kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 10 -11 классов основана на авторской программе Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарёвой М.В (М., Дрофа 2009). Методической основой программы я вляетсяцивилизованный подходд в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 10-11 классов »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина»









Рабочая программа

«История», 10-11 классы

(составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений «Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс», «Россия и мир. История XX века. 11 класс»( авторы: Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.)



Составитель:

Мазур Р. В.,

учитель истории

и обществознания










Утверждено

на заседании

педагогического совета

Протокол № _________

______________ 2014г.

Директор школы ______

Шатохина Т.В.

Обсуждено

на заседании

методического совета

Протокол № _______

______________ 2014г.

Председатель МС _____

Малиновская Е.М.




Кемерово, 2014





Содержание


Пояснительная записка ...............................................................3

Учебно-тематический план …….…………………………………7

Содержание программы …………………………………………11

Литература для учителя…………………………………………..23

Литература для обучающихся……………………………………24





































Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа основана на авторской программе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва (М., Дрофа, 2009 г.)

Учебник: «История. Россия и мир» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2010 г.

Используемый учебно-методический комплект: учебник «История. Россия и мир» (авторов О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина, Москва, «Дрофа», 2010 г, методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2010, тесты по истории России СаяпинаВ.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2010.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обоб­щающие уроки.

Курс «История. Россия и мир» отражает основ­ные этапы, процессы, события истории нашего оте­чества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится исто­рия России, что и определяет его структуру. Зна­ние прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому мате­риал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса явля­ются цивилизационный подход в сочетании со ста­диальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Основными задачами данного курса являются:

систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исто­рических знаний учащихся;

обобщение знаний на теоретическом уровне, со­здающем цельноосмысленную картину истории че­ловечества, включая представления о периодиза­ции, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

формирование у учащихся исторического мыш­ления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными по­нятиями;

осознание учащимися места России и истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискрими­нации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по време­ни и современным культурам;

формирование у учащихся гражданских идеа­лов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилисти­ческого отношения к истории и культуре своей Ро­дины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

воспитание учащихся в духе признания неиз­бежности плюрализма взглядов, социального ком­промисса и толерантности, предотвращения соци­альных конфликтов путем поиска их мирного раз­решения.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияисторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. 

Данная программа обеспечивает изучение курса – «История. Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века» учащимися 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа предназначена для 10 класса, срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреж­дений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изу­чения учебного предмета «История России» и «Всеобщей истории» на базисном уровне, в том числе в 10 классе 70 ч из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельных работ учащихся.

Предлагаемая программа рассчитана на 70 учебных часов. Она включает 9 тем, каждая из которых состоит из нескольких подтем, на изучение которых используется 1 учебный час.

Учебник: «История. Россия и мир. ХХ век» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2011 г.

Учебно-методический комплект: учебник «История. Россия и мир» (авторов О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина, Москва, «Дрофа», 2011 г, методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2010, тесты по истории России СаяпинаВ.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2010.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обоб­щающие уроки.

Курс «История. Россия и мир. ХХ век» отражает основ­ные этапы, процессы, события истории нашего оте­чества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится исто­рия России, что и определяет его структуру. Зна­ние прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому мате­риал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса явля­ются цивилизационный подход в сочетании со ста­диальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреж­дений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изу­чения учебного предмета «История России» и «Всеобщей истории» на базисном уровне, в том числе в 11 классе 68 ч из расчета 2 ч в неделю. Программа включает 10 тем, каждая из которых состоит из нескольких подтем, на изучение которых используется 1 учебный час.
































Учебно – тематический план


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводный урок

1

1




Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья.

7




2

Древний Восток и античный мир.

2

2



3

Рождение европейской средневековой цивилизации.

1

1



4

Страны Западной Европы в раннее Средневековье.

1

1



5

Византийская Империя и восточнохристианский мир.

1

1



6

Исламский мир

1

1



7

Повторительно-обобщающий урок по теме

1


1

Тест


Тема 2. Древняя Русь.

10




8

Народы восточной Европы

1

1



9

Восточные славяне в древности

1

1



10

Возникновение Древнерусского государства.

Крещение Руси.

1

1



11

Государство и общество.

1

1



12

Церковь и культура.

1

1



13

Раздробленность Руси

1

1



14

Русь между Востоком и Западом

2

2



15

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

1



16

Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура»

1

1




Тема 3.Западная Европа в XI-XVII веках

4




17

Экономическое и политическое развитие

1




18

Взаимодействие средневековых цивилизаций

1

1



19

Культура средневекового Запада

1

1



20

Повторительно-обобщающий урок по теме

1


1

Тест


Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках.

10




21

Москва во главе Объединения русских земель

2

2



22

Россия: третье православное государство.

1

1



23

Кризис государства и общества. Смутное время.

2

2



24

Становление самодержавия Романовых.

1

1



25

Начало формирования многонационального госудаства.

1

1



26

Русская культура.

1

1



27

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

1



28

Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России»

1

1




Тема5. Запад в Новое время

6




29

Европа в начале Нового времени

1

1



30

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

1

1



31

Эпоха Просвещения

1

1



32

Революции XVIII столетия

2

1

1

Тест

33

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII еков

1




34

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

1




Тема 6. Российская империя в XVIII веке

5




35

Власть и общество.

1

1



36

Социально – экономическое развитие страны

1

1



37

Расширение территории государства

1

1



38

Образование, наука и культура

1

1



39

Повторительно-обобщающий урок по теме

1


1

Тест


Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации

11




40

Эпоха наполеоновских войн

2

2



41

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

1

1



42

Революции и реформы

2

2



43

Идейные течения и политические партии

1

1



44

Колониальные империи

2

2



45

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в.

2

2



46

Повторительно-обобщающий урок по теме

1


1

Тест


Тема 8 .Россия на пути модернизации

11




47

Российское государство в первой половине XIX в.

2

2



48

Общественная жизнь в первой половине XIX в..

1

1



49

Реформы 1860-1870-х гг.

2

2



50

Общественное движение в России во второй половинеXIX в.

1

1



51

Промежуточная аттестация. Тест.

1

1



52

Россия – многонациональная империя

2

1

1

Тест

53

Повторительно-обобщающий урок по теме.

1




54

Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политического развития»

1

1




Тема 9. Культура XIX века.





55

Научно- технический прогресс и общество

1

1



56

Мировая литература и художественная культура.

1

1



57

Культура России в XIX в.

1

1



58

Итоговые уроки по курсу

2

1

1

Тест


Итого:

70

63

7



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводный урок

1

1




Тема 1 . Россия и мир в начале XX века

7




2

Новые тенденции в развитии общества

1

1



3

Первая российская революция

2

2



4

Российское общество и реформы

1

1



5

Семинарское занятие «Первая российская революция и реформы»

1

1



6

Россия в системе мирового рынка и международных союзов

1

1



7

Урок обобщения по теме

1


1

Тест


Тема 2. Мировая война и революционные потрясения

11




8

Первая мировая война

2

2



9

Российская революция 1917 г.

2

2



10

Гражданская война в России

2

2



11

Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия»

1

1



12

От Российской республики Советов к СССР

1

1



13

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе

1

1



14

Семинарское занятие «Новая политическая карта Европы»

1

1



15

Урок обобщения по теме 2

1


1

Тест


Тема 3. Мир в межвоенный период

5




16

Мировой экономический кризис

1

1



17

Тоталитарные режимы в Европе

1

1



18

Модернизация в странах Востока

2

2



19

Урок обобщения по теме 3

1


1

Тест


Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР

7




20

Советская страна в годы нэпа

1

1



21

Пути большевистской модернизации

2

2



22

СССР в системе международных отношений

2

2



23

Урок обобщения по теме 4

1

1



24

Семинарское занятие «Тоталитарные режимы: присхождение, сущность, типология»

1


1

Тест


Тема 5. Вторая мировая война

6




25

Агрессия гитлеровской Германии

1

1



26

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

1



27

Начало Великой Отечественной войны

1

1



28

Коренной перелом

2

2



29

Семинарское занятие «Человек на войне»

1


1

Тест


Тема 6 . Биополярный мир и «холодная война»

4




30

Начало противостояния

1

1



31

Мир на грани ядерной войны

1

1



32

От разрядки к новому противостоянию

1

1



33

Урок обобщения по теме 6

1

1




Тема 7. СССР и социалистические страны Европы

5




34

СССР: от Сталина к началу десталинизации

1

1



35

Кризис «развитого социализма»

1

1



36

Семинарское занятие «Хрущёв и Брежнев: судьба реформ»

1

1



37

Социализм в Восточной Европе

1

1



38

Урок обобщения по теме 7

1


1

Тест


Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века

5




39

Общественно- политическое развитие Запада в 40-60-х гг.

1

1



40

Научно- техническая революция и общество в 70-80-х гг.

1

1



41

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

2

2



42

Урок обобщения по теме.

1

1




Тема 9. Россия в современном мире

10




43

СССР и период перестройки

2

2



44

Крах социализма в Восточной Европе

1

1



45

Становление новой России

1

1



46

Российская федерация: новые рубежи в политике и экономике

2

1

1

Тест

47

Семинарское занятие «Российская Федерация: от социализма к новому обществу»

1

1



48

Мир на пороге XXI века

2

2



49

Промежуточная аттестация. Тест.

1


1



Тема 10. Духовная жизнь

9




50

Развитие научной мысли

1

1



51

Научно- технический прогресс

1

1



52

Основные тенденции развития мировой художественной культуры

1

1



53

Российская культура «серебряного века»

1

1



54

Культура России: от соцреализма к свободе творчества

2

2



55

Итоговое повторение

1

1


Тест


Итого:

68

61

7























Содержание программы


Введение

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Рос­сия и мировой исторический процесс. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

ТЕМА 1 Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

Древний Восток и античный мир. Начало преоб­разования человеком природы. Переход от присва­ивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их осо­бенности. Государство на Востоке. Деспотия. Воз­никновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: го­сударство и общество. Римский мир Средиземно­морья.

Рождение европейской средневековой цивили­зации. Кризис поздней Римской империи. Вели­кое переселение народов и его последствия для ми­ра Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, пра­во, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни сред­невекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневе­ковье. Природные условия и хозяйственная де­ятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образова­ние государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Фе­одальная собственность и феодальное поместье. Фе­одальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальней­шее политическое дробление. Образование Священ­ной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и свет­ская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности раз­вития Византии. Античная и христианская тради­ции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол хрис­тианской церкви. Византия — крупнейшее христи­анское государство раннего Средневековья. Внеш­няя политика византийских императоров. Влия­ние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Про­поведь Мухаммеда и возникновение новой рели­гии. Вероучение ислама. Начало арабских завоева­ний. Образование халифата. Раскол в исламе: ши­иты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

ТЕМА 2 Древняя Русь

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные ти­пы. Великое переселение народов и новая этниче­ская карта Восточной Европы. Расселение славян.

Финно-угорские, балтские племена. Тюркский ка­ганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние при­родной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языче­ские верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Пер­вые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управле­ния государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробеж­ные тенденции в Древнерусском государстве. Вла­димир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Прав­да.

Церковь и культура. Русская православная цер­ковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и поли­тические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение бояр­ского землевладения. Рост городов. Окончатель­ный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Нов­городская земля. Система государственного управ­ления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архи­тектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чин­гисхана. Первые завоевательные походы монголов.

Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Ба­тый. Борьба русских княжеств с монгольским на­шествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Рус­ские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отноше­ния с Ордой.

ТЕМА 3 Западная Европа в XIXV веках

Экономическое и политическое развитие. Отде­ление ремесла от сельского хозяйства. Развитие ре­месла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королев­ской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Свя­щенной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретиче­ские движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

ТЕМА 4 Российское государство в XIVXVII веках

Москва во главе объединения русских земель.

Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Прав­ление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I.

Василий П. Междоусобица в Московском княжест­ве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Полити­ка Ивана III. Конец ордынского владычества. За­вершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Бояр­ская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Моск­ва— третий Рим». Централизация государствен­ного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодер­жавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годуно­ва. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Ос­новные этапы Смуты. Интервенция Польши и Шве­ции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении наци­онально-освободительного движения. Земский со­бор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воца­рение династии Романовых. Ликвидация последст­вий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Пат­риарх Никон. Церковная реформа и раскол пра­вославной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложе­ние 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального го­сударства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего По­волжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоедине­ние к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Укра­ины.

Русская культура. Общая характеристика раз­вития культуры. Книжное дело. Литература. Ар­хитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Руб­лев. Последний век русской средневековой культу­ры. Светские тенденции в культуре.

ТЕМА 5 Запад в Новое время

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие гео­графические открытия XV—XVI вв. Начало коло­ниальных захватов и создания колониальных им­перий. Социальная структура западноевропейско­го общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевро­пейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Евро­пы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис тра­диционной европейской экономики. Развитие то­варно-денежных отношений. Процесс формирова­ния и общие черты европейского абсолютизма. Аб­солютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формиро­вания гражданского общества и правового госу­дарства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появ­ление механистической картины мира. И. Нью­тон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвеще­ния. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового госу­дарства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и ду­ховные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Аме­рике. Идеи Просвещения в Северной Америке. На­чало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Ос­новные принципы американской государствен­ности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Ве­ликой французской революции. Ее основные эта­пы. Декларация прав человека и гражданина. Раз­витие идей гражданского общества и правового го­сударства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVIXVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в раз­личных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Боль­шой стиль».

ТЕМА 6 Российская империя в XVIII веке

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение аб­солютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещен­ный абсолютизм в России. Правление Екате­рины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение за­падных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному мо­рю. Продвижение на Юг. Территориальное расши­рение России на Восток. Освоение Сибири и Даль­него Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в об­ласти культуры и быта. Образование и наука. Со­здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази­тельное искусство.

ТЕМА 7 Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Про­возглашение Франции империей. От войн респуб­лики к войнам империи. Антинаполеоновские ко­алиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-полити­ческие перемены в Европе. Поход Наполеона в Рос­сию и гибель «Великой армии». Заграничные похо­ды русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление инду­стриального Запада. Предпосылки перехода к про­мышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного пере­ворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Револю­ции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Герма­нии, Австрии и Италии. Утверждение основ конс­титуционализма. Парламентские реформы в Ве­ликобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Ли­берализм. Консерватизм. Социализм. Француз­ский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Ве­ликобритании. Последствия европейской колони­зации для стран Востока. Возникновение независи­мых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явле­ния в экономике стран Запада. Возникновение мо­нополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных импе­рий. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй поло­вине XIX в.

ТЕМА 8 Россия на пути модернизации

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преоб­разовательные проекты Александра I. Противоре­чивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фак­тор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появле­ние общественно-политических организаций. Де­кабристы. Консерватизм: в поисках государствен­ной идеологии. Западники и славянофилы. Зарож­дение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостни­чества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре­формы 18601870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промыш­ленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и де­ревне. Поиски нового курса во внутренней поли­тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либераль­ной и консервативной тенденций. Незавершен­ность реформ. Консервативная политика Алек­сандра III.

Общественное движение в России во второй по­ловине XIX в. Влияние реформ на общественно-по­литическую жизнь. Русский либерализм. Народ­ничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего дви­жения. Первые рабочие союзы. Зарождение соци­ал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Рас­ширение территории в первой трети XIX в. Кавказ­ская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования терри­тории империи. Заселение Сибири и Дальнего Вос­тока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

ТЕМА 9 Культура XIX века

Научно-технический прогресс и общество. На­учные представления о строении природы. Эволю­ционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-техниче­ский прогресс и общество. Мировая литература и художественная культу­ра. Литература и жизнь. Национальные литерату­ры и мировой литературный процесс. Основные на­правления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. Просвещение. Лите­ратура в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, бал


Вводный урок (1ч)

Основные теденции и результаты мирового исторического процесса к концу XIX в.


Тема 1. Россия и мир в начале ХХ вв. (7 ч)

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.


Тема 2. Мировая война и революционные потрясения (11 ч)

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Мировая войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Складывание международно-правовой системы. Лига наций.


Тема 3. Мир в межвоенный период (4 ч)

Мировой экономический кризис. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.


Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР. (6 ч)

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Основные этапы развития системы международных отношений накануне второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 г


Тема 5. Вторая мировая война. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (7 ч)

Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.


Тема 6. Биполярный мир и «холодная война» (4 ч)

Складывание международно-правовой системы. ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.


Тема 7. СССР и социалистические страны Европы. (5 ч)

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Формирование мировой социалистической системы.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.


Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века (5ч)

«Государство благосостояния». «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.


Тема 9. Россия в современном мире (9 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.

Тема 10. Духовная жизнь (8 ч)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в.

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Идеология и культура в военные годы. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Итоговое повторение (1ч)



















Литература для учителя

  1. История России 20 в.  Компьютерный учебник.

  2. История России 20 в. Документы и материалы. М., «Дрофа», 1999 г.

  3. А, Колосков История России 20 в. 11 класс. Дидактические материалы. М. «Дрофа» 2001 г.

  4. Отечественная история 20-начала 21 века. 11 класс. Документы и справочные материалы. М. «Просвещение» 2005 г.

  5. Л. Алексашкина. Мир в 20 веке. 9-11 класс. Дополнительные материалы и практикум. М. «Дрофа» 2000 г.

  6. В. Дмитренко. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.

  7. В. Островский, А. Уткин. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.

  8. Н. Бердяев «Самопознание»















































Литература для обучающихся

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А, Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10 класс: базовый уровень. М.: Издательство Дрофа, 2010

  2. Волобуев О.В., Клоков В.А, Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс: базовый уровень. М.: Издательство Дрофа, 2010

  3. А. Данилов, Л. Косулина.. История России 20 в. в таблицах.

  4. ЕГЭ. КИМы. История 2002 г. М. «Просвещение» 2002 г.

  5. В. Короленко «Дневник 1920-1921 гг»

  6. А. Кредер. Новейшая история. 9 класс.

  7. 15. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России. С древнейших времен до конца ХХ века. – М., АСТ «Астрель», 2009


24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории для 10-11 классов

Автор: Мазур Роман Владимирович

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ  (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-programma-po-istorii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194340"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761829"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа. История 8 класс ( 3 ч/н) к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной"
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-istoriia-8-klass-3-ch-n-k-uchiebniku-a-a-danilova-l-g-kosulinoi"
    ["file_id"] => string(6) "259195"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448686325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа история 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_istoriia_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "481757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540280182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства