При составлении программы курса были учтены требования Государственного стандарта образования РК, « Закона об образовании», « Концепции о гуманитарном образовании РК», «Концепции о формировании исторического сознания в РК». Одним из действенных способов выполнения поставленных задач является проведение занятий, которые направлены на всестороннее изучение родного края - Шалкарского района, его истории и природы. Программа предназначена для учащихся 5 классов, рассчитана на 1 час в неделю, включает теоретические и практические задания. Основная цель программы является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему городу, району, области и углубленные знания о них. Все это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в туристических походах и экскурсиях. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, дает необходимые для их жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Краеведение» 5 класс »
Актюбинская область,
г.Шалкар средняя школа № 5
учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы
Программа курса «Краеведение» 5 класс
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты обучения дисциплины.
3.Тематическая программа по курсу
4.Содержание рабочей программы
5.Перечень литературы
1.Пояснительная записка
При составлении программы курса были учтены требования Государственного стандарта образования РК, « Закона об образовании», « Концепции о гуманитарном образовании РК», «Концепции о формировании исторического сознания в РК». Одним из действенных способов выполнения поставленных задач является проведение занятий, которые направлены на всестороннее изучение родного края - Шалкарского района, его истории и природы. Программа предназначена для учащихся 5 классов, рассчитана на 1 час в неделю, включает теоретические и практические задания. Основная цель программы является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему городу, району, области и углубленные знания о них. Все это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в туристических походах и экскурсиях. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, дает необходимые для их жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.
Цель:
Образовательная: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего района.
Развивающая: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой системы. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.
Воспитательная: воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и интернационализма.
Основные задачи курса:
-содействие приобретению системных знаний, раскрывающих исторический путь развития человечества с древности до нашего времени, его социальный, духовный и нравственный опыт;
-формирование представления о многомерности изучения истории, альтернативности развития исторического процесса;
-формирование навыков творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа;
-формирование гражданской позиции молодого поколения, ответственного перед Отчизной и народом.
-воспитание исторически грамотного гражданина – патриота своей страны;
-осознание учащимися необходимости занятия гражданской позиции в обстоятельствах, где это требуется.
2.Планируемые результаты обучения дисциплины.
Результаты обучения, запланированные
в стандарте
Результаты обучения, запланированные
в учебной программе
Обучающие должны обладать следующими компетенциями
Знать:
-хронологические рамки основных исторических периодов города;
-историю родного города и его взаимоотношения с соседними государствами
-последствия колониальной политики России
-исторические сведения о городе, его архитектурные, исторические и культурные памятники;
-осмотр культовых строений и определение религиозных конфессий;
-об экономических и политических реформах независимого государства РК и их результатах;
-стратегическую программу развития « Ка-захстан – 2030»;
Уметь:
-составлять краткий исторический рассказ и работать с картой;
-характеризовать памятники, исторические личности;
-работать с архивными документами;
-использовать интерактивные технологии для изучения исторических материалов;
-работать с архивными фотографиями и сравнивать с современными архитектурными постройками;
-соотносить даты событий истории Казахстана с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории Казахстана;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, рещении различных учебных задач;
-давать описание исторических событий и памятников культуры.
Использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений;
-рационально использовать в своей поисковой работе архивные документы;
В результате изучения дисциплины, обучающиеся по базовой компетенции
Знают:
-историю становления Шалкар
-структуру работы с архивным материалом;
-об экономических и политических реформах независимого Казахстана и их результатах;
-историю родного города и его взаимоотношения с соседними районами;
Умеют:
-анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности в определенной системе, на основе разностороннего изучения археологических и архивных источников;
-давать оценку и характеристику зданиям прошлого;
-сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение ;
-составлять тезисы, готовить доклады, участвовать в экскурсиях;
-работать с различными источниками знаний;
-использовать монографии, документальные и публицистические материалы;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
-давать описание исторических событий и памятников культуры;
-высказывать собственное мнение, делать оценочные выводы;
3.Тематическая программа по курсу «Краеведение»
№
Тема урока
Количество часов
Сроки
1
Введение. Понятие «краеведение»и его значение
1
06.09.2014
2
Изучение родного края - начало изучения истории страны. Моя Родина - Казахстан
1
13.09. 2014
3
Территория, площадь, границы, полезные ископаемые,год образования, современное развитие Шалкарского района
1
20. 09. 2014
4
История образования города Шалкар.
1
27. 09. 2014
5
Территория, границы, площадь, карта Шалкара.
1
04. 10. 2014
6
История названий и значение хозяйства сельских округов Шалкарского района: Бегімбет, Қотыртас
1
11. 10. 2014
7
История названий и значение хозяйства сельских округов Шалкарского района: Біршоғыр, Аққайтым и т.д.
1
18. 10. 2014
8
Практическая работа №1 Топонимика города Шалкар
1
25. 10. 2014
9
Легенды о Шалкаре и его местностях.
1
01. 11. 2014
10
Экскурсия в музей, Дом культуры района
1
15. 11. 2014
11
Сбор материалов по исторически- культурным памятникам Шалкарского района.
1
22. 11. 2014
12
Знакомство с историей и созданием памятников Шалкар.
1
29. 11. 2014
13
Изучение памятников культуры - изучение истории края.
1
6. 12. 2014
14
Практическая работа №2
История Актюбинской области
1
13. 12. 2014
15
Первые школы Шалкарского района.История образования, их названия и первые выпускники.
1
20. 12. 2014
16
Встреча с заслуженными работниками образования Шалкарского района: Туюшев Р.Р.
1
27. 12. 2014
17
Жұмағалиева К.Т.
1
10. 01. 2014
18
Жангельдина А.Б.
1
17. 01. 2014
19
Усенова С.А.
1
24. 01. 2014
20
Экскурсия.
Культурное наследие Шалкарского района, ветераны труда и творческие люди.
1
31. 01. 2014
21
Ветераны труда! Мы не забудем Ваш труд ратный! Встреча с ветераном:
Қосымов Мақсат Сейілбекұлы
1
07. 02. 2014
22
Встреча с ветераном:
Сырлыбаев Қаналы Жаналыұлы
1
14. 02. 2014
23
Встреча с ветераном:
Сейімбетов Жеңсікбай
1
21. 02. 2014
24
Встреча с ветераном:
Әділбаев Оразбай
1
28. 02. 2014
25
Вклад шалкарцев в победу в советско – германской войне. Круглый стол
1
07. 03. 2014
26
Посмотри на район и узнай его работника.
1
14. 03. 2014
27
Развитие сельского хозяйства. Его результаты.
1
03. 04. 2014
28
Практическая работа №3 Население Шалкарского района, состояние его хозяйства.
1
11. 04. 2014
29
Знаменитые личности Актюбинской области. Знаменитости Шалкара:Әбдіжәмел Нұрпейісов.
1
18. 04. 2014
30
Знаменитости Шалкара:Тахауи Ахтанов
1
25. 04. 2014
31
Знаменитости Шалкара:Уайдин Үмбетбай
1
02. 05. 2014
32
Знаменитости Шалкара:Төреханов Тауман
1
09. 05. 2014
33
Знаменитости Шалкара:Байдосов Закратдин
1
16. 05. 2014
34
Круглый стол. Жизнь и труды знаменитых людей.
1
23. 05. 2014
4.Содержание рабочей программы
Введение. (1 час) Понятие «краеведение» и его значение
Изучение родного края - начало изучения истории страны.(2 часа) Моя Родина – Казахстан. Территория, площадь, границы, полезные ископаемые,год образования, современное развитие Шалкарского района.
Мой Шалкар- моя золотая колыбель (4 часа) История образования города Шалкар. Территория, границы, площадь, карта Шалкара. История названий и значение хозяйства сельских округов Шалкарского района: Бегімбет, Қотыртас. История названий и значение хозяйства сельских округов Шалкарского района:Біршоғыр, Аққайтым и т.д.
Практическая работа №1(1 час) Топонимика города Шалкар.
Легендарная местность – Шалкар(1 час) Легенды о Шалкаре и его местностях.
Экскурсия в музей, Дом культуры района. (1час)
Историко – культурные памятники Шалкарского района .(3 часа) Сбор материалов по исторически- культурным памятникам Шалкарского района. Знакомство с историей и созданием памятников Шалкар. Изучение памятников культуры - изучение истории края.
Практическая работа №2. (1час) История Актюбинской области.
Достояния культуры Шалкарского района. (5 часов) Первые школы Шалкарского района. История образования, их названия и первые выпускники. Встреча с заслуженными работниками образования Шалкарского района: Туюшев Р.Р.,Жұмағалиева К.Т., Жангельдина А.Б., Усенова С.А.
Экскурсия.(1 час) Культурное наследие Шалкарского района, ветераны труда и творческие люди.
Ветераны труда! Мы не забудем Ваш труд ратный!(4 часа) Встреча с ветеранами:Қосымов Мақсат Сейілбекұлы, Сырлыбаев Қаналы Жаналыұлы, Сейімбетов Жеңсікбай,Әділбаев Оразбай.
Круглый стол.(1 час) Вклад шалкарцев в победу в советско – германской войне.
Современный облик Шалкара. (2часа) Посмотри на район и узнай его работника. Развитие сельского хозяйства. Его результаты.
Практическая работа №3 (1час) Население Шалкарского района, состояние его хозяйства. Знаменитые личности Актюбинской области. Знаменитости Шалкара.(5 часов) Знаменитости Шалкара:Әбдіжәмел Нұрпейісов, Тахауи Ахтанов, Уайдин Үмбетбай, Төреханов Тауман, Байдосов Закратдин.
Круглый стол. (1 час) Жизнь и труды знаменитых людей.
5.Перечень литературы:
1. Энциклопедия «Ақтөбе»
2. Энциклопедия «Шалқар»
3. «Ғасырларға пар - пар жылдар» Р.Сыдыков
4.«Ұстаздықтық еткен жалықпас» Қ.Сүеубай
5.«Қаламмен қалдырған қазынам» С Карин
6.«Ескі сөз - ел мұрасы »М. Оралбаев
7. « Шұғылалы Шалқар» З.Әбдуәлиев
8. « Кісенделген дала» Т.Төреханов
9. «Мұзбалақ »А.Түйешова
10. «Ата мұра- асыл қазына» М. Оралбаев
11 « Қазығұрт Қорасан» Т. Мәндібай
12 « Ерте үзілген ғұмыр» Ж. Қабақбаев
13 «Мұғалжар асуындағы дистанция» М.Ә. Игисинов
14 « Аңыздар мен ақиқаттар өлкесі» Ж.Оралмағамбетов, М.Есмағамбетов