kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса "История Иркутской области" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное обеспечение:

Косых А.П., Рабецкая З.И. Программа курса история земли Иркутской. 2004 год

Учебник: Косых А.П., Рабецкая З.И. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области.  – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 год.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории. Курс «История земли Иркутской» даст обучающимся представление о развитии нашего края с древнейших времён до начала XX века. Обогатит культурный опыт в области исторического краеведения.

Место предмета в образовательном процессе

На изучение учебного предмета «История земли Иркутской» в 10 классе в региональном компоненте базисного учебного плана отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю, что соответствует авторской программе З.И.Рабецкой.

Ц е л ь  к у р с а: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой Родины.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда з а д а ч:

·  Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;

·  Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;

·  Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;

·  Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

·  Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа курса "История Иркутской области" для 10 класса »


Пояснительная записка.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции.

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
    образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089


Структура документа.

Рабочая программа учебного предмета «История земли Иркутской» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.


Программное обеспечение:

Косых А.П., Рабецкая З.И. Программа курса история земли Иркутской. 2004 год

Учебник: Косых А.П., Рабецкая З.И. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 год.


Общая характеристика учебного предмета.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории. Курс «История земли Иркутской» даст обучающимся представление о развитии нашего края с древнейших времён до начала XX века. Обогатит культурный опыт в области исторического краеведения.


Место предмета в образовательном процессе

На изучение учебного предмета «История земли Иркутской» в 10 классе в региональном компоненте базисного учебного плана отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю, что соответствует авторской программе З.И.Рабецкой.

Ц е л ь к у р с а: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой Родины.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда з а д а ч:

·  Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;

·  Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;

·  Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;

·  Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

·  Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • периодизацию истории родного края;

  • пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;

  • значение и роль Иркутской земли в истории Отечества;

  • историческую обусловленность общественных проблем и конфликтов на территории родного края;

  • специфику исторического пути Иркутской области в истории России;

Учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации;

анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым проблемам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны использовать:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • использовать историческую информацию для критического анализа современности и возможности построения собственного алгоритма жизнедеятельности;

  • использовать историческую информацию- факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения для установления причинно-следственных связей между явлениями, пространственными и временными рамки изучаемых исторических процессов и явлений


К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся,  получив прочные, глубокие знания по истории края, смогут готовить и выступают с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, краеведческих конкурсах и конференциях. Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме презентации, творческого отчета, защиты проекта или творческой работы и пр.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Количество

часов

1

Наш край в древности

1

2

Прибайкалье в период средневековья

2

3

Земля Иркутская в VIII веке

3

4

Иркутская губерния в первой половине XIX века

3

5

Иркутская губерния во второй половине XIX века

5

6

Иркутская земля в начале XX века

3

7

Между двумя революциями

5

8

Революция и гражданская война

1

9

Иркутская земля в 1921-1941 годах

4

10

Великая Отечественная война и послевоенное строительство

2

11

Иркутская область в 1961-1985 годах

3

12

Иркутская область в 1986-2000 годах

2

13

Повторение

1

Итого

35



Содержание Программы курса «История Иркутской области»

35 часов.

Вводный урок

Иркутская область – часть Великой России. Место Восточной Сибири в истории человечества, в истории Отечества, общее и своеобразное в нашей истории. Народы Сибири, её историческая география: оценка этнических и природных факторов. Соотношение внутренних факторов и внешних воздействий в развитии России. Роль Иркутской области в геополитике. Основные понятия: геополитическое положение.

Раздел 1. Земля Иркутская в далёком прошлом

Тема 1. Наш край в древности.

Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита (Буреть, Мальта). Исследования А. П.Окладникова. Новокаменный век: усовершенствование орудий труда; приручение животных; значение охоты и рыболовства. Стоянки неолита. Наскальные рисунки. Основные понятия : мезолит; неолит; петроглифы.

