Программа факультатива "Культурные традиции Отечества" для 11 класса
Программа факультатива "Культурные традиции Отечества" для 11 класса
Цель программы: Осознание учащимися духовно – художественных идеалов русского искусства и закономерностей его становления. Понимание роли различных видов искусства в жизни русского общества на разных его этапах развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Культурные традиции Отечества" для 11 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Культурные традиции Отечества» (Художественное пространство России в 18-20 вв.: ситуация выбора)» состоит из двух разделов. Содержание каждого из этих разделов рассчитано на 17 учебных часов и может изучаться как отдельно друг от друга, так и в совокупности. Искусство – это канал связи между народами разных стран и разных эпох и современным человеком. Эта программа ориентирует учащихся на совместный поиск решений тех или иных проблем с целью повышения уровня национального самосознания и толерантности юных граждан России как представителей современного общества. Данный курс поможет учащимся через субъективный опыт художника понять сложные моменты русской истории, получить представление о менталитете русского народа, осмыслить значение традиций и культурных связей между народами нашего Отечества и всего мира.
Цель программы:
Осознание учащимися духовно – художественных идеалов русского искусства и закономерностей его становления
Понимание роли различных видов искусства в жизни русского общества на разных его этапах развития
Задачи программы:
Моделирование и актуализация художественного мира России 18-20 вв.
Формирование опыта художественно-творческой деятельности.
Воспитания эмоционально-нравственного отношения к миру.
Осознания своего места в этом мире.
Осмысление исторических проблем русского искусства призвано сформировать у учащихся представление о художественном способе познания мира.
Развитие познавательного интереса к истории мирового искусства.
Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию исторического характера по данному курсу.
В результате изучения курса учащиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания региональных особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программа элективного курса для общеобразовательных учреждений «Культурные традиции Отечества» (Художественное пространство Древней Руси и России в 18-20 вв.: ситуация выбора) и методические рекомендации . разработанные научными сотрудниками Института художественного образования РАО.: Программа элективного курса / авт.-сост. И. Э. Кашекова. –Москва «Просвещение»: 2009.
Место предмета в базисном учебном плане.
Авторский элективный курс «Культурные традиции Отечества» рассчитан на 34 часа. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
ВСЕГО ЧАСОВ:
по программе – 34 часа.
в неделю-1 час.
Нормативные документы
1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект): http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru. Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp
5. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. – 2002. - № 4.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2004. - №8.
7. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.
Ведущие методы и формы работы на занятиях.
Фронтальные методы – позволяют учителю увеличить информационную наполненность уроков за счет специальной организации синхронных действий обучаемых и учителя для достижения поставленных учебных целей в малом объеме учебных часов.
Дискуссия – обмен взглядов по конкретной проблеме, помогает обучающимся упорядочить и закрепить изученный материал, а учителю – не только определять уровень подготовки обучающихся и индивидуальные особенности их характера, мышления, темперамента и пр., но и исправлять недостатки поведения и общения.
Практические занятия – выполнение практических работ, посещение музеев, выставок.
Работа в малых группах – помогает настроить каждого обучающегося на контакт, устранить стрессовую ситуацию по поводу оценок и ограничений, определения уровня знаний или незнания, что очень важно для обучающихся; акцент делается на рациональной и эмоционально-образной форме восприятия экономической информации. Работа в малых группах эффективна при решении практических задач в процессе изучения и закрепления новой темы.
Компьютерные технологии – демонстрации ( визуальные) информации, выдаваемой ранее, только устно; интерактивные формы; использование обучающих и игровых программ.
Метод проектов – оценка умений обучающихся использовать полученные знания и опыта решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не обязательных в жизни общества, таких как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В Рабочая программа ориентирована на развитие личности обучающегося, формирования у него опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевых компетенций:
Познавательной, включающей в себя умения:
Самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
Применять освоенные способы в новых ситуациях;
Осуществлять самоконтроль;
Устанавливать связи между отдельными объектами..
Коммуникативной, включающей в себя умения:
Сотрудничать;
Оказывать помощь другим;
Участвовать в работе команды;
Обмениваться информацией.
Информационной, включающей в себя умения:
Самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию;
Упорядочить, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Социальной, способствующей личностному самосовершенствованию обучающегося, а именно умению:
Анализировать свою деятельность и ошибки;
Обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников;
Осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях;
Критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Культурные традиции Отечества» учащиеся должны:
знать/понимать:
Возникновение, становление и развитие русского искусства,
Связи и взаимоотношения русского искусства с художественной культурой Запада и Востока;
Основные виды и жанры изобразительных искусств;
Выдающихся представителей русского искусства и их основные произведения;
Информацию о крупных художественных музеях России и её архитектурных памятниках;
уметь:
Умение использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности
Применять художественно-выразительные средства графики. Живопись. Конструирования при выполнении своего проекта
Ориентироваться в основных явления русского искусства;
Объяснять роль и значение разных видов искусства в жизни общества и отдельного человека;
Эстетически оценивать явления окружающего мира;
Выполнять исследовательскую работу и оформлять ее;
Система оценивания элективного курса:
Курс оценивается, если ученик:
посетил не менее 65% занятий по этому курсу;
выполнил итоговую зачетную работу в виде творческой работы или реферат по заданной теме;
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности по разделам, после окончания курса и проверки зачетной работы с выставлением оценок в журнале. Конкретные задания, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке, можно разбить на три группы. В первую группу входят задания информативного характера. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки, но не навыки, приобретенные непосредственно при изучении курса КТО.
