типы растительных сообществ; типы растительности. Уметь: объяснять значение ярусности и причины смены растительных сообществ | Фронтальный опрос | Таблицы "Растительные сообщества", гербарный материал растения различных растительных сообществ | §56 |