Меднобронзовый век: орудия труда из меди и бронзы, нефрита, кости и рога; связи с соседними племенами. Шаманство как своеобразное явление духовной культуры. Начало железного века (первое тысячелетие н. э.): орудия труда и оружие; кузнечное дело; приручение диких животных (лошадь, баран, бык); памятники железного века. Основные понятия: энеолит; шаманизм; жертвенники.

Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья.

Тема 1. Коренные жители Прибайкалья.

Курыканы. Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселение курыкан. Источники знаний о курыканах. Занятия: скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Жилища и культура. Полукочевой образ жизни. Письменность. Высокий уровень искусства. Курыканы – предки бурят. Основные понятия: Курыканы; кидани; тюрки; писаницы.

Буряты, эвенки, тофалары. Территория, занятия и общественный строй бурят. Формирование бурятской народности. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Кровная месть. Эвенки. Расселение эвенков, общественные отношения, жилище, одежда, быт эвенков. Тофалары – малая народность Восточной Сибири. Оленеводство и охота – основные занятия тофов, жилище. Суглан. Названия городов, деревень, географических мест произошедшие из языка бурят, тофов, эвенков.Основные понятия: тофалары, тофы (карагасы); баргуты; буряты; эвенки; этнос; суглан; шуленга, чум, юрта.

Тема 2. Продвижение русских в Сибирь.

Продвижение русских в Сибирь. Пути продвижения. Первые остроги: Илимский 1630 г., Усть - Кутский 1631 г., Братский 1634 г., Балаганский 1654 г.. Основание Иркутского острога в 1661 г., Я. Похабов. Илимское воеводство: развитие земледелия и промыслов. Начало Иркутского воеводства. Ясак. Значение присоединения Прибайкалья к России.

Первые христианские церкви и монастыри. Иннокентий Кульчинский. Развитие культуры. Описание земли Иркутской Семёном Ремезовым. Народные волнения 17 века. Основные понятия: землепроходцы; острог; ясак; волок; воеводство.

Раздел 3. Становление и развитие капиталистических отношений в Восточной Сибири.

Тема 1. Прибайкалье в 18 веке.

Социально – экономическое развитие края. Рост населения, его занятия. Московский тракт. Повинности трудового народа. Развитие промышленности и ремёсел. Тельминская мануфактура. Илгинский винокуренный завод. Первые предприниматели края. Иркутск – губернский город. Управление Иркутской землёй. Население. Иркутск – центр торговли и ремесла. Иркутское купечество. Основные понятия : мануфактура; торгово-промысловая компания; «ясачные иноземцы»; городская дума; наместничества.

Культура. Первые школы. Монастырские школы, «навигацкая школа», «гражданская школа». Духовная семинария. Иркутское главное народное училище. «Именитые» люди 18 века. Исследование Сибири. Камчатская экспедиция В. Беринга. Г. Ф.Миллер, И. Г.Гмелин, И. Георги, С. П.Крашенинников, Э. Г.Лаксман. А. Н.Радищев в Илимской ссылке. Г. И. Шелихов – «Колумб Российский». Основные понятия : «мунгальская школа»; духовная семинария; учительская семинария; навигацкая школа; этнография.

Тема 2. Иркутская губерния в первой половине 19 века.

Развитие экономики. Сельское хозяйство и крестьянство. Лесной промысел. Сельская община. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество. Города Прибайкалья. Городское общество. Участие населения в Отечественной войне 1812 года. Сбор средств для снаряжения добровольцев. Сибирские полки в военных действиях. Основные понятия : сельская община; «классы по состоянию»; прииски; «сельские» города; мещане.

Декабристы в Иркутской губернии.( 2 часа) Имена декабристов и места их пребывания. М. С. Лунин, Ф. Б. Вольф, В. Ф. Раевский, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, братья Муравьёвы. Жёны декабристов и их участие в культурной жизни губернии. Вклад декабристов в развитие Сибири. Основные понятии: пересылочный пункт; поселенцы; политическая каторга; декабристские вечера.