Вторую группу заданий составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь уже ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном, все задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работы по выработке навыков на уроках КТО как раз и должна проходить на этом уровне. Ведь главная задача в преподавании этого предмета вовсе не «научить восхищаться прекрасным». Главное научить видеть, как сделано то или иное произведение искусства (технология), и почему оно сделано именно так, а не иначе (смысл).
Третья группа заданий самая специфическая для уроков КТО. Это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Именно этим курс Культурные традиции Отечества как учебный предмет принципиально отличается от курсов Музыки, ИЗО и всевозможного художественного труда. Поэтому творческие задания на уроках КТО являются самыми необходимыми. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Кол часов по программе
Планируе-мое
кол-во часов
КР
РК
проект
1.
Новый взгляд на мир в искусстве России 18-19 веков
17
17
1
3
2
2.
Через художественный опыт прошлого к новым открытиям в 20 веке
17
17
1
2
2
Реализация национально-регионального компонента
№
Тема
Объём времени
1.
Региональное храмовое строительство.
1 час
2.
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Художественная культура Приангарья.
2 час
3.
Архитектура и художественное искусство Приангарья.
2 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КТО 10-11 КЛАСС.
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Тип урока
Оборудование
Глоссарий
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Новый взгляд на мир в искусстве России 18-19 веков (17 часов)
1
Неделя 1
Новый взгляд на мир
1
Периодизация культуры. Синкретический характер искусства. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры барокко. Театр, музыка и танец.
Лекция.
Иллюстрации по теме.
Интонация
Подготовить м/м презентации о художниках
2, 3
Неделя 2,3
Петровское барокко
2
Рассмотреть основные направления архитектуры: архитектурные сооружения петровского времени.
Конференция.
Иллюстрации по теме.
Зодчество. Барокко
Выписать из конспекта основные понятия по теме. Выучить их.
4,5
Неделя 4,5
Два мира: Москва и Санкт-Петербург
2
Рассмотреть и сравнить главные темы искусства Москвы и Санкт-Петербурга
Урок-путешествие.
Иллюстрации по теме.
Рельефы, фрески, лепнина.
Подготовить доклады на предоставленные темы.
6
Неделя 6
Вровень с европейскими шедеврами. Барокко
1
Раскрыть представление об архитектуре России и Европы; изобразительном искусстве.
Урок-лекция.
Иллюстрации по теме.
Барокко
Закончить работу с учебником. Подготовить сообщения на выбранную тему.
7
Неделя 7
Искусство – модель, жизнь – подражание модели
1
Рассказать о художественной культуре классического периода
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Модель, макет, мировоззрение
Подготовиться к итоговой работе по разделу.
8
Неделя 8
«Самозначимость» художника в искусстве России
1
Раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассмотреть скульптурные творения; рассмотреть мастеров классики
Урок-путешествие.
м/медия, иллюстрации по теме. Портреты
Классицизм
Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады.
9
Неделя 9
Демократический реализм в русской живописи
1
Рассмотреть портреты их художественное своеобразие.
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Демократический реализм
Доделать работу, начатую на уроке.
10
Неделя 10
Развитие исторической живописи
1
Рассмотреть исторические картины их художественное своеобразие. Рассмотреть изобразительное искусство, скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.
Урок-исследование.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать дополнительный материал в учебнике.
11
Неделя 11
Новые направления в русском пейзаже
Рассмотреть пейзажи их художественное своеобразие.
Урок-путешествие.
м/медия, иллюстрации по теме.
Пейзаж
12
Неделя 12
Региональное храмовое строительство.
1
Рассмотреть архитектуру; искусство мозаики, искусство иконописи.
Урок-лекция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Иконопись.
Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.
13,14
Неделя 13,14
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Художественная культура Приангарья.
2
Дать понятие о литургической драме; фарсе; сказке, легенде, рассказать о достижениях музыкальной культуры; музыкально-песенное творчество Сибири.
Урок-семинар.
м/медия, иллюстрации по теме.
Метафора, миф
Прочитать об особенностях архитектуры. (учебник + доп.материал).
15,16
Неделя 15, 16
Представление проекта «Летопись русского искусства»
1
Рассмотреть изобразительное искусство и архитектуру
Урок-проект.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике дополнительный материал.
17
Неделя 17
Контрольная работа по 1 разделу
1
м/медия, иллюстрации по теме.
Ответить на вопросы.
Через художественный опыт прошлого к новым открытиям в 20 веке (17 часов)
18
Неделя 18
Новое – хорошо забытое старое
Рассмотреть новые направления архитектуры: архитектурные сооружения нового времени.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Новаторство
19
Неделя 19
Изобразительное искусство: традиции и новаторство на рубеже веков
1
Рассмотреть скульптуры и картины авангардистов
Урок-лекция.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Стиль, ретроспектива, эклектика
Подготовиться к семинару.
20
Неделя 20
Новая художественная реальность
1
Новаторство и инновации вискусстве
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Псевдорусский стиль
Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.
21
Неделя 21
Агитационное искусство послереволюционного периода
7. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
10. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
11.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
12. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
13. СД. Шедевры русской классики.
14. Использование ранее подготовленных материалов и презентаций учащихся.
15. Интернет-ресурсы.
Использованная литература:
Программа элективного курса для общеобразовательных учреждений «Культурные традиции Отечества» (Художественное пространство Древней Руси и России в 18-20 вв.: ситуация выбора) и методические рекомендации . разработанные научными сотрудниками Института художественного образования РАО.: Программа элективного курса / авт.-сост. И. Э. Кашекова. –Москва «Просвещение»: 2009.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Мультимедиа-центр, 2003
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003