Биологическое краеведение
Программа курса «Краеведение»
7 класс
Пояснительная записка
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережного отношения к природным ценностям своего края.
Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине. Биологическое краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, способствует личностному развитию ребенка; показывает насколько интересен и увлекателен свой край. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить свой населенный пункт и гордиться им. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, где человек родился и вырос, пробуждает гордость и желание сделать свой край процветающим.
Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курсов «Окружающий мир» и «Живой организм», в ходе освоения которых у учащихся сформировались представления о растениях, животных, грибках и их многообразии, роль в природе и жизни человека.
Важным звеном, позволяющим учащимся получать конкретные представления и понятия о природе, глубже проникнуть в окружающий мир, лучше понять его, являются экскурсии. Умение вести себя наблюдения, сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия), воспитывают и развивают логическое мышление.
Но в условиях учебного процесса не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного года, однако, это можно сделать не выходя из кабинета, с учетом возможностей мультимедиа. Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение природы родного края.
Курс «Краеведение» предназначен для знакомства учащихся 7 класса с природой родного края. Занятия проводятся 1 раза в неделю (34 часа за год обучения)
Цель курса – расширить и конкретизировать знания учащихся о природе родного края, об экологическом и систематическом разнообразии растений и животных, их роли в жизни человека.
Задачи курса:
- Раскрыть значения растений и животных в природе родного края и жизни человека;
- Познакомить учащихся с правилами и сроками сбора лекарственного сырья, правилами сбора грибов;
- Формировать навыков безопасного поведения в лесу;
- Прививать учащимся интереса к познанию объектов живой природы родного края;
- Развивать потребности общения с природой
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Темы курса
К-во часов
Дата
1
Краеведение – наука о родном крае
1ч
2
Географическое положение и границы ВКО. Климатические особенности области (Урок – практикум, работа с картой)
1 ч
3
Рельеф и полезные ископаемые. (Работа с картой и коллекцией горных пород)
1ч
4
Многообразие растений родного края.
5-6
Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам)
2ч
7
Мхи родного края…
1ч
8
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
1ч
9
Многообразие папоротников, хвощей и плаунов.
1ч
10
Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
1ч
11-12
Лекарственные растения родного края
2ч
13
Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.
1ч
14
Ядовитые растения, их воздействие на организм человека. Распознавание ядовитых растений родного края.
1ч
15-16
Экскурсия в биологический центр
2ч
Тема №2. Многообразие грибов родного края. (6ч)
17
Многообразие грибов родного края.
1ч
18
Наиболее распространенные виды шляпочных грибов.
1ч
19
Правила юного грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Виды – двойники
1ч
20
Первая помощь при отравлений грибами.
1ч
21
Грибы, занесенные в Красную книгу. Охрана грибов.
1ч
22
Экологическая памятка. Создание памятки о природе Восточно-Казахстанской области и бережном отношений к ней.
1ч
Тема 3. Правила поведения на природе (2ч)
23-24
Правила поведения в лесу.
2ч
Тема 4. Охрана природы родного края. (5ч)
25
Влияние деятельности человека на природу.
1ч
26
Особо охраняемые природное территорий родного края. Сосновый бор.
1ч
27
Красная книга охраняемые растения своей местности.
1ч
28-29
Экскурсия в краеведческий музей.
2ч
Тема 5. Водоемы родного края (3ч)
30
Многообразие водоплавающих птиц.
1ч
31-32
«редкие и исчезающие виды птиц» - презентаций
2ч
Тема 6. Защита проектов и исследовательских работ (2ч)
33-34
Защита творческих проектов.
2ч
Список рекомендуемых литератур.
- Л.В. ЯНУШКЕВИЧ «Редкие и исчезающие виды растений» (справочное пособие). 1997 г.
- В.В. Абрамович «Кладовые витаминов». М., 2011г.
- Н.Н. Алеутский. «Лекарственные растения на вашем огороде». Архангельск, 1990г.
- А.П.Попов. «Лекарственные растения в народной медицине». Кремово, 2010г.
Учитель биологии Мухаметханова Г.С. КГУ «СОШ №35»