Восточно–Сибирское генерал-губернаторство. Генерал-губернатор Сибири. М. М. Сперанский и его преобразования в управлении Сибирью. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв - Амурский. Айгунский и Пекинский договоры. Просвещение и образование в первой половине 19 века. Открытие учебных заведений. Иркутский сиропитальный дом Е. М. Медведковой. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. Архитектура Иркутска. Жизнь и быт иркутян. «Именитые» люди края: Г. С. Батеньков, П. И.Пежемский, Е. А. Авдеева - Полевая, М. И. Песков. Основные понятия : генерал – губернаторство; губерния; округа; волости.

Тема 3. Иркутская губерния во второй половине 19 века.

Экономика края. Поток переселенцев после реформы 1861 года. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда. Развитие капиталистических отношений в деревне, социальное расслоение. Захватная форма землевладения. Развитие промышленности. Формирование рабочего класса. Частный капитал. Добыча золота – наиболее доходная отрасль промышленности. Начало развития угольной промышленности. Хайтинская фарфоровая фабрика. Сибирь – кладовая ценных сырьевых ресурсов. Хозяйство коренного населения. Реорганизация управления. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие средств связи. Торговля и купечество. Торговые пути. Развитие торгового оборота. Известные иркутские купцы: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Белоголовые. Мещанство. Основные

Общественная жизнь. Иркутск – центр общественной жизни. М. В. Загоскин. В. И. Вагин. Роль политических ссыльных в общественной жизни края. А. П.Щапов. К. Г. Неустроев. Издание газет. Александровский централ. Польские ссыльные. Основные понятия : движение «областников»; колониальная политика; «Александровский централ»; петрашевцы; народники; марксисты; социал-демократы.

Культурная жизнь нашего края. Просвещение и образование. Открытие новых учебных заведений. Педагоги и организаторы народного образования. Научно – техническая жизнь в губернии. Литература. Публичная библиотека. Театральная и художественная жизнь. В. П. Сукачёв. Строительство в Иркутске, архитектура города. Изменения в архитектурном облике города после пожара 1879 года. Строительство в губернии. Памятники культуры Приангарья. Основные понятия: сиропитательный дом; меценат; ВСОРГО; эклектика; русское барокко; русско - византийский стиль.

Раздел 4. Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия.

Тема 1. Иркутская земля в начале 20 века.

Экономика края. Противоречивое влияние железной дороги на развитие территории. Уровень развития промышленности. Отношение правительства к развитию промышленности в Сибири. Монополизация производства. Положение рабочих на предприятиях губернии. Сельское хозяйство. Переселение в Сибирь. Вовлечение крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Расслоение крестьянства. Влияние Русско-японской войны на положение трудящегося населения Сибири. Основные понятия: монополистический капитализм; многоукладность экономики ; классы ; сословия; рыночные отношения.

Общественно- политическое развитие края в начале 20 века. Рабочее движение: рост стачечного движения; переход к политическим требованиям. Иркутская социал-демократия. Социалистические организации. Политические ссыльные Балаганского уезда ( И. В.Сталин, П. П.Постышев). Революционные выступления в губернии в 1905-1907 годах. Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Революция и армия. Крестьянская борьба. Национальное движение. Спад революционной борьбы.

Основные понятия: оппозиция; революционеры; социал-демократы; стачка.

Тема 2. Между двумя революциями.

Экономическое положение губернии. Промышленность. Углубление монополизации производства и капитала, рост акционерного капитала. Сельское хозяйство. Аграрная политика правительства А. П. Столыпина. Крестьянское движение. Иркутское казачество. Дальнейшее расслоение крестьянства. Зажиточное сибирское хозяйство. Рабочее движение в Иркутской губернии. Напряжённость обстановки на Ленских приисках. Начало забастовки. Требования бастующих. Ленский расстрел 1912 года. Последствия Ленского расстрел. Общественно-политическая жизнь. Политические партии, общественные организации и общественные объединения. Периодическая печать. В годы первой мировой войны. Влияние войны на экономику Иркутской губернии. Обострение классовой борьбы. Голодные бунты, забастовки. Социально-политическая обстановка в крае накануне 1917 года. Основные понятия: переселенческая политика; аграрный вопрос; акционерный капитал; расслоение крестьянства; мировая война.

Культура губернии начала 20 века. Образование. Научная жизнь. В. А. Обручев, А. П. Щапов, Н. С. Романов, А. М.Сибиряков. Литература. Театр, музыка, кино. Художественная жизнь. Памятник императору Александру 111. Картинная галерея В. П.Сукачёва. Архитектура. Основные понятия: земские школы; коммерческие училища; архивная учёная комиссия.

Тема 3. Революция и гражданская война / 1917 – 1920 гг.

События 1917 года. Отношение к февральской революции населения губернии. Подъём национально - освободительного и общественного движения. Октябрь в Иркутске. Офицерско – юнкерское восстание в декабре 1917 года. Утверждение Советской власти. Основные понятии: альтернатива развития; буржуазно – демократическая революция; социалистическая революция; национально – освободительное движение; двоевластие.

В годы гражданской войны. Начало Гражданской войны и военная интервенция. Власть Временного сибирского правительства. Утверждение диктатуры А. В.Колчака. Партизанское движение. События Гражданской войны на территории Усть – Удинского и Балаганского районов. Разгром Колчака. Установление власти Советов. Основные понятия: гражданская война; военная интервенция; красный и белый террор; диктатура.

Тема 4. Иркутская земля в 1921 – 1941 годах.

Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Общественные организации и движения. Утверждение безраздельного господства в структурах власти большевиков. Централизация управления экономикой. Восстановление экономики. Положение в промышленности. Национализация. Положение в деревне: деятельность продотрядов; возрождение коммун; помощь голодающим Поволжья. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Торговля. Рост капиталистических отношений в деревне. Противоречия и трудности в период НЭПа. Итоги хозяйственной деятельности. Основные понятия: национализация; НЭП; продналог; конкуренция; потребкооперация; коммуны.

Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Начало индустриализации. Первенец индустрии – металлический завод (завод им. В. В.Куйбышева). Строительство авиационного завода. Социалистическое соревнование. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия. Коллективизация. Начало массовой коллективизации. Особенности коллективизации в Прибайкалье. Организация колхозной жизни. Коллективизация на территории Усть – Удинского района. Колхозы перед войной. Социально – политическая обстановка в 30 – 40-е годы. ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. «Враги народа». Основные понятия : модернизация; индустриализация ; коллективизация; социалистическое соревнование; «кулак»; контрреволюционер; ГУЛАГ; репрессии; НКВД.

Перемены в сфере культуры. Борьба с неграмотностью. Школьное образование. Профессионально-техническое образование. Наука в 20 – 40-е годы. Культурно-просветительская жизнь: радио, печать, кино. Литература. И. Уткин, П. П.Петров, И. Молчанов-Сибирский, И. Гольдберг, Ин. Луговской, К. Седых и др. Театр. Н. П.Охлопков. Художественная жизнь. Художественный музей. Объединения художников. Основные понятия: Губграмчека; ликпункты.

Тема 5. Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Передний край в глубоком тылу. Отечество в опасности. Перестройка экономики на военный лад. Подвиг на Сибирской ниве. Всенародная помощь фронту. Наука и культура на передовых позициях. Односельчане – труженики тыла. Иркутяне в боях за Родину. Героизм Иркутян на фронтах Великой Отечественной войны: разгром немецкой армии под Москвой ( 78-ая стрелковая дивизия дальневосточников под командованием А. П.Белобородова; 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия; 82-ая мотострелковая дивизия); участие в боях за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге; форсирование Днепра (герои устьудинцы С. В.Терещенко, В. К.Беломестных) ; освобождение Восточной Европы ( уроженец с. Усть-Уда А. М. Андреев); Берлинская операция. Наши земляки – участники войны с Японией. Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Величие нашей победы. Основные понятия: отечественная война; мобилизация; эвакуация; гвардейская дивизия; вермахт; милитаристское государство; капитуляция;

Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) Состояние экономики в послевоенный период. Новый этап индустриального развития экономики. Строительство новых предприятий: Ангарский нефтехимический комбинат; Братская и Мамаканская ГЭС; Коршуновский горно-обогатительный комбинат; Иркутский алюминиевый завод; Иркутский телецентр; Байкальский целлюлозный завод; сибирские города. Начало БАМа. Трудности сельского хозяйства. Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области к 1960 г. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь. Послевоенные репрессии. «Ренессанс» иркутского ГУЛАГа. Усиление партийного диктата. Влияние 20 съезда КПСС на общественную жизнь области. Образование и наука. Литература. Г. Кунгуров, М. Сергеев, П. Маляревский, К. Седых, Г. Марков. Театр. Живопись. Города. Основные понятия: индустриализация; МТС; дефицит трудовых ресурсов; «целинный» район; репрессии; апогей сталинизма; реабилитация; всеобуч.

Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах.

Социально – экономическое развитие Иркутской области. Территориально – производственные комплексы (ТПК) – новая форма индустриального развития экономики. Братско – Илимский ТПК; Верхнее –Ленский ТПК; Ангаро – Усольский промышленный узел; Размах капитального строительства. Братская ГЭС; БРАЗ; Усть – Илимская ГЭС; Усть - Илимский лесопромышленный комбинат; мебельная фирма «Байкал»; БАМ; нефтеперерабатывающие комбинаты; обувная фирма «Ангара»; и др. Итоги и уроки нового этапа индустриализации области. Преобразования в аграрном секторе области. Укрупнение колхозов. Рост удельного веса государственных хозяйств. Углубление специализации производства. Причины отставания аграрного сектора. Основные понятия: ТПК; промышленный узел; целина; экологические проблемы.

Общественно – политическая жизнь. Ведущая роль партийных комитетов. Раскол общества на сталинистов и антисталинистов. Периодическая печать. Поддержка правозащитного движения. Противоречия общественной жизни и падение авторитета КПСС. Основные понятия: культ личности; «Оттепель»; неосталинизм; диссиденты; правозащитники; «Развитой социализм».

Культурная жизнь общества. Наука: формирование нового центра науки; строительство академического городка; Вычислительный центр; учёные области. Школа и образование. Реформа народного образования. Профессиональное образование. Литература и искусство. Писатель – земляк В. Г.Распутин. А. В.Вампилов. Проблемы культурной жизни. Коренное население области. Жизнь, быт, производственная деятельность, культура коренного населения. Административно-территориальное устройство: Тофалария; Усть – Ордынский бурятский автономный округ, Катангский район. Основные понятия: НТР; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; аймак; православие; буддизм; дацан; лама.

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах.

Политическая и культурная жизнь области. Шаги перестройки в области. Местная власть. Губернатор Ю. А. Ножиков. Законодательное собрание области. Городская дума. Б. А.Говорин. Экономические, политические, идеологические перемены. Губернатор А. Тишанин. Процесс объединения Усть – Ордынского бурятского округа и Иркутской области. Выборы в Государственную Думу в 2007г в области. Выборы Президента Р. Ф.. Основные понятия: Перестройка; гласность; Законодательное собрание; Городская дума; губернатор; референдум.

На пути экономических реформ. Переход к рынку. Кризис в экономике. Изменения в социальной структуре населения области. Падение уровня жизни. Безработица. Начало подъёма в экономике. Экономическое развитие области в 21 столетии. Перспективы развития. Международные связи. Основные понятия: ваучер; либерализация цен; приватизация; рынок; акционер; фермер; инфляция.

Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым старшеклассником своей личной связи с историей Родины.

Для реализации поставленных задач предполагается широкое привлечение местного материала и публикаций в СМИ.

Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, документами, а также путем научно – исследовательской работы.

На уроках предполагается использовать :

1. Для активизации мыслительной деятельности:

  • диспут

  • моделирование

  • ролевую игру

3.Для решения проблемных задач:

  • анализ событий

  • анализ условий

  • анализ развития

4.Для обратной связи и контроля:

  • экзамен

  • контрольные работы

5.Для письменных работ:

  • доклад

  • эссе

6.ИКТ на уроке:

  • поиск информации

  • использование электронных учебников, иллюстраций

  • работа с тестами для контрольных заданий

  • учебные презентации

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, составлять логические и синхронистические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов;

- читать и использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития региона;

- описывать исторические события;

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию в одном или нескольких источниках;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретному народу и конкретной исторической эпохе;

- сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и обосновывать свою точку зрения, владея логическими приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале;

- приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своего края, овладение исследовательскими умениями;

- составлять тезисы, конспекты, писать реферат, доносить до аудитории свою информацию.

календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Тип урока

Цель

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Контроль

Дата проведения

Наш край в древности – 1 час

1

Наш край в древности.

Урок- лекция

Познакомить обучающихся с особенностями развития Иркутской земли в глубокой древности

Знать: стоянки древнего человека на территории области периодов мезолита, неолита, палеолита.

Уметь характеризовать особенности жизни древнего человека.

Конспект в тетради.

04.09

Прибайкалье в период средневековья – 2 часа

2

Коренное население Иркутской губернии.

Изучение нового материала

Охарактеризовать особенности быта народов разных национальностей, проживающих на территории Иркутской области.

Знать особенности жизни курыкан, эвенков, бурят, тофаларов.

Сравнительная таблица.

11.09

3

Присоединение «брацкой землицы». Первые христианские церкви и монастыри. Народные волнения.

Изучение нового материала

Рассмотреть особенности присоединения Сибири к России, выявить причины народных волнений.

Знать даты строительства острогов на территории Иркутской области.

Уметь охарактеризовать причины народных

волнений

Устный опрос

18.09

Земля Иркутская в XVIII веке – 3 часа

4

Социально-экономическое развитие края в 18 веке.

Изучение нового материала

Охарактеризовать социальное и культурное развитие Иркутской земли в 18 веке.

Уметь охарактеризовать значение просвещения для развития губернии.

Конспект.

25.09

5

Иркутск-губернский город. Первые школы.

Изучение нового материала




02.10

6

Именитые люди 18 века.

Урок-семинар

Показать значение деятельности А.Н.Радищева, Г.И.Шелихова для развития земли Иркутской.

Знать имена учёных, побывавших в Иркутской губернии в 18 веке.

Уметь охарактеризовать вклад .Н.Радищева, Г.И.Шелихова в развитие нашего края.

Презентации о Н.Радищеве и Г.И.Шелихове.

09.10

Иркутская губерния в первой половине XIX века -3 часа

7

Иркутская губерния в первой половине 19 века: развитие экономики, участие населения в Отечественной войне 1812 года.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать развитие экономики в первой половине 19 века. Показать значение сибиряков в Отечественной войне 1812 года.

Знать особенности хозяйственного развития Иркутской губернии в первой половине 19 века.

Устный опрос.

16.10

8

Край каторги и ссылки. Восточно–Сибирское генерал–губернаторство.

Изучение нового материала.

Рассмотреть значение деятельности декабристов в Иркутской губернии. Охарактеризовать деятельность М.М.Сперанского.

Знать имена декабристов и вклад, который они внесли в развитие губернии.


Устный опрос.

23.10

9

Просвещение и образование в первой половине 19 века. Иркутск – административный и культурный центр.

Изучение нового материала

Охарактеризовать культурную жизнь Иркутской губернии в первой половине 19 века.

Знать особенности развития образования в первой половине 19 века.

Конспект.

30.10

Иркутская губерния во второй половине XIX века -5 часов

10

Иркутская губерния во второй половине 19 века. Экономика и хозяйство коренного населения.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности экономического развития Иркутской губернии во второй половине 19 века.

Знать особенности развития экономики во второй половине 19 века.

Доклады обучающихся.

13.11

11

Торговля и купечество в Иркутской губернии. Сибирская железная дорога и связь.

Изучение нового материала.

Выявить особенности развития торговли. Рассмотреть значение строительства железной дороги.

Знать государства, с которыми во второй половине 19 века были развиты торговые связи.

Устный опрос.

20.11

12

Общественная жизнь. Политическая ссылка и революционное движение.

Урок-семинар.

Рассмотреть деятельность общественных деятелей: В.И.Вагина, Н.М.Ядринцева, Г.Н.Потанина.

Значение деятельности Вагина на развитие губернии.

Доклады.

27.11

13

Польские ссыльные.

Просвещение и образование.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать причины и последствия польской ссылки. Описать развитие просвещения и образования.

Знать причины и последствия польской ссылки. Уметь охарактеризовать развитие просвещения в Иркутской губернии во второй половине 19 века.

Устный опрос.

04.12

14

Научно-техническая жизнь в губернии. Литературная и театральная жизнь.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности развития научно-технической и культурной жизни губернии.

Знать о деятельности ВСОРГО и ВСОРТО.

Уметь охарактеризовать развитие культурной жизни губернии во второй половине 19 века.

Доклады, презентации.

11.12

Иркутская земля в начале XX века – 3 часа

15

Иркутская земля в начале 20 века. Экономика

Изучение нового материала.

Охарактеризовать особенности развития экономики в начале 20 века.

Знать особенности развития сельского хозяйства и промышленности.

Устный опрос.

18.12

16

Рабочее движение и иркутская социал-демократия накануне революции 1905-1907 годов.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать деятельность социал-демократов накануне революции 1905-1907гг.

Знать положение рабочих на предприятиях губернии.

Конспект.

25.12

17

Революционные выступления в губернии в 1905-1907 гг.

Урок-семинар.

Рассмотреть значение первой русской революции для Иркутской губернии.

Знать причины революции, политические организации, итоги революции.

Доклады, презентации.

15.01

Между двумя революциями – 5 часов

18

Между двумя революциями. Крестьянство и казачество.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать значение Столыпинской аграрной реформы для нашего края.

Знать причины переселения крестьян в Иркутскую губернию. Уметь охарактеризовать итоги Столыпинской аграрной реформы для нашего края.

Конспект.

22.01

19

Экономическое положение губернии между двумя революциями.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики.

Знать трудности рабочих и крестьян, приведших к Ленским событиям.

Конспект.

29.01

20

Ленский расстрел 1912 года

Изучение нового материала.

Охарактеризовать события 1912 года.

Знать причины, ход событий Ленских волнений.

Уметь назвать итоги Ленских выступлений.

Таблица «Ленский расстрел»

05.02

21

Общественно – политическая жизнь и культура Иркутской губернии в начале 20 века.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности общественно-политической и культурной жизни губернии.

Знать положение политических партий после революции 1905=1907 гг.

Конспект.

12.02

22

Иркутская область в годы первой мировой войны.

Изучение нового материала.

Рассмотреть вклад жителей Иркутской губернии в первую мировую войну.

Уметь охарактеризовать влияние Первой мировой войны на экономику Иркутской губернии.

Устный опрос.

19.02

Революция и Гражданская война (1917-1920 гг.) – 1 час

23

Революция и гражданская война (1917 – 1920). 1917 год в Иркутской губернии. В годы гражданской войны.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать подъём национально-освободительного движения в Иркутской губернии.Рассмотреть особенности развития губернии в годы Гражданской войны.

Знать основные события революционного движения в Иркутской губернии. Знать этапы Гражданской войны.

Устный опрос.

26.02

Иркутская земля в 1921-1941 гг. – 4 часа

24

Иркутская земля в 1921 – 1941 годах. Социально-политическая обстановка после Гражданской войны

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития губернии в первые годы советской власти.

Знать особенности установления советской власти.

Доклады.

05.03

25

Восстановление экономики. Сельское хозяйство. Развитие промышленности: успехи и трудности.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности экономического развития губернии в 1021-1941 гг.

Знать принципы развития сельского хозяйства, промышленности

Доклады.

12.03

26

Коллективизация: как она проходила.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности проведения коллективизации в Иркутской губернии.

Знать этапы коллективизации и итоги.

Конспект.

19.03

27

Социально-политическая обстановка в 30-40-е гг. Развитие культуры.

Изучение нового материала.

Рассмотреть влияние политических репрессий на жизнь области. Охарактеризовать особенности культурной жизни.

Знать итоги репрессий.

Вопросы на с. 244-245.

02.04

Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941-1960гг.) – 2 часа.

28

Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Урок-семинар

Охарактеризовать вклад сибиряков в Победу в ВОВ.

Знать особенности развития области в годы ВОВ. Уметь охарактеризовать вклад иркутян в общую Победу.

Доклады, презентации.

09.04

29

Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Урок-семинар

Охарактеризовать вклад сибиряков в Победу в ВОВ.

Знать особенности развития области в годы ВОВ. Уметь охарактеризовать вклад иркутян в общую Победу.

Доклады, презентации.

16.04

Иркутская область в 1961-1985 гг. – 3 часа

30

Территориально-производственные комплексы. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1961-1985 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики после ВОВ.

Знать этапы развития Иркутской области после ВОВ.

Конспект.

23.04

31

Культурная жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности развития культурной жизни после ВОВ.

Знать особенности развития культурной жизни после ВОВ.

Доклады.

30.04

32

Экономическая и общественно-политическая жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг.

Знать особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг.

Конспект.

07.05

Иркутская область в 1986-2008 гг. – 2 часа.

33

Иркутская область в 1986 – 2008 годах. Политическая и культурная жизнь.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг.

Знать особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг.


14.05

34

Экономические реформы в Иркутской области в 1986-2008 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики области в1986-2008гг.

Знать особенности экономики области в1986-2008гг.


21.05

35

Повторительно-обобщающий урок

28.05



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Компьютер обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала.




Учебные пособия:

1.Косых А. П., Рабецкая З. И, Сверлик Г. И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.

2. Фролова С. А. Исторический атлас. Иркутская область. Москва: ООО Издательство ДИК, при участии издательства «Дрофа». 2000.

Литература:

1. Аганбегян А., Ибрагимов З. Сибирь не понаслышке. М., 1881.

2. Килессо Г. Т. Улица имени… Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.

3. Кузнецов И. И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.

4. Кузнецов И. И., Кузнецова Т. П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.

5. Косых А. П., Панов В. Н., Тюкавкин В. Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.

6. Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. издательство, 1986

7. Сутормин А. Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.

8. Петров И. Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.

9. Хафизов Р. З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.

10. Шинкарёв Л. Сибирь. Откуда она пошла, и куда идёт. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1974.

Дополнительная литература:

Лежненко И. Мост между прошлым и будущим - Земля Иркутская.2000, №12.С.47-50

Хрестоматия по истории Иркутской области/под ред. А.П.Косых. Иркутск, 1969

Дулов А.В. Памятники истории и культуры Иркутска-Иркутск,1993

Ситников Л.А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг. Иркутск,1993.

Колмаков Ю.П. Иркутская летопись1661-1940-Иркутск, 2003

Попов И.И. Забытые иркутские страницы- Иркутск ,1989

Винокуров М.А.,Суходолов А.П.Экономика Сибири 1920-1928- Новосибирск 1996

Иркутск: три века. Иркутск,1986

Дулов В.И.Крестьянство Сибири в годы первой русской революции- Иркутск 1956

Бенгарова И. История народов, живущих вокруг Байкала- Иркутск ,2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
программа курса "История Иркутской области" для 10 класса

Автор: Безруких Елена Георгиевна

Дата: 25.07.2015

Номер свидетельства: 223543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Элективный курс "Железнодорожный транспорт в проектах" "
    ["seo_title"] => string(59) "eliektivnyi-kurs-zhielieznodorozhnyi-transport-v-proiektakh"
    ["file_id"] => string(6) "107243"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403190007"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-irkutskoviedieniie-liubimyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "107992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403526620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства