I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2012.
1. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс / Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Репникова А.В., Рогожкин В.А. – М.: Баласс, 2010
2. История России, XIX век. 8 класс / Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
3.Общая характеристика учебного предмета
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Для реализации программы используются различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решения познавательных и проблемных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 8 класса »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 С. БАКАЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю
на заседании кафедры Зам.директора по УВР на заседании Директор школы
Протокол № 1 ___________________ Педагогического совета
« 18» августа 2014 г. /Решетникова А.А./ Протокол № 1 ___________________
Руководитель РМО « 29» августа 2013 г. от «30» августа 2014 г. /Фарвазов Т.А./
____________________ Приказ № ________ от
/Семенов В.Р./ «30» августа 2014 г.
Рабочая программа
по истории
на 2014-2015 учебный год
Класс: 8
Срок обучения: 1 год
Составители: учитель истории и обществознания Ахметова Е.В., квалификационная категория первая.
Количество часов: 68
Уровень: базовый
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2012
Бакалы-2014
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2012.
Всеобщая история. История нового времени. 8 класс / Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Репникова А.В., Рогожкин В.А. – М.: Баласс, 2010
История России, XIX век. 8 класс / Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
3.Общая характеристика учебного предмета
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Для реализации программы используются различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решения познавательных и проблемных заданий.
Основная цель - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
4, Описание места учебного предмета, курса
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «История» на ступени (полного) общего образования на базовом уровне отводится: в 8 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом школы в 8 классе на курс истории отводится 68 часов: 2 часа в неделю.
Цели:
воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета
Линии развития
личности средствами предмета
«История» в ОС «Школа 2100»
Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС
1-2-я. Овладение
исторической картиной
мира: умение объяснять
современный мир, связывая
исторические факты и
понятия в целостную
картину
3-я. Формирование
открытого исторического
мышления: умение видеть
развитие общественных
процессов (определять
причины и прогнозировать
следствия)
4-я. Нравственное
самоопределение
личности: умение
оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на
выращенную человечеством
систему нравственных
ценностей
5-я. Гражданско-
патриотическое
самоопределение
личности: умение, опираясь
на опыт предков,
определить свою
мировоззренческую,
гражданскую позицию,
толерантно
взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или
другой выбор.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание учебного предмета
Тема № 1. Особенности западной цивилизации XIX в. ( 5 часов)
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз.«Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Тема № 2. Разрушение аграрного общества в Европе (1800 – 1850) (6 часов).
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.
Тема № 3. Модернизация стран Запада (к 1880-м гг.) (4 часа)
Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Тема № 4. Мир за пределами Запада (1800 – 1880 гг.) (7 часов)
Север и Юг Соединенных ШтатовАмерики: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.
Тема № 5. На пороге общечеловеческих цивилизаций (рубеж XIX – ХХ вв.) (5 часов)
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.
Завершениепромышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае
Тема № 6. Выбор пути развития России при Александре I. ( 8 часов).
Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности Российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны.
Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М.М.Сперанского.
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Русско-Шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточно-грузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией.
Отечественная война 1812 года. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. М.И.Кутузов. бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России.
Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М.И.Кутузова. победа над Наполеоном. Россия в Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу.
Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ. Н.Н.Новосильцев. польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А.А.Аракчеева.
Социально-экономическое развитие России после войны 1812 г. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Кризис крепостнической системы и отставание России от промышленно-развитых стран. Отмена крепостного права в Прибалтике.
Общественные движения первой четверти 19 века. Причины возникновения тайных обществ. «Конституция! Н.М.Муравьева. восстание на Сенатской площади. Влияние выступления декабристов на русское общество.
Тема № 7. Консервативный путь развития России при Николае I (1825 -1855 гг.). (7 часов).
Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Ужесточение контроля над обществом. «Свод законов»Российской империи М.М.Сперанского. Разработка крестьянской реформы. Причины ограничения реформаторских начинаний. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Отмена конституции Польши.
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие и возникновение городов.
Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.
Кавказская война: основные этапы, итоги и последствия.
Крымская война. Причины и основные этапы. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов. Парижский мир. Итоги войны.
Течения общественной мысли. Славянофилы и Западники, сторонники общинного социализма. Петрашевцы. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, золотой век русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура. Взаимное обогащение культур народов Российской империи.
Тема № 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). ( 12 часов)
Россия накануне преобразований. Личность императора Александра II. Социально – экономическое развитие России к началу 60-х г. Настроения в обществе. Проекты отмены крепостного права – борьба либеральных и консервативных сил.
Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест. Современники об отмене крепостного права. Историки о значении реформы 1861 года.
Реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Введение суда присяжных. Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности. Изменения в системе образования. Смягчение цензурных правил. Значение реформ. Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Выступления либералов с предложениями о введении Конституции. Развитие капиталистических методов хозяйствования в городе и деревне. Развитие промышленности и транспорта. Своеобразие российской модели общественного развития. Отношение консерваторов к реформам и к власти.
Радикальные общественные движения. Революционно-демократическая идеология. Социализм Н.Г.Чернышевского. русская революционно-демократическая эмиграция. А.И.Герцен. Н.П.Огарев. Народничество – основные направления, идеология. Революционно-демократические организации. Хождение в народ. Зарождение рабочего движения.
Кризис внутренней политики. Причины кризиса реформаторского курса. Покушения на императора. Конституционный проект М.Т.лорис-Меликова. Цареубийство и его последствия.
Внешняя политика Александра II. Основные направления. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война. Итоги.
Тема № 9. Россия на рубеже XIX – ХХ вв.: между реформами и революцией (1881 -1914 гг.) ( 12 часа)
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Консервативный характер внутренней политики. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Подавление революционного движения. Усиление правительственного надзора за деятельностью земского и городского самоуправления.
Социально-экономическое развитие. Ускоренное промышленное развитие страны. Завершение промышленного переворота. Государственная поддержка тяжелой и военной промышленности. Экономический подъем 90-х гг. Деятельность С.Ю.Витте. внешнеторговые связи России.
Общественно-политическая жизнь. Национальный вопрос и пути его решения при Александре III. Влияние внутриполитического курса на общественную жизнь. Зарождение нового либерализма. Кризис революционного народничества. Распространение марксизма. Социал-демократические кружки 90-х гг. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Европейская политика. Среднеазиатская политика. Дальневосточная политика.
Достижения российской науки и образования. Рост потребности в образованных кадрах в условиях начала индустриальной модернизации страны. Система образования. Просветительские общества, народные библиотеки, рост уровня грамотности населения. Научная жизнь России. Научные общества и учреждения.
Достижения художественной культуры. Русская литература второй половины 19 в. Отражение изменений в социально-экономической и политической жизни страны в русской литературе.
Быт и образ жизни россиян. Влияние промышленного переворота на изменения в быту горожан и сельских жителей. человек
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Количество часов
Общее
В том числе
Теоретические занятия
Контрольные работы
Введение.
1
1
1. Особенности западной цивилизации XIX в.
5
4
1
2. Разрушение аграрного общества в Европе (1800-1850)
6
5
1
3.Модернизация стран Запада (к 1880-м гг.)
4
3
1
4.Мир за пределами Запада (1800-1880 гг.)
7
6
1
5.На пороге общечеловеческих цивилизаций (рубеж XIX – XX)
5
4
1
6.Выбор пути развития России при Александре I
8
7
1
7.Консервативный путь развития России при Николае I (1825-1855)
7
6
1
8.Освободительные реформы Александра II (1855-1881)
12
11
1
9.Россия на рубеже XIX – XX в.: между реформами и революцией (1881-1914)
Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX в.»
33.
Победа в Отечественной войны 1812 г.
Антифранцузская коалиция, Венский конгресс 1815 г., Священный союз
Умение работать с документами
Комбинированный
Устный опрос, сообщения
Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX в»
34.
Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом
Государственная уставная грамота, «аракчеевщина», военные поселения, Союз спасения, Союз благоденствия, «Русская правда» Пестеля, «Конституция» Муравьева
Умение анализировать исторические и литературные тексты
Комбинированный
Устный опрос
Презентация, портреты, иллюстрации
67.
Повторительно – обобщающий урок
Обобщить и систематизировать знания по изученным темам;
Проверить уровень усвоения знаний.
Контрольное тестирование
68.
Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке»
Умение обобщать и систематизировать материал
Итоговая контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира XIX в. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.,)
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIXв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX в.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877—1878гг., присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 8 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Он-лайн тесты по Новой истории. 1800 - 1913 гг
3. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.
Учебно-методическая литература:
Основная литература для учителя:
А. А. ДАНИЛОВ, Л. Г. КОСУЛИНА. Поурочные разработки к учебнику «ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век» .8 класс, Книга для учителя
А. В. Ревякин: программа курса «Новая история, 1800—1900», 8 класс;
Задания для самостоятельной работы по истории СССР Лернер И.Я. М. 1988
М. Л. Несмелова: планирование курса «Новая история 1800—1900», 8 класс.
Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917 (для студентов ПИ) под ред. Тюкавкина В.Г. М. 1990
Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917. Пособие для учителей. Дмитриев С.С. Эймонтова Р.Г. М. 1990
Хрестоматия по истории СССР 1900 - конец 1930-х Мартуненков С.И. Кораблев Ю.И. М. 1988
Дополнительная литература для учителя:
1. А.Б. Драхлер. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002
2. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник \ Ред.-сост. Блохин В.Ф. – Смоленск, 1999.
3. В.П. Бутромеев. Всемирная история в лицах. Новое время.- М.: Олма-Пресс, 2000.-319 стр.
4. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Первый период.- М.:Высшая школа, 1986.-351 стр.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
Декабристы: биографический справочник. М., 1988.
Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984.
История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
История первобытного общества. Эпоха родовой общины. М., 1986.
История России. М., 1995. Т.1.
Ключевский В.О. Соч. в 9 т. М., 1989. Т.5.
Кюстин А. де. Николаевская Россия. М., 1990.
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале ХIХ в. М., 1989.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины ХIХ столетия. М., 1990.
Мультимедийный «Атлас по истории Древнего мира», Компания «Марис Мультимедиа» и «Новый Диск» , 2003
Новая история. Первый период: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк. 1983.
Поткина И.В., Сепунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. 1990. № 4.
Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.
Рахматуллин М.А. Император Николай I и семьи декабристов // Отечественная история. 1995. № 6.
Реформы второй половины ХVIII – ХХ в.: подготовка, проведение, результаты. М., 1989.
Российские самодержцы. М., 1992.
Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1958.
Токарев А.С. Ранние формы религии. М., 1990.
Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский).- М., 1997.
Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. № 1.
Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
Шилюк Н.Ф. История древнего мира: древний Восток: Курс лекций. Ч.1. – Екатеринбург, 1997.
Основная литература для ученика:
400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000.
Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.
Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил
Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.
Ишимова А.О История России в рассказах для детей С.-Пб 1992
Князьков С. Время Петра Великого М. 1999
Кулагин А.И. Правители России С. 1994
Кулюгин А.И. Правители России С. 1994
Павленко Н.И. Петр Первый и его время. Книга для учащихся. М. 1989
Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси М. 1978
Под. ред. Ю.Лимонова Россия XIХ века глазами иностранцев М. 1989
Под. ред. Ю.Лимонова Россия XV - XVI веков глазами иностранцев М. 1989
Под. ред. Ю.Лимонова Россия XVIII века глазами иностранцев М. 1989
Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года Петрозаводск. 1995
Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982
Основные условия реализации рабочей программы:
Первая квалификационная категория учителя, курсы повышения квалификации « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в свете ФГОС нового поколения», 72 часа с 27 февраля по 3 марта 2012г., кабинет истории, оснащенный персональным компьютером, интерактивной доской, наглядные пособия.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущая аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
-устный опрос
-письменный опрос
- самостоятельная работа
- словарные исторические диктанты
-тестовые задания
-работа с картой
-доклад
-защита творческих проектов
- контрольная работа
- анализ динамики текущей успеваемости
- участие в конкурсах, олимпиадах
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- участие в научно- исследовательской деятельности
Критерии для оценивания устного ответа по истории:
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами.фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал неточное, не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов