Рабочая программа
по истории России и всеобщей истории
для 7-х классов
2 часа в неделю (всего 70 часов)
Автор - составитель:
учитель истории и обществознания
Скидан Наталья Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 7 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой по истории 5-9 классы. (Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013 – Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
Данилов А.А. История России: конец XVI–XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе / А.А. Данилов. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 2-е изд., М.: Просвещение, 2014.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России : конец XVI–XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.В. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2014.
Юдовская А.Я. , Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории. 1500-1800. - 7 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Изучение истории в 7 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения истории реализуются на трех функциях истории:
познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Курс истории опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания исторического материала и теоретико-исторических понятий и терминов:
осознанное понимание теста передающего исторические события и понятия;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание исторического текста;
анализ и интерпретация исторических событий;
составление планов различного характера;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная программа составлена для реализации курса «История. 6 класс», который является частью программы основного общего образования по истории и разработан в логике с возрастными особенностями учащихся. Курс конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета в соответствии с учебником. Интерактивное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни. Использование потенциала межпредметных связей с географией закрепляет умение оперировать картографическим материалом. Знание учащимися исторического контекста духовного творчества расширяет их возможности при изучении литературы, а также музыки и изобразительного искусства.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Новизна данной программы определяется тем, что направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности. Обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.
Гуманитарное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека. История как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческой деятельности, развития критического мышления через выполнение проблемных заданий, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности. Предпочтительные формы внеурочной деятельности – исторические праздники, заочные экскурсии и путешествия, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5 по 9 класс.
В учебном плане предусмотрено обязательное изучение истории на этапе основного общего образования в объёме 374 ч. В том числе:
в 5 классе — 70 ч. (2 часа в неделю);
в 6 классе — 70ч. (2 часа в неделю);
в 7 классе — 70 ч. (2 часа в неделю);
в 8 классе — 70 ч. (2 часа в неделю);
в 9 классе — 102 ч. (2 часа в неделю).
В 6 классе программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 3
практических работ – 2
Предусматриваются такие виды контроля: входной, текущий, итоговый, тематический. Формы контроля следующие: самостоятельная работа, хронологический, понятийный диктанты, работа с контурной картой и с персоналиями, анализ источников, эссе, решение познавательных задач, работа с документами и др. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме тестов и контрольных работ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с окружающим миром.
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере науки.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о мире; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования, формированием интеллектуальных умений.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
знать основные права и обязанности гражданина России; уважать историческое прошлое ЯНАО; самостоятельно оценить возможные последствия своих действий; выбирать как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор; проявлять интерес к участию в самодеятельных видах искусств, активно впитывать опыт и знания своих руководителей. | планировать свой перспективный круг чтения, владеть навыками рефлексивного чтения; работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа; рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно); уметь самостоятельно работать с литературными источниками как основой научного исследования; уметь критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике; владеть навыками оценочной самостоятельности составлять целое из частей (синтез), в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, подводить под понятие, выводить следствия. | для реализации своих интересов в общем объёме дел; инициативу, пунктуальность, использовать образцы подражания положительных примеров поведения; проявлять необходимые для выполнения работы позитивные волевые качества, осознавать причины своих затруднений; альтернативные варианты решения проблемы; познавательные задачи, достигая познавательной цели; усвоенные способы действий; предугадывать правильное направление действия, уверенно использует усвоенную схему действий, осознанно контролировать процесс решения учебной задачи; возможности по выполнению учебного задания, свои возможности по оценке работы товарища, содержательно обосновывая своё суждение; определять проблемы и ставить учебные и жизненно- практические цели, планировать пути достижения целей, работать по плану, сверяясь с поставленной целью; последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; последовательность действий; задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; в проблемной ситуации; результат собственной деятельности. | и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; несоответствия знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. |
Предметные результаты
Семиклассник научится | Семиклассник сможет научиться |
информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. |
История России XVII-XVIII вв. |
России и ее роль в мировом сообществе; народа в целом и главные факторы их развития; понятий; факты и мнения, исторические описания и объяснения; собственное мнение, связно пересказывать текст; обобщать и делать выводы; общественных и политических процессов; понятиями; хронологической таблицы. | (памятка) и со справочным материалом книги; факты и мнения, исторические описания и объяснения; обсуждаемым вопросам; связей между историческими явлениями; по данной теме и высказывать свое отношение к этим событиям; проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
Всеобщая история 1500 – 1800 (История Нового времени) |
учебника и лекционного материала; основе простого плана; классифицировать; факты и мнения; периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; опорой на содержание изученной главы; различным признакам; осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом. | (памятка) и со справочным материалом книги; исторического лица по памятке; словарей; периодизации новой истории; связи между явлениями; особенности абсолютных монархий в Европе; объединения Германских государств и Италии; собственную позицию по обсуждаемым вопросам. |
Содержание учебного предмета, курса.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия на рубеже XVI -XVII веков (4 ч).
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение
в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов.
Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса
Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной
Европы.
Смутное время. Причина и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия. Заговор
в Москве и свержение Годуновых. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Воцарение Шуйского. Польско-шведская интервенция.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых.
Обобщающее повторение (1 ч) «Россия в ХVI веке».
Россия в XVII веке (9 ч)
Новые явления в экономике. Последствия Смуты. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурного производства. Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки. Рост городов и городского населения. Формирование всероссийского рынка.
Основные сословия российского общества. Феодалы: бояре и дворяне. Местничество.
Крестьяне. Феодальная рента. Посадское население. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие России. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и
В.В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Боярская дума. Приказная система. Соборное уложение 1649 года.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон.
Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 годов.
Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. «Соляной бунт».
«Медный бунт». Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев. Соловецкое восстание.
Внешняя политика царя Алексея Михайловича. Основные направления внешней политики. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война. Русско-
турецкая война 1676-1681 годов. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVH веке. Образование. Книгопечатание. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические
повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие»
протопопа Аввакума). Архитектура. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь
посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Обобщение «Россия в ХVII веке».
Россия при Петре I (9 ч).
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий
Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие
бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.
Северная война. Причины и начало Северной войны. «Нарвская конфузия», Основание Петербрга. Реорганизация армии. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва
у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Сенат. Коллегии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа административно-территориального управления. Реформа городского управления. Церковная реформа. Дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики на рубеже веков.
Экономическая политика Петра I. Мелкотоварное производство. Мануфактуры. Приписные
крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения России в первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний.
Астраханское восстание. Восстание К.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народного восстания.
Изменения в культуре и быту России в первой четверти ХVIП века. Образование. Первая
печатная газета. Кунсткамера. Наука. Андрей Нартов. Художественная культура. Иван Никитин.
Перемены в быту. Европейские обычаи. Ассамблеи. Значение культурного наследия Петровской
эпохи.
Обобщение «Эпоха петровских преобразований».
Россия в 1725-1762 годах (4 ч)
Дворцовые перевороты. Причины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины I. Петр п. Возвышение Долгоруких. Воцарение Анны Иоанновны.
Верховный тайный совет. Кондиции, Остерман. Миних. Бироновщина. Иван VI Антонович. Брауншвейгское семейство.
Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Перемены в системе центрального управления.
Укрепление позиций дворянства. Манифест о вольности дворянской. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства.
Внешняя политика в 1725-1762 годах. Основные направления внешней политики. Россия
и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики.
Россия в 1762-1801 годах (10 ч).
Внутренняя политика Екатерины п. Особенности внутренней политики Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Секуляризация церковных земель. Золотой век российского дворянства. Ужесточение внутренней политики. Новиков. Радищев.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Итоги и значение крестьянской войны.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Новые явления
в развитии сельского хозяйства. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-
турецкая война 1768-1774 годов. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. п. А. Румянцев.
М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделе Польши. Война со Швецией. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба Екатерины
с революционными движениями. Итоги внешней политики Екатерины II.
Россия в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Воцарение Павла I.
Основные направления внутренней политики. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 года.
Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные
науки. Академические экспедиции. Выдающиеся техники и изобретатели. Система образования.
Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература.
Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.
Быт и обычаи во второй половине ХVIII века.
Обобщение и закрепление знаний (2 ч) «Россия в 1725-1801 годах».
Итоговое повторение (2 ч),
Резервные уроки (2 ч).
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ ХV-ХVIII ВЕКА
Введение. Мир на пороге Нового времени (1 ч)
Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические рамки Нового времени и его этапы. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Встреча миров (2 ч)
Начало Великих географических открытий.
Представления средневекового человека о мире. Путешествия и путешественники в доколумбовый период. «Узкие места» мировой торговли. Научные открытия и технические изобретения. Начало эпохи Великих географических открытий. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан.
Первое кругосветное путешествие. Завершение эпохи Великих географических открытий.
Европейская колонизация и подъём мировой торговли. Колонизация Америки. Метрополии и колонии. Колониальная политика Испании и Португалии. Начало складывания мирового
рынка. Европейская революция цен. Торговые компании. Товарные и фондовые биржи. Подъем
мировой торговли.
Высокое Возрождение (3 ч)
Исторические предпосылки Возрождения. Золотой век культуры. Ренессанс. Возрождение
интереса к античной культуре. Городская культура. Церковь и Возрождение. Государство
и культура. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение.
Гуманизм. Эразм Роттердамский. Первые утопии. Томас Мор и его представления
о совершенном государстве. Макиавелли. Франсуа Рабле и его герои. «Опыты» Мишеля де Монтеня. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса. Достижения науки. Паре, Коперник, геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира. Леонардо да Винчи. Астрология и алхимия.
Искусство Высокого Возрождения. Культ красоты. Флорентийская школа живописи. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти. Венецианская школа живописи. Микеланджело Буонаротти, Тициан. Искусство Северного Возрождения. Питер Брейгель, Ганс Гольбейн, Альбрехт Дюрер. Французское Возрождение. Жан и Франсуа Клуэ.
Реформация и Контрреформация (2 ч)
Предпосылки и начало Реформации. Причины Реформации и её распространение в Европе.
Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Жан Кальвин. Особенности Реформации в Англии.
Контрреформация и религиозные войны. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Тридентский собор. Аугсбургский религиозный мир. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете 1. Мария Стюарт.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Противостояние католиков и гугенотов. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Нидерландская революция.
Европейский абсолютизм (2 ч).
Возникновение абсолютизма. Бурбоны. Образование единых централизованных государств. Дворянство и монархия. Абсолютизм. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Бюрократическая монархия. Аристократическая
оппозиция. «Король-солце». Регентство. Фаворитизм.
Габсбурги и Гогенцоллерны. Дом Габсбургов. Лоскутная монархия. Испанские Габсбурги.
Смена династии. Государство-архипелаг. Централизация и укрепление государственной власти.
Короли и парламент в Англии (2 ч)
Английская революция середины ХVII века. Англиканская церковь и пуритане. Индепенденты. Короли и парламент. Парламентская оппозиция. Причины и начало Английской революции. Гражданские войны. Оливер Кромвель. Установление республики. Протекторат Кромвеля. Итоги и значение Английской революции.
Ограниченная монархия в Англии конца XVII-XVIII века. Реставрация Стюартов. Виги
и тори. Славная революция. Билль о правах. Вильгельм Оранский. Проблемы престолонаследия.
Парламентаризм. Политическое устройство Великобритании к началу ХVIII века.
Международные отношения XVII-XVIII веков (2 ч).
Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Могущество Габсбургов. Непобедимая армада.
Колониальное соперничество. Причины и начало Тридцатилетней войны. Восстановление власти Габсбургов в Чехии. Общеевропейский характер войны. Фердинанд II. Наёмная армия. Разрушительные последствия войны. Вестфальский мир. Поражение Контрреформации.
Династические войны ХVII-ХVIII веков. Баланс сил в Европе. Причины захватнических
войн. Династические войны. Англо-французское противостояние. Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Дипломатическая революция. Семилетняя война. Крушение паритета в Европе.
Век науки и просвещения (3 ч)
Культура и классицизм и барокко. Научная революция ХVII века. Коперник. Браге. Кеплер. Галилей. Республика учёных. Декарт. Философский рационализм. Исаак Ньютон. Классицизм. Архитектура. Драматургия и музыка. Расин. Мольер. Барокко. Стилевое разнообразие искусства. Рем брандт, Веласкес, Ватто. Музыкальные предпочтения. Бах.
Просвещение. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения. Нравственная философия. Теория правового государства. Идея национального суверенитета. Английская классическая философия. Локк, Гоббс. Немецкая классическая философия. Кант. Французское Просвещение. Вольтер, Дидро, Мелье, Монтескьё. Экономические теории Адама Смита и Давида Рикардо. Просветительская литература. Свифт. Бомарше. Дефо. Политический памфлет.
Просвещённый абсолютизм. Монархия и Просвещение. Фридрих II - «образец монарха»,
Иосиф и Мария Терезия. Реформы в империи Габсбургов. Реформы Тюрго.
Экономическое и социальное развитие Европы (2 ч).
Общество и экономика «старого порядка». Сельское хозяйство. Дворяне и крестьяне. Огораживания. Европейская торговля. Промышленное развитие. Переход от ремесла
к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Централизованные мануфактуры. Рассеянные мануфактуры. Новые системы земледелия. Внедрение арендных отношений.
Предпосылки и начало промышленной революции. Перемены в технике и технологии.
Аграрная революция. Многопольный севооборот. Начало технического пере ворота. Паровой
двигатель. Первые машины. Завод и его финансирование. Кредиты. Формы объединения капиталов. Акционерные общества. Начало транспортной революции. Совершенствование средств связи.
Революции конца XVIII века (4 ч)
Война за независимость британских колоний в Северной Америке. Первые колонии
в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт
и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и
Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 года. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов
за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.
Начало революции во Франции. Причины и начало революции. От Генеральных штатов
к Национальному собранию. Падение Бастилии. Муниципальная революция и «великий страх».
Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина. Мирное развитие революции.
Политические группировки и клубы. Бегство Варенн. Законодательное собрание. Жирондисты
и монтаньяры.
Крушение монархии и установление якобинской диктатуры. Начало революционных
войн. Восстание 1792 года. Роспуск Национального собрания. Выборы в Конвент. Якобинцы
и народное движение. Казнь короля. Начало революционного террора. Поражение жирондистов.
Республика - военный лагерь. Установление якобинской диктатуры.
Термидорианский режим и Директория. Термидорианский переворот. Падение якобинской
диктатуры. Казнь Дантона и Робеспьера. Ликвидация революционного трибунала. Директория.
Генерал Бонапарт. Итальянский поход. Египетский поход. 18 брюмера Луи Бонапарта. Итоги революции.
Государства Востока. Особенности развития в XVI-XVIII веках (2 ч).
Ближний и Средний Восток.
Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Падение Константинополя. Образование Османской империи. Турция и Европа. Начало упадка Османской империи. Государство Сефевидов. Исламское искусство.
Страны Южной и Восточной Азии. Империя Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 года Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугава. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. Сёгунат. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения. Особенности культуры стран Восточной Азии.
Повторительно-обобщающий урок (1 ч) «Основные итоги истории раннего Нового времени. ХVI - начало ХVIII века».
Учебно-тематический план
|
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | В том числе |
контрольная работа | практическая работа | тест | зачет |
История России: конец XVI – XVIII вв. – 42 часа |
Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 4 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | | 1 | | | |
Россия в ХVII века | 9 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Россия в XVII веке. | | | 1 | | |
Россия при Петре I. | 9 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Россия при Петре I. | | 1 | | | |
Россия в 1725-1762 гг. | 4 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Россия в 1725-1762 гг. | | | | 1 | |
Россия в 1762-1801 гг. | 10 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Россия в 1762-1801 гг. | | | | 1 | |
-
| Итоговое повторение | | | | | 1 |
-
|
-
| Резерв | | | | | |
История нового времени: 1500-1800 гг. – 28 часов
Введение. Мир на пороге Нового времени | 1 | | | | |
Встреча миров | 2 | | | | |
Высокое Возрождение | 3 | | | | |
Реформация и Контрреформация | 2 | | | | |
Европейский абсолютизм | 2 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Мир в начале нового времени | | | 1 | | |
Короли и парламент в Англии | 2 | | | | |
Международные отношения ХVII-ХVIII вв. | 2 | | | | |
Век науки и просвещения | 3 | | | | |
Экономическое и социальное развитие Европы | 2 | | | | |
Революции конца XVIII в. | 4 | | | | |
-
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Страны Европы в эпоху революции и Просвещения | | | | 1 | |
Государства Востока. Особенности развития в XVI-XVIII вв. | 2 | | | | |
-
| Итоговое повторение | 1 | | | | 1 |
-
|
-
| Резерв | 1 | | | | |
Итого: | | 2 | 2 | 3 | 2 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (КТП. Приложение).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Обязательная |
| Для учителя | Для учащихся |
-
| Данилов А.А. История России: конец XVI–XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-09-019600-0 |
-
| Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.В. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2014.– ISBN 978-5-09-032472-4 |
-
| | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России : конец XVI–XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014. |
-
| | Юдовская А.Я. , Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории. 1500-1800. - 7 класс. - М.: Просвещение, 2014. |
Дополнительная |
-
| Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы. 7 класс/ Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова. – М.: Просвещение, 2011. | Уроки истории от Кирилла и Мефодия. История Нового времени «Кирилл и Мефодий»/ CD. |
-
| Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Новое время. 7 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. О.А.Мартьянова. – М.: Издательство «Глобус», 2010 | Уроки истории от Кирилла и Мефодия. История России XVII- XVIII вв. «Кирилл и Мефодий»/ CD. |
-
| Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. О.А.Мартьянова. – М.: Планета, 2011. 480 с. – (Качество обучения). - ISBN 978-5-91568-130-0, стр. 5-76 (подборка по вариантам) | CD. История России конец XVI –XVIII вв. 7 класс. /«1С: Образование 4. Дом». |
-
| Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс/Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2012. | 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников/ сост. Н.М. Ионина. – М.: Вече, 2007. |
-
| Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории для учащихся 7 кл. / О.В. Кишенкова. – М.: Феникс, 2010. | История мировой культуры: справочник школьника/ сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Слово, 2006. |
-
| Ушакова О.Д. Понятия и определения. История: справочник / О.Д. Ушакова. – М.: Литера, 2006. | Всеобщая история: новейший справочник школьника/ сост. Ф.С. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова. – М.: АСТ, 2010. |
-
| Евтухов И.О. Материалы по истории: справочное пособие/ И.О. Евтухов, В.А. Федоскин, А.А.Прохоров. – М.: Книжный дом, 2004. | Цыбульский В.П. Календари и хронология стран мира: книга для учащихся/ В.П. Цибульский. – М.: Просвещение, 1992. |
-
| Чернова М.П. Справочник для учителя истории 5-11 кл./ М.П. Чернова. – М.: Экзамен, 2008. | История России в датах: справочник школьника / сост. Г. Михайлов. – М.: Литера, 2008. |
| 1000 вопросов и ответов по истории: учебное пособие/ под общ. Ред. А.Н. Алексашкиной. – М.: АСТ, 2008. | |
Материально-техническое обеспечение
Наглядно-печатные пособия
Технические средства обучения
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%2000/mi/4.13/p/page.html
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении предмета «История», являются:
осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе
осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Метапредметные результаты изучения предмета «История» в 7 классе проявляются в:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную,
творческую и общественную;
овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой
и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты семиклассников состоят в следующем:
овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных
стран;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своей страны и мира.