Рабочая программа по истории для 10 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и включает разделы: место курса в образовательном процессе, цели и задачи, краткая характеристика приемов. методов и форм обучения, содержане учебной программы, ожидаемые результаты, учебно-методическое обеспечение, а также календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 10 класса»
Пояснительная записка
Место курса в образовательном процессе.
Курс ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне.
Рабочая программа составлена на основе Программы курса «История России и мира». авторов Д.Д. Данилова, Д.Ю. Беличенко, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, издательства « БАЛАСС», 2013.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Поэтому базовый уровень можно рассматривать как инвариативный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико- методологических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.
В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блоков:
1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
2) важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории; З)процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
историческое наследие эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;
человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у обучающихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у обучающихся целостных представлений об историческом прошлом человечества.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
• Цели и задачи курса.
Обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает историю проблемную. Этим объясняется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложение раскрыть элементы историографии по тем или иным темам.
При этом важнейшей задачей реализации программы становится формирование у обучающихся умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
• Краткая характеристика методов и форм обучения.
Предполагается, что при реализации данной про граммы большое внимание будет
уделено работе с источниками при ориентации на формирование у обучающихся умений:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника; Классифицировать исторические источники по типу информации.
Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко- познавательную деятельность обучающихся, результаты которой целесообразно представить в формах конспекта, реферата, исторического сочинения (эссе), резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
• Краткая характеристика форм организации учебных занятий. Названные выше цели курса делают необходимыми разнообразные виды и типы занятий, в том числе школьные лекции, семинары и практикумы.
• Комментарии к методике работы.
Критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений. Развитием коммуникативной культуры учащихся.
• Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Курс завершает (вместе с курсом истории России и мира в ХХ в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6-9 классов, по которой шло обучение истории в гимназии.
Содержание рабочей учебной программы
Указание разделов (общее количество часов на раздел).
Указание тем внутри разделов, вопросы программы.
Раздел 1. Введение в историю (5 ч)
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч)
Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.
Особенности социального познания. Социальное познание и историческая наука.
Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Различные подходы к теоретико- методологическому осмыслению исторического процесса. Формационный подход к ис- тории. Цивилизационный подход к истории. Школа «Анналов» (социальная история). Смысл истории.
История в век глобализации.
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья (28 ч) Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч)
Предцивилизационная стадия истории человечества.
Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.
Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны.
Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны - варяги - русь.
Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания.
Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (19 ч)
Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представителъная монархия. Централизация и полицентризм. Государство и церковь. Политическая роль папства. Христианская цивилизация. Роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV-XV вв.
Византийская империя. Особенности территориальной и этнической структуры.
Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.
Арабо-мусульманский Восток. Возникновение ислама. Роль ислама в арабо- мусульманском средневековом обществ. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.
Китай, Индия, Япония в Средние века. Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока. Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху
Средневековья. .
Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представителъной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX-X вв. Эволюционное развитие русских земель в Х! - первой половине ХН в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
Формирование различных социально-политических моделей развития
древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко- Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской го- сударственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце ХУ - начале ХУН в. Характер Московского государства во второй половине ХУ - начале ХУ! в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения в Х - начале ХI в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное на- правление внешней политики Московского государства.
Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание
Раздел Ш. Мир в Новое время (28 ч)
Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (13 ч)
Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в ХУН! в.: кризис «старого порядка».
Россия: особенности перехода к Новому времени. Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
Россия: особенности социально-экономического развития в ХУН-ХУН! вв.
Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
Европейские государства в XVI-XVHI вв. Формирование абсолютизма. Голландия - первая европейская республика Нового времени. Английская революция ХУН в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина Н и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодер- жавной власти.
Особенности социальных движений в России в XVH- XVHI вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
Церковь, общество, государство в России в XVH- XVHI вв.
Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
Россия - великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в XVI-XVH вв. Западное направление внешней политики России в XVI- ХУН вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия - великая мировая держава.
Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (15 ч)
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество.
Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Революции и их место в историческом процессе второй половины XVHI-XIX в.
Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке - Американская революция конца ХУН! в. Великая французская революция конца ХУН! в. Политическая модернизация и революции 1848- 1849 гг. Реформы и модернизация.
Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм и консерватизм.
Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России.
Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.
Обобщающее повторение – 2 ч.
Резерв - 5 ч.
Календарно-тематическое планирование История. 10класс.
№ урока
№ урока
в теме
Тема
Тип
урока *
ТСО,
ИКТ,
ЦОР ***
Контроль **
Практичес-
кая часть
программы
Дата
Примечание
Раздел 1. От родовых общин до национальных государств (? часов)
1
1
Цели и средства исторической науки
Н
2
2
Теории исторической науки
З
8
3
3
От стаи к обществу
Н
4
4
«Первобытная революция»
Н
9
5
5
Деспотии цивилизаций Древнего Востока
П
Т
«Осевое время» на Востоке
Феномен античной Греции
Империи Средиземноморья
Раздел 2. Человечество в эпоху
Древнего мира и Средневековья
(28 часов)
6
1
От первобытности к цивилизации.
Древний Восток.
Н
3
7
2
Античные цивилизации
Средиземноморья
Н
3
8
3
Античные цивилизации
Средиземноморья
Н
СР
9
4
Древнейшая история нашей Родины
Н
9
10
5
Духовный мир древних обществ
К
11
6
Духовный мир древних обществ
П
12
7
Историческое наследие древних
цивилизаций
П
С
13
8
Историческое наследие древних
цивилизаций
П
С
14
9
Повторительно-обобщающий урок «Человечество в эпоху Древнего мира»
ПО
15
10
Средневековая цивилизация
Европы
Н
8
16
11
Средневековая цивилизация
Европы
З
:
17
12
Византия, Арабский халифат и
Н
3
Восток в Средние века
18
13
Особенности российского
Средневековья: дискуссионные
проблемы
Н
19
14
Особенности российского
Средневековья: дискуссионные
проблемы
3
Т
20
15
Древнерусское государство и
общество
К
9
21
16
Древнерусское государство и
общество
К
22
17
Формирование различных
социально-политических моделей
развития древнерусского общества
и государства
К
23
18
Формирование различных
социально-политических моделей развития древнерусского
общества и государства
Н
8
Т
24
19
Особенности процесса объединения русских земель
К
25
20
Особенности процесса объединения русских земель
Н
4
26
21
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале
XVII вв.
Н
27
22
Борьба альтернативных вариантов
развития страны в конце XV- начале
XVII вв.
3
28
23
Социально-экономическое
развитие России
К
29
24
Россия в средневековом мире
К
30
25
Человек в Древности и
П
Средневековье
31,
32
26,
27
Человек в Древности и
П
С
Средневековье
33
28
Повторительно-обобщающий урок «Человечество в эпоху Средневековья»
ПО
Т
Раздел 3. Мир в Новое время. (28 часов).
34
1
Раннее Новое время: от
традиционного общества к
обществу индустриальному
К
8
35
2
Раннее Новое время: от
традиционного общества к
обществу индустриальному
К
Т
36
3
Россия: особенности перехода к
Новому времени
К
37
4
Россия: особенности социально-
К
9
экономического развития в
XVII-XVIII вв.
38
5
Европейские государства в XVI-XVII вв.
Н
39
6
Европейские государства в XVI-XVII вв.
Н
4
Т
40
7
Феномен российского самодержавия
К
41
8
Феномен российского самодержавия
К
Особенности социальных движений
в России в XVII-XVIII вв.
К
42
9
43
10
Церковь, общество, государство в
России в XVII-XVIII вв.
К
Т
44
11
Церковь, общество, государство в России в XVII-XVIII вв.
К
45
12
Россия - великая европейская
держава
Н
9
46
13
Повторительно-обобщающий урок «Россия и мир в XVII-XVIII веках»
ПО
Т
47
14
Промышленный переворот и
формирование индустриального
общества во второй половине XVIII-XIX вв.
К
48
15
Революции и их место в
историческом процессе второй
половины XVIII-XIX в.
П
49
16
Революции и их место в
историческом процессе второй
половины XVIII-XIX вв.
ПО
50
17
Рождение современных идеологий
К
51
18
Рождение современных идеологий
К
СР
52
19
Начало становления
индустриального общества в
России. Социально-экономическое
развитие и особенности
промышленного переворота
К
53
20
Начало становления
индустриального общества в
России. Социально-экономическое
развитие и особенности
промышленного переворота
К
5,9
Т
54
21
Российские реформы в XIX в.:
причины, цели, противоречия.
К
55
22
Российские реформы в XIX в.:
причины, цели, противоречия
3
СР
56
23
Российская власть и общество:
поиск оптимальной модели
общественного развития. Империя и народы
К
57
24
Российская власть и общество:
поиск оптимальной модели
общественного развития. Империя и народы
Н
9
58, 59
25,26
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества
К
С
60,61
27,28
Повторительно-обобщающий урок «Россия и мир в XIX веке»
ПО
Т
62
29
Повторение. Древнерусское государство и общество
ПО
63
30
Повторение. Россия в средневековом мире
ПО
64, 65
31,32
Повторение. Особенности образования централизованного государства
ПО
66
33
Повторение. Россия в XV - начале XVII вв.
ПО
67
34
Повторение. Россия в XVII - XVIII вв.
ПО
68
35
Повторение. Россия в XVIII в.
ПО
* К - комбинированный; Н - изложение нового материала; ПО - повторительно-обобщающий;
3 – урок закрепления новых знаний, выработки умений и навыков; П – урок применения новых знаний, умений, навыков.
** Формы контроля:
Т - тест; К.Р. - контрольная работа; С.Р. - самостоятельная работа; С - семинар.
*** ЦОРы
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат - формирование у обучающихся мировоззрения, осознанное определение ими своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности, собственного отношения к явлениям истории, своей гражданской позиции
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
знать/ понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию истории;
-современные трактовки важнейших проблем истории;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник информации;
-анализировать историческую информацию в разных знаковых системах;
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания, исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам;
-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение
• Учебно-программные материалы (учебный план, программы).
Программа курса «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» авторов АА. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта, издательства « Просвещение», 2008.
Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, АГ. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
Россия и мир: 10 КЛ.: метод. рекомендации/ [А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, П.А. Баранов].- М.: Просвещение, 2006.
Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время: учеб. для общеобразоват. учреждений/ АА Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Козленко С.И. История с древнейших времен до конца ХУН века. 1 О кл. Кн. для учителя. В 2 ч. Ч.1/ С.И. Козленко, В.В. Тороп.- М.: Просвещение, 2006.
Поурочные разработки по курсу « Российская цивилизация.IХ- начало ХХ века»: Кн. для учителя/ И.Н. Ионов, Г.В. Клокова.- М.: Просвещение,2001.
Учебно-практические (сборники упражнений и задач, тестов, практических работ, хрестоматии).
История: ЕГЭ. Сдаем без проблем!/ П.А Баранов, О. Н. Журавлева, с.В. Шевченко.- М.: Эксмо,2006.
Кишенкова О.В. тестовый контроль на уроках истории в 10-11 классах.- М.: 000 «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Работа с документами на уроках истории. 10 класс/ М.Н. Чернова, ВЯ. Румянцев.- М.: Айрис- пресс,2008.
Тематическая рабочая тетрадь по истории России: с древнейших времен до конца XIX века: задания уровня А, В/ Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов.- М.: Издательство «Экзамен»,2009.
Тесты. История России IX-XVIII вв.: 10 КЛ.: Учеб.- метод. пособие / О.В. Кишенкова.- М. 000 « Издательство АСТ»: 000 « Издательство Астрель»,2002.
• Учебно-справочные (словари, энциклопедии).
Отечественная история. Энциклопедия в пяти томах. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.
Энциклопедия для детей: Т.5, Чl (История России и ее ближайших соседейт.- Сост. С.Т. Исмаилова.-М.: Аванта+, 1995.
Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.
Учебно-наглядные (таблицы, атласы, схемы).
Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В. Кириллов.2-е изд., дополн.- М.: Изд-во Эксмо,2005.
Козиев С.Ш., Бурдина Е. Н. История России в таблицах и схемах. Серия « Школа в клеточку». - М.: «Лист Нью», 2006.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. 2006. 000 «Кирилл и Мефодий».2006.
ЕГЭ. История. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0.»Интерактивная линия»,2005. История .10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. 000 «1 С-Паблишинг»,2004.
3. История России. Часть 1. С древнейших времен до начала ХУI века. 000« 1 С - Паблишинг»,2008.
4. История России. Часть 2. С середины ХУI до конца ХУIII века. 000 «1С - Паблишинг»,2008. 5. История России. Часть 3. с конца ХVШ 90-е годы XIX века. 000«1С - Паблишинг»,2008. 6. Подготовка к ЕГЭ. Интерактивный тренинг. «Софт Бука»,2007.
7. Подготовка к ЕГЭ. История России. 10 класс. 000 «ИД «Равновесие»,2008.
8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19 века. 000 «Кирилл и Мефодий», 2004.
9. А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца 16 века.ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003, 2005. ДиректМедиа Паблишинг,2006, электронная версия.