Пояснительная записка
Сведения об учебной программе на основе, которой составлена образовательная программа: Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2012.
3. Общая характеристика учебного предмета,
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Для реализации программы используются различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решения познавательных и проблемных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 7 класса »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 С. БАКАЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю
на заседании кафедры Зам.директора по УВР на заседании Директор школы
Протокол № 1 ___________________ Педагогического совета
« 18» августа 2014 г. /Решетникова А.А./ Протокол № 1 ___________________
Руководитель РМО « 29» августа 2013 г. от «30» августа 2014 г. /Фарвазов Т.А./
____________________ Приказ № ________ от
/Семенов В.Р./ «30» августа 2014 г.
Рабочая программа
по истории
на 2014-2015 учебный год
Класс: 7
Срок обучения: 1 год
Составители: учитель истории и обществознания Ахметова Е.В., квалификационная категория первая.
Количество часов: 68 часов
Уровень: базовый
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».
Бакалы, 2014
2. Пояснительная записка
Сведения об учебной программе на основе, которой составлена образовательная программа: Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2012.
3. Общая характеристика учебного предмета,
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Для реализации программы используются различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решения познавательных и проблемных заданий.
Основная цель - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
Цели обучения
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия ранней Новой истории: зарождения западной цивилизации, формирование многонационального Российского государства и другие явления в истории нашей страны и человечества в целом.
3-я линия развития.Рассматривать в развитии процессы разрушения аграрного общества и формирование общества Нового времени на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в раннее Новое время.
4-я линия развития.Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху раннего Нового времени.
5-я линия развития.Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху раннего Нового времени. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
4. Описание места учебного предмета, курса
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «История» на ступени (полного) общего образования на базовом уровне отводится: в 7 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом школы в 7 классе на курс истории отводится 68 часов: 2 часа в неделю.
Количество учебных часов, на которое рассчитана образовательная программа, в том числе для прохождения практической и контрольной части:68 часов (Новая история-28 ч., История России- 40ч.)
Цели:
воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета
Линии развития
личности средствами предмета
«История» в ОС «Школа 2100»
Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС
1-2-я. Овладение
исторической картиной
мира: умение объяснять
современный мир, связывая
исторические факты и
понятия в целостную
картину
3-я. Формирование
открытого исторического
мышления: умение видеть
развитие общественных
процессов (определять
причины и прогнозировать
следствия)
4-я. Нравственное
самоопределение
личности: умение
оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на
выращенную человечеством
систему нравственных
ценностей
5-я. Гражданско-
патриотическое
самоопределение
личности: умение, опираясь
на опыт предков,
определить свою
мировоззренческую,
гражданскую позицию,
толерантно
взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или
другой выбор.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
6. Содержание учебного предмета, курса
Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта.
Прямой – обязательная для контроля часть программы.
Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Всеобщая история: Рождение западной цивилизации (конец XV – начало XVII века)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени. (2 часа)
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией,империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века (6 часов)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века. (6 часов)
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Обобщение и контроль по модулю 1. (2 часа)
Модуль 2. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века)
Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века. (4 часа)
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век. (7 часов)
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.
Война за независимость (1775-1783) и образование США:причины, основные событияи лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Обобщение и контроль по модулю 2. (2 часа)
Модуль 3. Российская история: Московское царство в XVI-XVII века.
Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в.(1 ч).
Как Россия стала евроазийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 1. Россия в 1533-1618 гг. (11 часов)
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва – третий Рим»).Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Тема 2. Россия в 1618-1689 гг. (5 часов)
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Обобщение и контроль по модулю 3. (2 часа)
Модуль 4. Российская история: Становление Российской империи. XVIII век.
Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг. (5 часов)
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества.Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).
Тема 4. Российская империя.1725-1801 гг. (7 часов)
Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновныи Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов иФ.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования – и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература(Г.Р. Державини другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Обобщение и контроль. (2 часа)
Межпредметные связи в рамках единой Образовательной системы «Школа 2100»
Обществознание, 7 класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7 класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7 класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого
7. Тематическое планирование
ВВЕДЕНИЕ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОЙ ИСТОРИИ
№
урока
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
1
Введение. С чего началось Новое время
1
Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени
Объяснять значение понятия Новое время
Урок актуализации знаний
Работа с лентой времени, карточки. Задания в рабочей тетради
Рабочая тетрадь
2
Введение. Европа на пороге Нового времени
1
Источники по истории Нового времени
Характеризовать источники, рассказывающие о новом Времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире
Изучение нового материала
Фронтальный опрос,
МОДУЛЬ 1. РОЖДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ТЕМА 1. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XVНАЧАЛОXVII ВЕКА)
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Овладение учащимися об основных этапах человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
3
Великие географические открытия
1
Великие географические открытия:
предпосылки,участники, результаты.
Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке
Изучение нового материала
4
Новый колониальный порядок
1
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий
Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового света
Комбинированный
5
Возрождение и гуманизм-новый взгляд на человека
1
Культурные последствия географических открытий
Социальные последствия Великих географических открытий
Беседа
6
Реформация – новое отношение к Богу
1
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и крестьянская война в Германии
Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация
Комбинированный
7
Контрреформа
ция и новая карта Европы
1
Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны
Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним
Комбинированный
8
Судьба европейской цивилизации
1
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XV начале XVIIвека. Развитие товарного производства
Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм
Изучение нового материала
ТЕМА 2. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (КОНЕЦ XVI–НАЧАЛО XVIII ВЕКА)
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
9
Нидерландская революция
1
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции
Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории
Изучение нового материала
10
Английская монархия
1
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI-начале XVIIв.
Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе
Комбинированный
11
Английская революция
1
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI-начале XVIIв.
Объяснять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее новое Время
Комбинированный
12
Лидеры Западной Европы
1
Возникновение мануфактур, развитие товарного производства
Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического общества в раннее Новое время
Комбинированный
13
Пограничье Европы
1
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами.
Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время
Изучение нового материала
14
Борьба за господство в Европе
1
Османская экспансия, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир
Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира
Комбинированный
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на рождение западной цивилизации»
1
МОДУЛЬ 2. НОВЫЕ ВРЕМЕНА ВОСТОКА И ЗАПАДА
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Овладение учащимися об основных этапах человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
ТЕМА 3. НОВЫЕ ВРЕМЕНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (XVI-XVIIIВЕКА)
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
16
Борьба европейцев за колонии
1
Колониальные захваты европейских держав
Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн XVII-XVIIIвв.
Лекция
Фронтальный опрос
17
Исламский мир – сосед Европы
1
Османская империя: от могущества у упадку
Показывать на карте территории крупнейших государств Азии XVI-XVIIIвв.
Изучение нового материала
Работа с картой, индивидуальный опрос
Карта «Ближний Восток и Средний Восток в Средние века»
18
Индия: от империи к колонии
1
Индия держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания
Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период
Урок-практикум
Работа в рабочей тетради, фронтальный опрос
карта «Индия и Дальний Восток»
19
«Закрытый» дальний Восток
1
Империя Цин в Китае
Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период
Изучение нового материала
Работа в рабочей тетради, фронтальный опрос
карта «Индия и Дальний Восток»
ТЕМА 4. ЗАПАД В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIIIВЕК.
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
20
Идеи эпохи Просвещения
1
Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIIIвека.
Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм
Изучение нового материала
Работа с понятиями, фронтальный опрос
Иллюстрация «Научная картина мира»
21
«Просвещенный абсолютизм»
1
Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния
Объяснять, как строились отношения монархов, имевших
Комбинированный
Работа с понятиями, индивидуальный опрос
Карта «Европа в эпоху просвещения (1700-1789 гг.
22
Англия – лидер Запада
1
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIIIвв.
Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование Соединенных Штатов Америки.
Рассказывать о ключевых событиях войны североамери
канских колоний за независимость (используя историческую карту)
Комбинированный
Работа с картой, понятиями, фронтальный опрос
Карта «Война за независимость»
24
Франция: от абсолютизма к революции
1
Французская революция XVIIIв.: причины, ло и основные участники. Начало революции и основные этапы
Характеризовать причины и предпосылки Французской революции
Комбинированный
Работа с понятиями, работа в группах
Рабочая тетрадь
25
Франция: от монархии к республике
1
Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы
Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц)
Комбинированный
Работа с таблицей, понятиями
Рабочая тетрадь
26
Франция: от террора к диктатуре
1
Революционные войны. Итоги и значение революции
Излагать главные идеи «Декларации прав человека и гражданин» объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и последующей эпохи
Комбинированный
Работа с документом, понятиями
Рабочая тетрадь
27
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на новые времена Востока и Запада»
1
Повторительно-обобщающий
Работа с таблицами, документами
Рабочая тетрадь
28
Контрольная работа по модулю 2
1
Урок контроля знаний
Тесты
МОДУЛЬ 3 . РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ: МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО В XVI-XVII ВВ.
ВВОДНАЯ ТЕМА: СЕВЕРНАЯ ЕВРАЗИЯ К СЕРЕДИНЕ XVIВЕКА.
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Овладение учащимися об основных этапах человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
29
Введение
1
Хронология и сущность нового этапа российской истории
Актуализация знаний
Урок актуализации знаний
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, лента времени
ТЕМА 1. РОССИЯ В 1533-1618 ГГ.
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
30
Россия: хозяйство и сословия
1
Страна на переломе веков
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в XVIвека
Изучение нового материала
Фронтальный опрос, работа в рабочей тетради
Рабочая тетрадь, карты
31
Россия: власть и подданные
1
Династический кризис
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в XVIвека
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Рабочая тетрадь, схема на с. 35
32
Венчание первого царя
1
Экономическое и политическое развитие Московской Руси в начале XVIвека. Иван IV в представлениях современников и потомков
Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, схема на с. 48
33
Победы Российского царства
1
Внешняя политика Московской Руси в XVIвеке. Задачи и основные направления внешней политики. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Рабочая тетрадь, карты
34
Самобытная культура России
1
Культура и быт Московской Руси в XVI веке. Устное народное творчество. Летописные своды
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства
Урок-путешествие
Работа в группах
Рабочая тетрадь, материалы интернета
35
Самодержавие Ивана Грозного
1
Опричнина: причины, сущность и последствия.
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины
Комбинированный
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь
36
Наследие Ивана Грозного
1
Россия в конце XVIвек а. Положение в стране после смерти Ивана IV Грозного. Царствование Федора Иоанновича.
Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IVГрозного
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Портреты Ивана Грозного, Бориса Годунова
37
Начало Смуты: гражданские войны
1
Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова
Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция, рассказывать, в чем заключались причины Смуты начала XVIвека.
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, портреты исторических личностей
38
Окончание Смуты: спасение Отечества
1
Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы
Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России» характеризовать последствия Смуты для Российского государства
Комбинированный
Фронтальный опрос
Портреты Михаила Романова, Филарета, Д. Пожарского и К. Минина
39
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1533-1618 гг.
1
Тесты
ТЕМА 2. РОССИЯ В 1618-1689 ГГ.
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
40
Восстанов-ление по Смуты
1
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Политическое устройство России в XVIIвеке. Правление первых Романовых
Объяснять смысл понятия Новое время с привлечением знаний всеобщей истории
Изучение нового материла
Фронтальный опрос
Портреты первых Романовых
41
Самодержавие Алексея Тишайшего
1
Начало становления абсолютизма. Изменение роли Земских соборов, приказная система. Соборное уложение 1649г.
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России
Урок-практикум
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, портреты, исторические документы
42
Расширение Российского царства
1
Народы России в XVIIвеке. Освоение Сибири и Дальнего Востока
Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в XVIIвеке, используя материалы учебника и дополнительную информацию
Изучение нового материала
Индивидуальный опрос
Атлас, контурные карты
43
Раскол в умах и сердцах
2
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение)
Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы, систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVIIв.»
Комбинированный
Фронтальный опрос
Портреты Никона, Алексея Михайловича, протопопа Аввакума
44
Традиции и новшества в культуре
1
Культура и быт России в XVII веке. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование, литература
Составлять описание памятников культуры XVII века ( в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их значение
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Дополнительный материал, материалы из сети Интернет
45
Повторительно- обобщающий урок по теме «Общий взгляд на самобытный путь Московского государства»
1
Повторительно-обобщающий
Фронтальный опрос
46
Контрольная работа по модулю 3
1
Урок контроля знаний
Тесты
МОДУЛЬ 4. РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII ВЕК.
ТЕМА 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I . РОССИЯ В 1682-1725 ГГ.
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Овладение учащимися об основных этапах человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
47
Начало реформ Петра I
1
Россия на рубеже XVII-XVIIIвеков. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I
Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIIIвв., используя историческую карту
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
Портреты Петра I, документы, рабочая тетрадь
48
Начало Северной войны
1
Причины и начало Северной войны, преобразования Петра I в государственном управлении, экономике и армии
Объяснить причины Северной войны, использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Атлас, контурные карты, рабочая тетрадь
49
Победа великой державы
1
Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война: начальный этап, Полтавская битва, победы русского флота
Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту, объяснить цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I
Комбинированный
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, атлас,
50
Абсолютизм Петра Великого
1
Преобразования Петра I в государственном управлении, экономике и армии. Табель о рангах. Церковная реформа, упразднение патриаршества
Характеризовать важнейшие преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме таблицы)
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Рабочая тетрадь, схемы
51
Европейский переворот
1
Преобразования в культуре и быту. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений.
Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохис использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало» и проведение игры-путешествия «Петровский Петербург»)
Комбинированный
Фронтальный опрос
Репродукции картин, схемы, дополнительные материалы
52
Повторение главы III
1
Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность
Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории
Повторительно-обобщающий
Тесты
ТЕМА 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 1725-1801 ГГ.
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Основное содержание
Умения, навыки
Тип урока
Форма контроля
Оборудование
Примечание
53-54
Эпоха дворцовых переворотов
2
Дворцовые перевороты: причины и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, портреты, схемы
55
Крепостничество и капитализм
1
Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека. Рост промышленности и торговли. Предпринимательство
Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII века.
Комбинированный
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, документы
56-57
«Просвещенная государыня и «Русский бунт»
2
Начало царствования Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма . восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступления. Ход восстания, его значение
Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России, давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации
Комбинированный
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, атласы,
58
Гром побед Российской империи
1
Внешняя политика России в последней трети XVIIIвека, русско-турецкие войны, присоединение Крыма и Северного Причерноморья, участие России в разделах Речи Посполитой
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в Последней трети XVIII века
Комбинированный
Индивидуальный опрос
Рабочая тетрадь, карты по теме
59
«Золотой век» Екатерины Великой
1
Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам
Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения
Урок-практикум
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, исторические документы
60
Закат «просвещенного абсолютизма»
1
Россия в конце XVIII века. Павел I: личность и правитель. Основные направления внутренней и внешней политики
Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников
Комбинированный
Фронтальный опрос
Рабочая тетрадь, исторические документы
61
«Просвещенная»куль
тура России
1
Культура и быт России во второй половине XVIIIвека. Просвещение. Становление отечественной науки
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII века на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, найденных в Интернете
Комбинированный
Художественные альбомы, дополнительные материалы из сети Интернет
62
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на становление Российской империи»
1
Место XVIIIвека в истории России
Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также представителей отечественной истории XVIIIвека
Повторительно-обобщающий урок
63
Контрольная работа по модулю 4
1
Урок закрепления знаний
64
Повторите
льно-обобщающий урок на становление Российскойимперии
1
Повторительно-обобщающий
65
Итоговая контрольная работа в форме ГИА по курсу 7 класса
1
Урок закрепления знаний
Тесты
66-68
Резервные уроки
3
8. Результат обучения (требования к уровню подготовки) в конце 7-го класса
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты, сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.
Отличать черты западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI-XVIII веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское равноправие; в государственной жизни – абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре – гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей.
При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
9. Учебно-методическая литература
«Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2010г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2005-2010гг.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2008-2010 г.
Данилов А.А. Программа курса истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2005г.
Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2006.
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.
Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по истории России. 7класс. – М.:ВАКО, 2006.-208с.
Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.
Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории: 7кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2007г. (http://www.prosv.ru/).
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: «Просвещение», 2010г.
Учебное электронное издание «Всеобщая история. История нового времени». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
10 . Литература
Авторская программа Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. М.: Баласс,2008.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Репников А.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история Нового времени. Конец XV-XVIII век. Учебник для 7 – го класса основной школы.-М.: Баласс, 2005.
Данилов Д.Д. Д.В. Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин. История России.XVI-XVIIIвв. Учебник для 7 класса.- М.: Баласс,2010.
Поурочные планы по учебнику Данилова А .А., Данилова Д.Д., М. "Просвещение", 2006 г.,
Серов Б.Н., Соловьёв К.А. "Поурочные разработки по истории России М.,"Вако" 2006г.,
Назаренко М.Н. История России 7 класс: Книга для учителя, Волгоград, «Учитель АСТ» 2003г.,
Настольная книга учителя истории. Москва, 2006 г.
100 великих чудес света. М. Кузеев. Москва, «Вече», 2006 г.
Ушакова О.Д. Понятия и определения. История. Словарь. Москва «Литера», 2006 г.
Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время. Учебное пособие. Москва, 2010 г.
Основные условия реализации рабочей программы:
Первая квалификационная категория учителя, курсы повышения квалификации « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в свете ФГОС нового поколения», 72 часа с 27 февраля по 3 марта 2012г., кабинет истории, оснащенный персональным компьютером, интерактивной доской, наглядные пособия.
12. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущая аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
-устный опрос
-письменный опрос
- самостоятельная работа
- словарные исторические диктанты
-тестовые задания
-работа с картой
-доклад
-защита творческих проектов
- контрольная работа
- анализ динамики текущей успеваемости
- участие в конкурсах, олимпиадах
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- участие в научно- исследовательской деятельности
Критерии для оценивания устного ответа по истории:
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами.фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал неточное, не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов